Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования неналоговых доходов федерального бюджета, проведение анализа, изучение мероприятий, направленных на увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность неналоговых доходов федерального бюджета 5
1.1. Правовое обеспечение неналоговых доходов 5
1.2. Классификация неналоговых доходов федерального бюджета 9
Особенности управления базой неналоговых доходов 11
2. Доходы федерального бюджета и неналоговые доходы 14
2.1. Анализ и сравнение доходов федерального бюджета 14
2.2. Отличительные особенности неналоговых доходов 17
2.3. Оптимизация и планирование неналоговых доходов федерального бюджета в современных условиях 21
3. Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ 26
3.1. Проблемы неналоговых доходов 26
3.2. Направления совершенствования неналоговых доходов бюджетов 28
3.3. Управленческие методы решения проблем аккумуляции
неналоговых доходов 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

Неналоговые доходы федерального бюджета.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                3

1. Сущность  неналоговых доходов   федерального бюджета                          5

1.1. Правовое обеспечение неналоговых  доходов                                            5

1.2. Классификация неналоговых доходов  федерального бюджета               9

    1. Особенности управления базой неналоговых доходов                            11

2. Доходы федерального  бюджета и неналоговые доходы                             14

2.1. Анализ и сравнение  доходов федерального бюджета                              14

2.2. Отличительные особенности  неналоговых доходов                                17

2.3. Оптимизация и планирование неналоговых доходов федерального бюджета в современных условиях                                                                     21

3. Проблемы и пути  совершенствования неналоговых доходов РФ            26

3.1. Проблемы неналоговых доходов                                                              26

3.2. Направления совершенствования  неналоговых доходов бюджетов       28

3.3. Управленческие методы решения  проблем аккумуляции 

неналоговых доходов                                                                                         30

Заключение                                                                                                           32

Список используемой литературы                                                                    34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, бюджет государства  можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента  принятия государством этого документа  финансы приобретают всеобщий характер. Государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и с помощью него организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На современном этапе  отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода.

Материальной основой, позволяющей образовать основной централизованный фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование нужд государства и  выполнение его функций и задач, являются доходы федерального бюджета. В этом и заключается актуальность темы данной работы «Неналоговые доходы федерального бюджета анализ их состава, динамики и структуры». Актуальность темы работы заключается в том, что для формирования доходной части бюджетов всех уровней является включение в состав неналоговых доходов доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями.

Объект исследования данной работы – неналоговые доходы Российской Федерации.

Предметом исследования являются особенности, классификация и динамика изменений неналоговых доходов федерального бюджета.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и  особенностей формирования неналоговых доходов федерального бюджета, проведение анализа, изучение мероприятий, направленных на увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.

На основании поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. углубить теоретические представления о неналоговых доходах федерального бюджета;
  2. сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2008, 2009, 2010 гг.;
  3. проанализировать проблемы в области формирования неналоговых доходов федерального бюджета;
  4. разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению неналоговых доходов федерального бюджета.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов по данной проблеме, периодические издания, статистическая отчетность.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность неналоговых доходов федерального бюджета

 

1.1. Правовое обеспечение  неналоговых доходов

 

В современных условиях перехода к  рыночным отношениям государственный  и муниципальный бюджеты играют исключительно важную роль. Неслучайно государственному бюджету придается высшая юридическая сила. Он облекается в форму закона.

Бюджетный кодекс РФ, введенный в  действие в 2001 году, вносит существенные изменения в правовое регулирование доходов государственного и муниципального бюджетов, в том числе в правовой режим неналоговых доходов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются  неналоговые доходы. Из анализа данного  перечня неналоговых доходов  следует, что в число неналоговых доходов включаются те доходы, которые ранее рассматривались финансовым правом как внебюджетные средства бюджетных организаций. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Именно неналоговые доходы представляют для нас наибольший интерес при рассмотрении арендных отношений в финансово-правовом аспекте.

Неналоговые доходы как источник формирования государственного бюджета рассматривался также в советский период развития права. Однако в отличие от современного финансового права перечень доходов, относимых к неналоговым, был иным. Кроме того, неналоговым доходам уделялось незаслуженно мало внимания. Объяснением этому служит существовавшие в советский период иной экономико-политической ситуации в стране.

К неналоговым доходам советского периода относились:

- платежи за пользование некоторыми  видами государственного имущества,  за оказание государственными  органами определенных услуг  и производство некоторых других  действий;

- суммы, полученные от реализации переходящего в собственность государства в установленном законом порядке имущества (бесхозного, вымороченного);

- суммы, изымаемые в бюджет  в связи с тем, что их оставление  в распоряжении отдельных предприятий  и организаций поощряло бы нарушение финансовой дисциплины и не содействовало бы укреплению хозрасчета (суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшими сроками исковой давности, депозитные суммы и т. д.);

- поступления, связанные с размещением  денежно-вещевых лотерей, а также некоторые другие суммы.

Современное финансовое право Российской Федерации иначе регулирует неналоговые  доходы. В статье 41 Бюджетного кодекса  Российской Федерации дается перечень следующих неналоговых доходов. К ним относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе  штрафы, конфискации, компенсации,  а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой  помощи, полученной от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые  доходы.

При сравнении приведенных  перечней видно, что современное  финансовое право применяет только один вид неналоговых доходов, ранее  предусматривавшихся советским  финансовым правом, а именно получение  определенных платежей за использование государственного имущества. Аналогичными в указанных перечнях могут показаться пункты, гласящие об оказываемых государственными органами определенных услугах. Однако, Бюджетный кодекс Российской Федерации указывает на признак платности услуг, оказываемых учреждениями государства. На такой вид неналоговых доходов, как доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, следует обратить особое внимание. Такая норма в бюджетном законодательстве появилась впервые и направлена на осуществление реального финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях их хронического недофинансирования.

В рамках рассматриваемого нами вопроса существенным отличием является то, что ранее под доходами, получаемыми от использования государственного имущества и угодий понимались: лесной доход, доходы от разработки общераспространенных полезных ископаемых, доходы от разработки торфа на топливо, единый рыболовный сбор, доходы от реализации имущества, переходящего к государству в установленном порядке (национализированного, бесхозяйного, выморочного, конфискованного, невостребованных грузов на транспорте и вложений в не розданных почтовых отправлениях) и некоторые другие. Арендные платежи, которые могли бы взиматься за использование государственным имуществом, в качестве неналоговых доходов не регулировались вообще.

Статья 42 Бюджетного кодекса  Российской Федерации предусматривает  поступление в бюджет доходов  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности.

Имущество, находящееся  в государственной и муниципальной  собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 214, 215, 294, 296 ГК РФ).

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме.

Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

Большинство неналоговых  платежей имеет сравнительно небольшой  удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Так же, как и другие платежи в бюджет, неналоговые  доходы устанавливаются высшими  органами законодательной государственной  власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на (соответствующий) год".

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации к  неналоговым доходам также относятся доходы от платных услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями.

 

Доходы от оказания платных  услуг или от иной деятельности, приносящей указанные доходы, для  бюджетных учреждений являются внебюджетными  средствами. Институт внебюджетных средств  бюджетных организаций давно известен финансовому праву.

Бюджетный кодекс Российской Федерации иначе определил источник специальных средств бюджетных  учреждений – доход от предпринимательской  деятельности, что закреплено пунктом  вторым статьи 42.

В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

 

1.2. Классификация  неналоговых доходов федерального бюджета

 

Неналоговые доходы федерального бюджета на 2011 год формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных  бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 Бюджетного Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия  в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 Бюджетного Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

части прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

таможенных пошлин и  таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ