Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования неналоговых доходов федерального бюджета, проведение анализа, изучение мероприятий, направленных на увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность неналоговых доходов федерального бюджета 5
1.1. Правовое обеспечение неналоговых доходов 5
1.2. Классификация неналоговых доходов федерального бюджета 9
Особенности управления базой неналоговых доходов 11
2. Доходы федерального бюджета и неналоговые доходы 14
2.1. Анализ и сравнение доходов федерального бюджета 14
2.2. Отличительные особенности неналоговых доходов 17
2.3. Оптимизация и планирование неналоговых доходов федерального бюджета в современных условиях 21
3. Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ 26
3.1. Проблемы неналоговых доходов 26
3.2. Направления совершенствования неналоговых доходов бюджетов 28
3.3. Управленческие методы решения проблем аккумуляции
неналоговых доходов 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

Неналоговые доходы федерального бюджета.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

таможенных  пошлин и таможенных сборов;

платы за использование  лесов в части минимального размера  арендной платы и минимального размера  платы по договору купли-продажи  лесных насаждений;

платы за пользование  водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

платы за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям;

платы за негативное воздействие на окружающую среду;

консульских сборов;

патентных пошлин;

платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В неналоговых  доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным  федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Наибольший удельный вес среди неналоговых поступлений в Федеральный бюджет составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (рис. 3) – 91% (3999,14 млрд. руб. в 2008 г.). По сравнения с 2007 г. Они увеличились на 1590,84 млрд. руб. В 2009 г. Планируется увеличить эти доходы до 4243,38 млрд. руб.

На втором месте доходы от оказания платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов  исполнительной власти, после уплаты налогов и сборов. Они составили  в 2008 г. 121,44 млрд. руб., что на 6,24% больше, чем в 2007 г.

Платежи при использовании  природных ресурсов принесли в бюджет 121,53 млрд. руб. Эта цифра по прогнозу на 2009 г. уменьшится вдвое и составит 59,04 млрд.

Доходы от государственной  собственности незначительно пополняют  государственный бюджет. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 79,1 млрд. руб., а доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 6,85 млрд. руб.

2.3. Оптимизация и планирование неналоговых доходов федерального бюджета в современных условиях

 

Так как налоговые  доходы составляют около 60% в общем  объеме доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и  органами власти Российской Федерации  стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не может в полной мере выполнять эту задачу. Важнейшей причиной этого является нежелание разработчиков и субъектов управления налоговым процессом отойти от стереотипных подходов к налоговой политике.

Налогообложение в целом  направленно в основном на увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не в состоянии нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что около половины промышленных предприятий убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Другим путем увеличения доходов федерального бюджета и  снижения налоговой нагрузки является оптимизация системы неналоговых  поступлений в бюджет.

Резервы пополнения неналоговых  доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В России государству  принадлежит приблизительно 50 тыс. юридических лиц, которые представляют около 40% экономики. Из них свыше 35 тысяч юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные казенные предприятия оборонного значения).

Результаты функционирования государственных предприятий показывают свою экономическую неэффективность. По данным Счетной палаты РФ, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. руб. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, а в России – менее 1% ВВП.

Одним из способов оптимизации  сети федеральных государственных  учреждений является их приватизация или продажа. Но другим направлением повышения эффективности неналоговых доходов в России является управление собственностью, а не избавление от нее. На сегодняшний день практически не задействованы такие формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады уставных капиталов акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект, лизинг. Продавать имущество можно и нужно в крайних случаях, когда его никак невозможно эффективно использовать.

Одним из эффективных  методов управления государственной  собственностью, как показывает мировой  опыт, является передача его в концессию. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных к функциям государства. И уже для обеспечения такой деятельности передается государственное имущество. Механизм концессии позволяет привлекать в общественный сектор частные инвестиции и необходимую собственность3.

Для решения задач  по повышению эффективности использования  государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:

  • совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
  • оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);
  • обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования неналоговых доходов имеют огромное значение.

Как было отмечено на заседании, особую актуальность в настоящее  время обретают вопросы качества планирования макроэкономических и  бюджетных показателей, а также  детальная проработка прогноза по каждому  виду доходов федерального бюджета. Предложенный же механизм оценки качества исполнения доходной части главного финансового закона страны лишь по совокупному значению всех доходов противоречит одному из базовых принципов бюджетной системы страны - принципу полноты отражения доходов.

За исключением доходов oт внешнеэкономической деятельности прочие неналоговые доходы по своей структуре характеризуются слабой прямой зависимостью oт внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому отклонения oт плановых показателей по отдельным видам неналоговых доходов до 60 процентов, указывали эксперты, свидетельствуют о крайне низком качестве их планирования.

Таможенные пошлины  и сборы составляют около 90 процентов  поступлений неналоговых доходов  и немногим более трети всех доходов  федерального бюджета. Как было отмечено в ходе дискуссии, ставки таможенных пошлин, размер которых меняется в течение финансового года в зависимости от конъюнктуры мирового рынка и необходимости принятия протекционистских мер, являются достаточно гибким финансовым инструментом.

В целях нормализации ситуации целесообразно усилить контроль за принятием представителями государства в управляющих органах компаний с высокой долей госучастия решений по вопросам дивидендной политики компаний. В качестве меры по совершенствованию администрирования таможенных платежей, с их точки зрения, требуется упорядочить систему предоставления таможенных льгот. Для оптимизации установленного режима беспошлинного ввоза технологического оборудования для различных отраслей промышленности, к примеру, отмечали специалисты, необходимо нормативно установить четкие критерии его отнесения к этой категории. Важно продолжить работу по выработке нормативно-правовых актов, которыми устанавливаются источники достоверной ценовой информации о стоимости идентичных и однородных товаров, что должно содействовать созданию более эффективной системы контроля заявленной таможенной стоимости товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  и пути совершенствования неналоговых  доходов РФ.

 

3.1. Проблемы  неналоговых доходов

 

В настоящее время  проблемы формирования и управления в целом неналоговыми доходами в России отошли на второй план на фоне проводимых бюджетной и налоговой реформ. Вместе с тем для большей активизации всех имеющихся у государства ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению собственными источниками доходов государства, коими являются неналоговые доходы бюджета. 
Прежде всего необходимо рассмотреть теоретические и методологические основы их формирования, тем более что от этого зависят и направления управления ими.

В составе доходов бюджетов в России выделены три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так же, как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на (соответствующий) год.

Неналоговые формы мобилизации  финансовых ресурсов имеют характерные  черты, отличающие их от налоговых поступлений: 
порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах;

не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

большая целевая направленность использования поступлений, закрепленная в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа;

нет жесткого планирования; на практике оно осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве. 
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет различные основания. Всех их объединяет тот факт, что они не являются налогами.

Что касается управления неналоговыми доходами в "классическом" понимании, т.е. доходами от собственности, то можно сделать вывод, что данный метод формирования бюджета задействован крайне слабо. В промышленно развитых государствах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют до 5% ВВП, в России - менее 1% ВВП. В России данная составляющая бюджетных доходов на протяжении последних лет не превышает 8% совокупных доходов.

Другой важной сегодня  проблемой выступает отсутствие эффективной координации в действиях  ответственных ведомств между собой, со своими территориальными органами, а также с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) по всем вопросам идентификации унитарных предприятий, что отрицательно влияет на обеспечение поступлений в федеральный бюджет платежей из прибыли этих предприятий. Такими структурами являются Федеральная налоговая служба России (ведущая единый государственный реестр юридических лиц), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная служба государственной статистики (составляет единый государственный регистр предприятий и организаций).

 

3.2. Направления  совершенствования неналоговых  доходов бюджетов

 

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом "от достигнутого", либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется пообъектное планирование. Автоматический метод используется, если договора аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы 1 м2 площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ