Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования неналоговых доходов федерального бюджета, проведение анализа, изучение мероприятий, направленных на увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
Введение 3
1. Сущность неналоговых доходов федерального бюджета 5
1.1. Правовое обеспечение неналоговых доходов 5
1.2. Классификация неналоговых доходов федерального бюджета 9
Особенности управления базой неналоговых доходов 11
2. Доходы федерального бюджета и неналоговые доходы 14
2.1. Анализ и сравнение доходов федерального бюджета 14
2.2. Отличительные особенности неналоговых доходов 17
2.3. Оптимизация и планирование неналоговых доходов федерального бюджета в современных условиях 21
3. Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ 26
3.1. Проблемы неналоговых доходов 26
3.2. Направления совершенствования неналоговых доходов бюджетов 28
3.3. Управленческие методы решения проблем аккумуляции
неналоговых доходов 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34
платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов.
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше также учитываются:
прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
Эффективность управления государственной собственностью зависит не только от ее специфических черт и методов воздействия на нее, но и от скоординированности деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Государственная экономическая политика должна быть направлена на оптимизацию структуры государственной собственности, которая соответствовала бы функциональным задачам государственных (муниципальных) органов власти, и на формирование единой, взаимосвязанной системы экономических отношений, имеющих целью значительное повышение эффективности использования всех форм собственности. В процессе управления собственностью должны быть учтены особенности управления:
акционерными обществами, пакеты акций которых закреплены в государственной (муниципальной) собственности;
унитарными предприятиями;
объектами региональной (муниципальной) недвижимости.
Должна соблюдаться определенная логическая схема (см. рис. 1).
Рис.1. Схема разработки и выбора механизма управления государственной собственностью
Ключевым моментом управления собственностью является формирование оптимальной экономической и территориальной структуры собственности в регионах (муниципалитетах) в двух ее аспектах:
как соотношение между
государственной
как соотношение федеральной
собственности, собственности субъектов
Федерации и муниципальной
В целях рационального использования и защиты государственного имущества в первую очередь следует провести инвентаризацию государственной собственности. В продолжение работы по оптимизации структуры государственной собственности необходимо определить состав имущества, сохранение которого в государственной собственности целесообразно. Целесообразность сохранения в составе государственной (муниципальной) собственности определяется критериями разумной достаточности, которые позволяют субъектам Федерации (муниципальным образованиям) выполнять свои функции.
При выборе подхода к управлению активами следует учитывать, что в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) находятся активы, которые можно разделить на коммерческие, т. е. приносящие доход, и некоммерческие, используемые для реализации социальных обязательств.
По результатам инвентаризации активы следует разбить на некоммерческие и коммерческие.
Для выделения коммерческих активов необходимо провести оценку финансового риска, связанного с их функционированием, и оценку уровня доходности каждого актива (сохранение в собственности убыточных коммерческих активов недопустимо).
На практике управление
в акционерных обществах со 100-процентным
государственным капиталом
2.1. Анализ и сравнение доходов федерального бюджета
Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеет статус федерального закона.
Федеральный бюджет – форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Материальной основой существования самого государства и базу покрытия потребностей средствами для выполнения основной части возложенных на государство функций являются доходы федерального бюджета. Их необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности.
Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.
Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального продукта.
Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.
Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти, и служат для обеспечения их функций.
Бюджетные доходы, с одной
стороны, являются результатом распределения
стоимости общественного
В составе доходов федерального бюджета выделены две группы:
Доходы федерального бюджета 2008 г., 2009 и 2010 годы
2008 |
2009 |
2010 | ||||
млрд. руб. |
уд.вес |
млрд. руб. |
уд.вес |
млрд. руб. |
уд.вес | |
ВВП |
35000 |
39690 |
44800 |
|||
Всего доходов |
6644,4 |
7465,4 |
7451,2 |
|||
налоговые доходы |
4226 |
100 |
4468,2 |
100 |
4972,9 |
100 |
неналоговые доходы |
1846,1 |
100 |
2398 |
100 |
2447,7 |
100 |
неналоговые доходы (в% к ВВП) |
5,27 |
6,04 |
5,46 | |||
доходы от ВЭД |
1557,1 |
64,42 |
2086,7 |
69,62 |
2130 |
68,33 |
доходы от использования имущества |
99,3 |
4,11 |
105,4 |
3,52 |
102,1 |
3,28 |
платежи за использование природными ресурсами |
50,4 |
2,09 |
57,7 |
1,93 |
60,7 |
1,95 |
доходы от оказания платных услуг |
131,7 |
5,45 |
138,6 |
4,62 |
143,8 |
4,61 |
доходы от продажи активов |
2,5 |
0,1 |
4,2 |
0,14 |
5,4 |
0,17 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
3,1 |
0,13 |
3,3 |
0,11 |
3,5 |
0,11 |
прочие неналоговые доходы |
2 |
0,08 |
2,1 |
0,07 |
2,2 |
0,07 |
целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1,3 |
0,05 |
2,1 |
0,07 |
2,7 |
0,09 |
Всего доходы в 2008 г. составили 6644,4 млрд. руб., что на 320,9 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г., 2010 г. доходы возрасли на 485,9 млрд. руб. по сравнению с 2007 г.
рис.1.
Из них налоговые доходы составят в 2008 г. 4226 млрд. руб. (12,1% к ВВП), а в 2010 г. – 4972,9 млрд. руб. (11,1% к ВВП), что на 1111,61 млрд. руб. больше, чем в 2007 г. Из них лидирующее место занимает НДС (51,31% в 2008 г., 64,78% в 2010 г.), затем идет налог НДПИ (20,84% в 2008 г., 17,44% в 2010 г.) и налог на прибыль организаций (12,42% в 2008 г., 12,77% в 2010 г.).
Неналоговые доходы составили 1846,1 млрд. руб. (5,27% к ВВП) в 2008 г., в 2010 г. – 2447,7 млрд. руб., что на 274,16 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г. Из них лидирующее место занимают доходы от ВЭД (64,42% в 2008 г., 68,33% в 2010 г.), затем идут доходы от оказания платных услуг (5,45% в 2008 г., 4,61% в 2010 г.) и доходы от использования имущества (4,11% в 2008 г., 3,28% в 2010 г.).
2.2. Отличительные
особенности неналоговых
Неналоговые доходы являются составной частью доходов федерального бюджета, устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ.
Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами.
Помимо различных видов доходов в федеральных бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Рисунок 1. Структура неналоговых доходов Федерального бюджета (млрд. руб.).1
К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета2.
Поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются: денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов РФ), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе за счет:
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
доходов от продажи
имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале, государственных
запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней), находящегося
в государственной
части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса);
прочих лицензионных сборов;
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования неналоговых доходов РФ