Проблемы использования упрощенной системы налогообложения для целей налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы: "Проблемы использования упрощенной системы налогообложения для целей налогового планирования". Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
· Проанализировать суть и объекты упрощенной системы налогообложения
· Выделить преимущества и недостатки объектов налогообложения
· Рассмотреть различные способы оптимизации при применении УСН

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………….…………………………….3
1.Упрощенная система налогообложения 6
1.1.Сущность, значение УСН6
1.2.Переход на УСН и её применение.7
1.3.Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН………………………………………………12
1.4.Ограничение на применение УСН………………………………………………………………………………………….……14
2.Применение УСН при налоговом планировании17
2.1.Оптимизация единого налога при УСН17
2.1.1.Занижение доходов21
2.1.2.Заключение договоров……………………………………………………………………………………………………………22
2.2.Оптимизация налога при УСН на основе патента……………………………………………………………………….25
3.Проблемы применения УСН в целях налоговой оптимизации………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…29
Литература………………………………………………………………………………………………………………………………………..…31

Файлы: 1 файл

проблемы использования усн при нал.планировании.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

Однако, в этой схеме могут участвовать только компании-"упрощенцы", которые платят единый налог с доходов за минусом расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

2.2. Оптимизация налога при УСН на основе патента

УСН на основе патента - самый  простой способ максимально снизить  налоги, а также упростить учет. Правда, применять УСН на основе патента могут только предприниматели.

Однако для этого нужно  выполнить условия:

- заниматься одним или  несколькими видами бизнеса, которые  перечислены в п. 2 ст. 346.25.1 Налогового  кодекса РФ;

- не использовать труд  более пяти наемных работников, в том числе по гражданско-правовым  договорам, в течение налогового  периода.

Есть еще одно условие - патент можно получить только на той  территории, где региональные власти приняли соответствующий закон.

Патент действует только на территории субъекта РФ, где он выдан.

Привлекательность и в  простоте учета. Налоговую декларацию в инспекцию сдавать не нужно, необходимо только вести налоговый учет в книге учета доходов и расходов.Таким образом, если предприниматель ведет деятельность, которая входит в перечень разрешенных, для применения УСН на основе патента, он сможет существенно сэкономить на налогах.

Пример. Индивидуальный предприниматель И.И. Иванов занимается производством хлеба и кондитерских изделий. Размер потенциально возможного дохода за год в Москве составляет 96 000 руб. То есть патент на год будет стоить 5760 руб. (96 000 x 6%). При этом неважно, сколько предприниматель заработает на самом деле. Предположим, что выручка коммерсанта составит за год 10 000 000 руб.

Рассчитаем, сколько  он сэкономит, выбрав УСН на основе патента вместо обычной упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы". Расходы на пенсионное страхование для упрощения примера не рассматриваются.

Применяя обычную УСН за год, предприниматель должен заплатить единый налог в сумме 600 000 руб. (10 000 000 руб. x 6%).

Патент на год  стоит 5760 руб.

Сумма экономии за год составит 594 240 руб. (600 000 руб. - 5760 руб.).

Если же предположить, что предприниматель на этом виде деятельности получит максимально  возможный доход 29 884 000 руб., который позволяет применять УСН (20 000 000 руб. x 1,4942 (коэффициент-дефлятор на текущий год)), то сумму экономии рассчитаем так:

- 1 793 040 руб. (29 884 000 x 6%) - сумма единого налога, которую нужно заплатить при обычной УСН с объектом "доходы";

- 5760 руб. - стоимость  патента за год;

- 1 787 280 руб. (1 793 040 руб. - 5760 руб.) - сумма экономии.

3. Проблемы применения УСН в целях налоговой оптимизации

Существенным преимуществом  упрощенной системы является значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета. Однако, несмотря на явные преимущества данной системы налогообложения, она  вызывает ряд проблем и сложностей в применении, что необходимо учитывать  в налоговом менеджменте при  выборе данной системы.

Одна из причин, которая  удерживает организации и предпринимателей от перехода на упрощенную систему  налогообложения, – это НДС. Плательщики  единого налога не признаются плательщиками  по налогу на добавленную стоимость, поэтому они не включают НДС в  цену, и, следовательно, покупатель не может принять соответствующую  сумму налога к вычету. Из-за того, что они не выставляют сумму НДС, некоторым покупателям становится невыгодно с ними работать. Покупателям  – плательщикам НДС выгоднее работать с теми продавцами, которые применяют  общий режим налогообложения, либо договариваться с продавцами, применяющими «упрощенку», о продаже товара по более низкой цене. Кроме того, организации  и предприниматели, работающие «на  упрощенке», входной НДС к вычету не принимают, т. к. последние предоставляются  только плательщикам НДС. Это еще  одна причина, по которой названный  специальный налоговый режим теряет свою привлекательность.

Другая причина, по которой  не все предприятия могут использовать упрощенную систему налогообложения  в целях налоговой оптимизации, – это необходимость доплаты  сумм единого налога и пени при  реализации объектов основных средств. В частности, это касается организаций, применяющих в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов. По объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы, их стоимость  сразу (на дату ввода в эксплуатацию) и полностью включается в состав расходов. Однако в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл.25 НК РФ с уплатой пени.

При налоговой оптимизации  с использованием упрощенной системы  налогообложения следует помнить  еще об одной трудности – включение  в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Авансы полученные включаются в состав доходов, а авансы выданные в состав расходов не включаются, т. к. расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической  оплаты.

Вместе с тем, при применении упрощенной системы с полученного  аванса в бюджет уплачивается 15 или 6 % (в зависимости от выбранного объекта  налогообложения), в то время как  при общем режиме налогообложения  авансы облагаются НДС по расчетной  ставке (18/180 или 10/110), что превышает  сумму единого налога по ставке 6 %.

Учитывая перечисленные  выше преимущества и недостатки, можно  сделать вывод, что переход на упрощенную систему выгоден организациям торговли, общественного питания  и организациям, оказывающим различные  услуги населению, т. к. покупателями в  основном являются физические лица, не являющиеся плательщиками НДС, и  момент реализации, как правило, совпадает  с моментом оплаты. Однако названные  категории налогоплательщиков, как  правило, попадают в обязательном порядке  под действие другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход для видов  деятельности, оказывающих платные  услуги за наличный расчет.

 

 

 

 

Заключение

Вопрос о налогообложении  малого бизнеса приобрел особую актуальность в экономике России. Наличие малоэффективных  производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых  от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны.

Эта задача в сложившейся  ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов  бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося  снижением издержек по ведению учета  и предоставлению отчетности, а также  налогового бремени, позволило бы разрешить  ряд проблем, стоящих перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим  для малого бизнеса следует рассматривать  как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Однако налоговая политика государства становится все более  жесткой по отношению к налогоплательщикам. Проблемой каждого предпринимателя  становится определение оптимальных  объемов налоговых платежей. В  настоящее время налогоплательщики  предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат, поскольку  рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.

В недалеком прошлом для  этих целей применялась агрессивная  оптимизация налогообложения, в  основе которой лежат использование  фирм однодневок и другие противоправные методы. На сегодняшний день этот способ недопустим. Необходимо понимать, что  экономия, достигаемая путем использования  противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж, который придется уплатить после проведения налоговой  проверки. При этом размер этого  платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результате оптимизации.

На сегодняшний день методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых  режимов (упрощенная система налогообложения) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым  преимуществом - они законны. Занизить доходы можно, не только не уменьшая, но, даже наращивая обороты, применив один из способов легального занижения доходов: когда "упрощенец" выступает в  роли комиссионера, в роли заемщика или как товарищ в рамках договора о простом товариществе.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия  в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием  и сопровождением наиболее эффективных  схем и договорных взаимоотношений.

Оптимальность выбора той  или иной системы налогообложения  можно определить только по фактически полученным показателям хозяйственной  деятельности, с учетом влияния всех факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Налоговый кодекс РФ, часть первая, от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
  2.   Налоговый кодек РФ, часть вторая, от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
  3. Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  4. Вылкова Е.С., «налоговое планирование» М.: Издательство Юрайт 2011г.
  5. Королев С.А Определяем расходы по УСНО (упрощенная система налогообложения) // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2011. - №3. – с.18-20.
  6. Лермонтов Ю.М. Об отдельных вопросах применения специальных налоговых режимов (по материалам арбитражной практики IV квартала 2011 г.) / Все для бухгалтера № 10 (202), 2011 г.
  7. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: полное практ. руководство. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. 432 с.
  8. Митюкова Э. С. «Налоговое планирование 2011. Анализ реальных схем» Издательство: Эксмо
  9. Слесаренко В. Методика оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] URL: www.public-optimiz.ru .
  10. Филимонова Е.М. Упрощенка: 5 плюсов и 5 минусов спецрежима // Главная книга, 2009. - №14. – с.10-15.
  11. Филимонова Е.М. Как платить минимальный налог при УСНО // Главная книга. – 2009. – спецвыпуск.
  12. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 324 с.
  13. Приказ ФНС России N ММВ-7-3/182@ "Уведомление об изменении объекта налогообложения".
  14.   Письма Минфина России от 30.05.2012 N 03-11-06/2/73, ФНС России от 27.01.2010 N 3-2-15/4@, от 10.11.2009 N ШС-22-3/848@
  15. Письмо Минфина России от 01.11.2007 № 03-11-04/2/272
  16. Письмо Минфина России от 21.12.2007 N 03-11-04/2/311
  17. Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 N 612 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2012 год"
  18. www.pnalog.ru /material/uproshennaya-sistema-nalogooblozheniya-usn

 

 

 

 

 

1 Приказ ФНС России N ММВ-7-3/182@ "Уведомление об изменении объекта налогообложения".

2 Письма Минфина России от 30.05.2012 N 03-11-06/2/73, ФНС России от 27.01.2010 N 3-2-15/4@, от 10.11.2009 N ШС-22-3/848@

3 (Письмо Минфина России от 21.12.2007 N 03-11-04/2/311)

 


Информация о работе Проблемы использования упрощенной системы налогообложения для целей налогового планирования