Проблемы налогообложени малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : изучить развитие малого бизнеса в России и рассмотреть влияние УСН на него.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
исследовать основные этапы развития малого бизнеса в России;
изучить понятие упрощенной системы налогообложения. проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

Курсовик весь.docx

— 75.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  темы курсовой работы определена несомненной значимостью малого бизнеса для российской экономики, повышение темпов развития и эффективности функционирования которого во многом зависит от решения финансовых проблем. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий.

В современной  России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора  экономики началось в конце 80-х  гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых  предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало  законодательное регулирование  в данной области.

После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста  их числа резко сократились. В  научной литературе того времени  данному феномену нашли следующее  объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.

Начиная с 1999 г. количество малых предприятий  стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.

В настоящее  время совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем  более уменьшение числа малых  предприятий, происходит не в результате насыщения ими экономики страны.

Изучением развития малого бизнеса занимаются в основном экономисты, и большинство исследований касается вопросов налогообложения. Данный вопрос является немаловажным, однако повысить темпы развития и эффективность функционирования малого бизнеса только с помощью налогообложения невозможно. Необходим целый комплекс мер, в числе которых финансово-кредитные механизмы.

 Разрабатываются специальные программы поддержки малого бизнеса. Одним из видов такой поддержки являются законодательные решения о введении специальных режимов налогообложения.

Упрощенная  система налогообложения относится  к специальному режиму, предусматривающему особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных  налогов и сборов.

Налогоплательщики, перешедшие на УСН, значительно экономят на налогах, а также заполняют  и сдают в инспекцию только одну декларацию по единому налогу. Кроме того, с переходом на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщиков возникает право не вести бухгалтерский  учет (за исключением основных средств  и нематериальных активов), что в  свою, очередь, существенно упрощает организацию деятельности компаний.

В этой связи, упрощение системы взимания налогов  и сборов посредством внедрения  УСН для малых и средних  организаций оказывает положительное  влияние на объем производимых ими  товаров и услуг, а значит, и  на доходность бюджетной системы  РФ, что выражает актуальность выбранной  темы.

Цель  работы : изучить развитие малого бизнеса  в России и рассмотреть влияние  УСН на него.

Указанная цель достигается через решение  следующих задач:

  • исследовать основные этапы развития малого бизнеса в России;
  • изучить понятие упрощенной системы налогообложения. проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России;
  • охарактеризовать государственную политику по оказанию роддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;
  • выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

ГЛАВА I: РАЗВИТИЕ И ЗнАЧЕНИЕ малого бизнеса в экономике России.

1.1. Основные этапы развития малого бизнеса в России.

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси и существовало в виде промыслов  и в торговой форме1. Нормы Русской Правды являвшейся источником права того времени защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по обязательствам и договорам. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях или на торгу.

В Русской  Правде упоминались следующие договоры: купли-продажи, займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного  найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия). В нормах Русской Правды, определяющих правовое положение отдельных групп  населения можно найти упоминание о купцах, мелких торговцах и ремесленниках, которых можно считать первыми  предпринимателями.

Значительное  развитие предпринимательство получило в годы правления Петра I, когда  в России стали создаваться мануфактуры, бурно развиваться суконная, полотняная, горная, оружейная промышленность2.

В гражданском  праве первой четверти ХVIII века начинают более определенно прослеживаться индивидуализация частных имущественных  и обязательственных прав. Закон  как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план.

Развитие  договорных отношений стимулировало  процесс перераспределения имущественных  ценностей в обществе, формирования новых социальных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство и капитал.

Однако  сдерживающим фактором дальнейшего  развития являлось существование крепостного  права. Новые возможности для  предпринимателей открылись после  реформы 1861 г., после чего началось строительство  железных дорог, оживилась акционерная  деятельность, была реорганизована промышленность3.

В 90-е  годы XIX окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ века предпринимательство становится массовым явлением, которое успешно  развивалось до Октябрьской революции 1917 г., после чего обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических  связей. Были национализированы все  крупные предприятия, экспортированы средства производства и имущество  всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая  политика – НЭП (1921 – 1926 гг.). Переход  после Гражданской войны к  мирному хозяйственному строительству  активизировал необходимость дальнейшей разработки гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления  хозяйственной работы4.

Гражданский кодекс 1922 г. состоял из общей части  вещного права, обязательственного права, наследственного права. Он закрепил рыночные начала в правовом регулировании  экономики.

Законодатель  в значительной мере ориентировался на относительный и временный  характер права переходного периода. Правовая форма казалась преходящей, ожидали ее скорого исчезновения и замены правовых норм техническими и организационными. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не повести к правовому нигилизму со всеми протекающими отсюда последствиями. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности». В общей системе народного хозяйства относительно автономные частные хозяйства рассматривались не как замкнутые и обособленные единицы, но как части единого комплекса.

К концу 20-х годов прошлого века права  частных предпринимателей стали  сужаться. Одно из первых ограничений  такого рода состояло в запрете гражданам  выступать в роли частных посредников  в отношениях между государственными организациями. Постепенно число таких  ограничений росло. Параллельно  происходило расширение оснований  для властного вторжения государства  в сферу гражданских отношений. В результате уже в начале 30-х  годов в роли предпринимателей фактически выступали лишь государственные  и кооперативные организации5.

Возвращение частного предпринимательства в  России началось к концу 80-х годов  прошлого века. Это было связано  с принятием ряда Законов СССР: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19.10.1986 г.), «О кооперации в СССР» (1988 г.), «Об общих началах предпринимательства  граждан в СССР» (1991 г.) и др.

Для возрождения  предпринимательства в Российской Федерации необходимо было создать  соответствующие экономико-правовые предпосылки (условия). Они создавались  поэтапно, на законодательном уровне реформируя экономическую систему. Главной была трансформация отношений  собственности. В условиях господства социалистической собственности в  развитом социалистическом обществе, где государственная и колхозно-кооперативная  формы собственности на средства производства составляли основу экономической системы СССР, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.), о возрождении и развитии предпринимательства не могло быть и речи, поскольку предпринимательство невозможно без многообразия форм собственности и прежде всего частной, без рынка, конкуренции, без создания многочисленных субъектов предпринимательской деятельности.

Многообразие  форм собственности, легализация частной  собственности относятся к числу  главных, непременных условий развития предпринимательства. Частная собственность  в наибольшей степени адекватна  предпринимательству и рынку.

Это нашло  отражение в нормотворчестве  периода реставрации капитализма. В 1986 г. принимается закон «Об  индивидуальной трудовой деятельности». В соответствии с этим законом  названный вид деятельности допускался в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей.

Другие  изменения в законодательстве этого  периода коснулись правового  положения государственных предприятий. С 1 января 1988 г. вступил в силу закон  СССР «О государственном предприятии (объединении)».

Он несколько  приблизил членов трудового коллектива к общенародной собственности, поскольку  установил, что предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Это  означало, что хозрасчетный доход  предприятия (доход после исполнения обязательных платежей в бюджет) поступал в полное распоряжение предприятия, не подлежал изъятию и использовался  самостоятельно, причем многие вопросы  производственного и социального  развития решал трудовой коллектив.

Принятые  в апреле 1989 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях в СССР» и в ноябре 1989 г. Основы законодательства СССР и  союзных республик об аренде наделяли трудовой коллектив возможностью образовать организацию арендаторов как  юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником  прав и обязанностей государственного предприятия.

Коренные  изменения в развитии частнопредпринимательской  деятельности связаны с принятием 24 декабря 1990 г. закона «О собственности  в РСФСР». Он восстанавливал частную  собственность в Российской Федерации. Но этот термин в данном случае «является  общим собирательным понятием для  права собственности частных (негосударственных, непубличных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный или муниципальный (публичный) интерес. В этом смысле оно  противостоит праву государственной (публичной) собственности и не несет  никакой политэкономической нагрузки». В соответствии с таким пониманием различались частная, государственная  и муниципальная формы собственности.

Следствием  принятия закона «О собственности в  РСФСР» стало то, что государство  утратило свой статус основного собственника средств производства. Теперь в его  собственности находились лишь объекты  общегосударственного значения (то есть имущество, необходимое для осуществления  задач государства). Таким образом, этот нормативно-правовой акт внес принципиальные изменения в регулирование  отношений собственности, и способствовал  тому, что страна ступила на путь перехода к рыночной экономике и  развитию предпринимательства6.

Наиболее  развернутую правовую регламентацию  предпринимательство получило в  законодательстве Российской Федерации - в Законах РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.) и «О регистрационном сборе  с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и порядке их регистрации» (1992 г.), которые прямо и непосредственно  были посвящены вопросам предпринимательства.

Закон РСФСР  от 25 декабря 1990 г. № 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  определил общие правовые, экономические  и социальные основы создания предприятий  в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, действующих  на территории РСФСР, и особенности  их деятельности, регламентировал права  и ответственность субъектов  предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки  и регулирования предпринимательства  в РСФСР.

Информация о работе Проблемы налогообложени малого бизнеса в России