Проблемы налогообложени малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : изучить развитие малого бизнеса в России и рассмотреть влияние УСН на него.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
исследовать основные этапы развития малого бизнеса в России;
изучить понятие упрощенной системы налогообложения. проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

Курсовик весь.docx

— 75.51 Кб (Скачать файл)

Рассматривая  законодательные акты, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

Первым  нормативным документом по малому предпринимательству  было Постановление Совета Министров  СССР от 08.08. 1990 № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Постановление определяло критерии отнесения предприятий  к категории малых, порядок создания и основные документы для государственной  регистрации, льготы для малого бизнеса  по налогообложению, амортизации и  др. Результатом данного Постановления  явилось развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании.

Дальнейшее  развитие нормативная база малого предпринимательства  получила с принятием Постановления  Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».

В целях  обеспечения необходимых организационных  экономических и правовых условий  развития предпринимательства на территории РСФСР Совет Министров РСФСР  постановил:

– считать  развитие сети малых предприятий  в РСФСР одной из важнейших  мер по формированию республиканского и местных товарных рынков и поддержке  предпринимательской деятельности.

– установить, что в соответствии с Законом  РСФСР «О собственности в РСФСР» на территории РСФСР могут создаваться  и действовать малые предприятия, основывающиеся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности  общественных объединений (организаций), а также смешанной форме собственности, которые вправе осуществлять любые  виды деятельности, не запрещенные  законодательством РСФСР и отвечающие целям, предусмотренным уставами таких  предприятий.

Важной  мерой поддержки развития малого предпринимательства стала возможность  производить ускоренную амортизацию  активной части производственных фондов. Органам государственной власти было предписано оказывать малым  предприятиям и их союзам, ассоциациям  и другим объединениям содействие в  материально-техническом и информационном обеспечении, передаче, продаже и  сдаче в аренду свободных производственных площадей, оборудования, нежилых помещений, законсервированных недостроенных  зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства.

С выходом  этого постановления развитие малого предпринимательства в стране обрело новый импульс. В дальнейшем был  принят еще ряд законодательных  актов, направленных на поддержку малого бизнеса. Так, в законе РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для  малого предпринимательства.

В мае 1993 г. вышло постановление Совета Министров  Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  было указано, что государственная  поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений  экономической реформы и определены приоритеты развития малого бизнеса7.

Анализ  существовавшей нормативной базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, позволяет  сделать вывод, что они противоречивы  и, к тому же, регулировали отдельные  вопросы в сфере малого бизнеса.

Первым  Законом в сфере малого предпринимательства  является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации».

 

1.2. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике Российской Федерации.

В период рыночной экономики особое значение приобретает развитие малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров.

Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям, которые  предполагают:

  1. формирование гибкой рыночной экономики;
  2. сочетание разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства.8

В современной экономике России реализуется сложный синтез конкурентного  рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес — один из ведущих секторов. Он определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Субъекты малого бизнеса способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.9

Экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше чем у крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают ряд трудностей. Так, малые фирмы чаще всего проигрывают крупным компаниям в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды. Если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах.

Серьезную проблему для малых фирм представляет отсутствие планирования. Лишь часть  из них осуществляет производственное планирование и еще меньше — стратегическое. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов.

Велико и количество различных  административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты и пр.), заинтересованность чиновников в которых не снижается. Негативным фактором в развитии предпринимательства и цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала, как предпринимателя, так и потребителя. 10

Функционирование представленной системы во многом зависит от усилий государства, которое выступает в роли координатора, контролера, посредника.

Для обеспечения реальной динамики развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес среды, прежде всего со стороны государства.

Необходимо  действенное законодательство, определяющее критерии и принципы организации, функционирования и поддержки малого бизнеса.

С 1 января 2008г. Действует новый Федеральный  закон от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». Данный закон  дает понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, а также  виды и формы поддержки, определяет критерии отнесения к малому бизнесу, вводит понятие микропредприятий.11

В соответствии с данным законом  предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов будут устанавливаться с 2010 г. Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 1 января 2010г. Будут проводить  сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства один раз в  пять лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II: УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

2.1.Упрощенная система налогообложения УСН.

Применение  упрощенной системы налогообложения  установлено главой 26.2 «Упрощенная  система налогообложения» НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке.

Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений (требований) для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на применение упрощенной системы налогообложения.

Ограничения (требования) для применения упрощенной системы налогообложения:

    • Для организаций:

 По итогам девяти  месяцев того года, в котором  организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не должны превышать 45 млн.руб. Данное ограничение действует с 2010 г. по 1 октября 2012 г., а с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно ограничение действует в размере с учетом индексации за 2009 г. (15 млн. руб. × 1,538  × 1,34 × 1,241 × 1,132 = 43 428 077 руб.).;

Доля участия в организации  других юридических лиц не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на некоммерческие организации, а также хозяйственные общества, единственными участниками которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

 средняя численность  работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек;

 остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов не должно превышать 100 млн. руб. Учитываются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ

    • Для индивидуальных предпринимателей:

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.

 

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, имеющие филиалы и представительства;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством    подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, иные формы адвокатских образований;
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные фонды.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в  период с 1 октября по 30 ноября в налоговый  орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения.

В том  случае если заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения  было подано вместе с документами  на государственную регистрацию создания юридического лица или государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, право на применение упрощенной системы налогообложения  возникает с момента постановки на налоговый учет.

Если  по итогам отчетного (налогового) периода  доходы налогоплательщика превысили 60 млн. руб. и (или) допущено несоответствие требованиям, дающим право применения упрощенной системы налогообложения, налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение или несоответствие требованиям. Данный лимит в 60 млн. руб. действует с 2010 г. по 1 января 2013 г., а с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. включительно ограничение действует в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 г. (20 млн. руб.  × 1,538 × 1,34 × 1,241 × 1,132  = 57 904 103 руб.).

Переход на упрощенную систему налогообложения  освобождает от уплаты следующих налогов:

    • Организации:

- налога на прибыль  (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в  виде дивидендов и доходов по отдельным видам долговых обязательств);

-  налога на имущество организаций;

-  налога на добавленную  стоимость (за исключением налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

    • Индивидуальные предприниматели:

- налога на доходы физических  лиц (по доходам, полученным  от предпринимательской деятельности и за исключением налога, облагаемого по ставкам, отличным от 13%);

- налога на имущество  физических лиц (в отношении  имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

-  налога на добавленную  стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают с 2011 года страховые взносы  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совокупный  общий страховой тариф составляет 34% .

Информация о работе Проблемы налогообложени малого бизнеса в России