Проблемы налогообложени малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : изучить развитие малого бизнеса в России и рассмотреть влияние УСН на него.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
исследовать основные этапы развития малого бизнеса в России;
изучить понятие упрощенной системы налогообложения. проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России

Файлы: 1 файл

Курсовик весь.docx

— 75.51 Кб (Скачать файл)

Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается  срок, на который выдан патент.

В законе субъекта РФ указываются  величина базовой доходности для  определения размера потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов  предпринимательской деятельности. Размер потенциально возможного дохода устанавливается на один календарный  год. Если законом субъекта годовой  доход на следующий календарный  год не изменен, то действует доход, установленный на предыдущий год, при  этом размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (на 2009 год  коэффициент составляет 1,538)

Годовая стоимость патента определяется как произведение потенциально возможного к получению годового дохода и  налоговой ставки 6 процентов. Так, в  Москве по виду деятельности «ремонт  обуви» установлен потенциально возможный  годовой доход 120 000 руб. Значит годовая  стоимость патента для ИП, занимающегося  этим видом деятельности, составляет 7 200 рублей.

Патент имеет свой порядок оплаты. Одна треть стоимость патента  оплачивается в течение 25 календарных  дней после начала осуществления  предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся стоимости патента производится после окончания срока, на который  выдан патент, не позднее 25 календарных  дней. При этом при оплате оставшейся части патента, ее можно уменьшить на сумму фиксированных пенсионных взносов

 Индивидуальный предприниматель  утрачивает право на применение  УСН на основе патента и  каковы последствия этой утраты. Если превысит среднесписочную численность нанятых работников Если он не оплатил (не полностью оплатил) одну треть стоимости патента в течении 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента Если превышен предельный размер доходов, предусмотренных ст.346.13 НК РФ. В 2009 году этот доход составляет 30 млн. 760 тыс. рублей

Последствия утраты права на применение патентной УСН достаточно грустные – ИП придется вернуться на ОСНО с даты, с которой ИП начал работать на патенте, при этом придется пересчитать  все налоги (Представьте себе, во сколько обойдется начисление только одного НДС!) Кроме того, не возвращается уже уплаченная стоимость патента.

Вернуться на патентную УСН ИП сможет только через три года.

В случае перехода на обычную систему  налогообложения ИП обязан в течение 15 календарных дней сообщить об этом в налоговую. Хотя, больше чем на 50 рублей (по ст.126 НК) оштрафовать за несообщение не могут.

Налоговую декларацию по упрощённой системе налогообложения ИП не сдает. Но вести книгу доходов и расходов обязан (только в части доходов). С 1 января 2009 года для ИП на патентной  УСН введена своя форма книги (приказ Минфин РФ от 31.12.2008 г. № 154н)

Минусы УСН на основе патента:

Патент действует только на территории субъекта, его выдавшего. Если ИП хочет  работать дополнительно в другом субъекте, ему нужно получить патент и там. И получается, что налогоплательщик попадает под двойное налогообложение.17

Непонятно, что делать в ситуации, если в одном субъекте патент получить можно, а в другом патентной УСН  нет. О возможности применять  оба вида УСН (патентной и обычной) нигде не написано. Механизма распределения  расходов между обычной и патентной  УСН в законодательстве также  нет. Правда, в статье 346.25.1 прописано, что при нарушении правил применения патентной УСН предприниматель  должен платить налоги по общей системе  и стоимость патента ему не вернут. Однако расширение бизнеса  до соседнего субъекта или, допустим, смену места жительства, вряд ли можно назвать нарушением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ.

3.1. Проблемы развития малого  бизнеса в России.

При переходе к рыночной экономике  у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее  решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и обучить  менеджеров, способных работать в  условиях рыночной системы и вести  конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских Неэффективных частных монополий.

Следовало определить порядок государственного прекращений субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет  ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать  службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.18

Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

    • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
    • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
    • трудности с получением банковских кредитов;
    • усиление давления криминальных структур;
    • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
    • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
    • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
    • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Не случайно 2-я Всероссийская  конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.19

Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают.

По данным журнала «Эксперт», доля теневой заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2000 г. до 27—28% в 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес.

По степени важности некоторые  авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

- высокий уровень налогообложения;

- недоступность кредитных ресурсов;

- административные барьеры.20

Здесь, как мы видим, на второе место  в ряду проблем развития малого бизнеса в России выступает недоступность финансовых ресурсов. По некоторым данным свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь 13—15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

Следует создавать механизмы льготного  кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания, предпринимательства.

Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Мы уже называли правовые документы, так или иначе регулирующие малый бизнес, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.21

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п.

Отсутствует система проведения глубокого  анализа деятельности предприятий  малого бизнеса, нет надлежащего  учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

Непростая проблема связана и с  социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной.

Все это свидетельствует о том, что предстоит большая работа по преодолению трудностей и решению проблем развития малого предпринимательства в России.22

    1. Перспективы развития малого бизнеса в России.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный  малый бизнес имеет серьезные  перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.23

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

На мой взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса.

Для вновь создаваемых предприятий  малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга.24

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегий, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров.

В соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  местные власти не имеют права  вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных  в Законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции  до санэпиднадзора.

Информация о работе Проблемы налогообложени малого бизнеса в России