Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель поставила перед собой решение следующих задач:
1.Рассмотреть основные функции налогов.
2.Охарактеризовать виды налогов и основания для их классификации
3.Рассмотреть зависимость налогов от бюджетных систем.
4.Выявить закрепленные и регулирующие доходные источники
5.Охарактеризовать инструменты налогового регулирования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность налоговой системы государства
1.1. Роль налогов в формировании финансов государства…………………………..5
1.2. Налоги как инструмент бюджетного регулирования……………………………7
Глава 2. Формирование доходной базы федерального бюджета на 2012-2014 год
2.1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………...11
2.2. Поступление платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам………………………………………………………………………….....13
Глава 3. Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения
3.1. Недостатки налоговой системы РФ…………………………………………..…22
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ…………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………...……………29

Файлы: 1 файл

Налоги как инструмент бюджетного регулирования.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Сущность налоговой системы государства

1.1. Роль налогов в формировании  финансов государства…………………………..5

1.2. Налоги как инструмент  бюджетного регулирования……………………………7

Глава 2. Формирование доходной базы федерального бюджета на 2012-2014 год

2.1. Доходы федерального  бюджета Российской Федерации……………………...11

2.2. Поступление платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам………………………………………………………………………….....13

Глава 3. Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения

3.1. Недостатки налоговой  системы РФ…………………………………………..…22

3.2 Пути совершенствования  налоговой системы РФ…………………...…………25

 Заключение……………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………...……………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день тема курсовой работы «Налоги как  инструмент бюджетного регулирования» является актуальной.

Бюджет играет важную роль  в  жизни  каждого  государства.  Он  является статьей доходов и  расходов  государства, в большей  или  меньшей  степени волнующей  каждого  гражданина,  оказывающей   влияние   на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит  умы  профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира  сего. На протяжении столетий  его  формирование  и  распределение  вызывает   жаркие   споры   и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства,   продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок),  развитии  экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей  экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как  правило,  раз  в  год,  во  время   утверждения   проекта   бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты,  так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством   особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости  общественного  продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а  расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения,  возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Итак, целью курсовой работы является  анализ налогов как инструмента бюджетного регулирования .

Цель поставила перед  собой решение следующих задач:

1.Рассмотреть основные  функции налогов.

2.Охарактеризовать виды  налогов и основания для их  классификации

3.Рассмотреть зависимость  налогов от бюджетных систем.

4.Выявить закрепленные и регулирующие доходные источники

5.Охарактеризовать инструменты  налогового регулирования

6.Провести анализ налогообложения  в бюджете  Амурской области.

Объект исследования – финансово-бюджетные отношения.

Предмет исследования - налоги  как инструмент бюджетного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность налоговой системы государства

1.1. Роль  налогов в формировании финансов  государства.

 Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам.

Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи. Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др. 
До начала 1980х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980х гг. — уже 40—50%.

Основная форма  мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран — косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов.

Наряду с  усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

            Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшимналогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также в некоторых странах — акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования — составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Налоги выступают  главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации — унитарные предприятия) и ряда специальных фондов. 
Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства_в_экономику,размеры государственной собственности.

1.2. Налоги  как инструмент бюджетного регулирования

Кроме чисто  фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:

  1. бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
  2. государственные инвестиции в экономику;
  3. прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;
  4. введение при необходимости денежно-кредитных ограничений. Сюда относится регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;
  5. лицензирование.;
  6. законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
  7. финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  8. налоговая политика.

Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит рестрикционную политику, суть которой — в ограничении  выпуска товаров. Одновременно государство  берет на себя организацию общественных работ, предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки. В современный период развивается экономическое программирование. Оно предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их решению. Основная цель при этом — координация государственных мероприятий: регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования, политика в области заработной платы и социальных нужд и т. д. Экономическое программирование приводит к дальнейшему повышению роли государства. Сколько-нибудь заметная переориентация национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства государства в инвестиционную политику.

Диктуемые правительством условия финансовых привилегий позволяют ему ориентировать развитие отдельных отраслей хозяйства в соответствии с необходимостью решения поставленных первоочередных задач. Первым этапом экономического программирования является прогнозирование, т.е. получение объективной оценки будущего развития экономики без попыток воздействовать на него.

Государственными  и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных  вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение прибыли частному капиталу. Прежде всего, это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т. д.

Для оживления  экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных  вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

Финансовое  воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость  возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсо - обеспечения и др.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и  местных органов управления лежит  дополнительное налогообложение или  лицензирование предпринимательской  деятельности.

Повышение налогов  в той или иной форме оказывается  наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком "горячую" конъюнктуру. Еще один метод — отмена налоговых льгот.

Иногда введение новых налогов преследует чисто  регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный в  начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание. Но техническая задача была решена и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок.

Во многих странах  местные органы управления регулируют цены и продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования до 5— 7% на основной капитал.

Информация о работе Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения