Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель поставила перед собой решение следующих задач:
1.Рассмотреть основные функции налогов.
2.Охарактеризовать виды налогов и основания для их классификации
3.Рассмотреть зависимость налогов от бюджетных систем.
4.Выявить закрепленные и регулирующие доходные источники
5.Охарактеризовать инструменты налогового регулирования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность налоговой системы государства
1.1. Роль налогов в формировании финансов государства…………………………..5
1.2. Налоги как инструмент бюджетного регулирования……………………………7
Глава 2. Формирование доходной базы федерального бюджета на 2012-2014 год
2.1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………...11
2.2. Поступление платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам………………………………………………………………………….....13
Глава 3. Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения
3.1. Недостатки налоговой системы РФ…………………………………………..…22
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ…………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………...……………29

Файлы: 1 файл

Налоги как инструмент бюджетного регулирования.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Следует упомянуть  еще об одном обстоятельстве. Экономика  развитых стран основывается на свободе  предпринимательской деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство товаров и с учетом средней нормы прибыли. Это происходит в условиях конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги. Конкурентный рынок дает потребителю возможность выбора и это его главнейшее свойство. В ходе борьбы за покупателя цены начинают снижаться до уровня, приближающегося к издержкам производства.

Однако при  возникновении монополий рыночный механизм не срабатывает, что может  приводить к неэффективному распределению  и использованию ресурсов и росту  цен.

Теоретически  монополия возникает в том  случае, если на рынке оказывается  один поставщик товара. На таком рынке конкуренция отсутствует, поскольку конкурентов попросту нет. Монополист обеспечивает рынок полностью, он может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в любом количестве. Сделать и то, и другое одновременно не получится, поскольку будет сказываться ограничительное действие спроса при повышении цен.

Образование монополий  может происходить в силу различных  причин. Например, жесткая конкуренция  вытесняет с рынка более слабые и менее эффективно работающие фирмы  и этот процесс идет до тех пор, пока в отрасли не станет доминировать одна компания. Другой путь — последовательные слияния и поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасли.

В некоторых  случаях монополия может быть установлена и государством. В  отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства. Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи, газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала бы прокладки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных дорог и т. д. Монополистом может стать государственная военная промышленность. Но и при государственном допущении и даже создании монополий необходимо бороться с их негативными последствиями.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование доходной базы федерального бюджета на 2012-2014г.

2.1. Доходы  федерального бюджета Российской  Федерации

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете  должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относится общий объем доходов бюджета. Состав и объем прогнозируемых на 2012 - 2014 годы доходов федерального бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям содержатся в приложении к пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2012 год и на плановый  период  2013 и 2014 годов.

Статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе материалов, представленных одновременно с проектом федерального закона, должны содержаться расчеты  по статьям классификации доходов федерального бюджета. В составе материалов, представленных одновременно с законопроектом, содержатся расчеты поступлений в федеральный бюджет отдельных видов налогов и сборов в 2012, 2013 и 2014 годах. Счетная палата отмечает, что в материалах и документах, представленных одновременно с законопроектом, не представлены расчеты по доходам, которые составляют в 2012 году 851,1 млрд. рублей (или 7,2 % суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета), в 2013 году – 883,9 млрд. рублей (7,0 %) и в 2014 году – 884,8 млрд. рублей (6,3 %).

При расчетах показателей  доходов использованы соответствующие  прогнозируемые макроэкономические показатели, объемы производства и реализации продукции, в основном учтены факторы, влияющие на величину объектов налогообложения и налоговой базы. Вместе с тем отдельные принятые при расчетах показатели сами являются расчетными, и расчеты этих показателей не приводятся, что затрудняет оценку их обоснованности, особенно в условиях существенного влияния на формирование налоговой базы изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Счетная палата полагает необходимым учесть в прогнозируемых доходах федерального бюджета на 2012 – 2014 годы поступления по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

По государственной  пошлине, доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, платежам при пользовании природными ресурсами, доходам от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства, доходам от поступлений таможенных сборов и некоторым другим доходам в пояснительной записке к законопроекту указываются подходы, использованные при прогнозировании поступлений этих доходов, однако сами расчеты объемов поступлений не представлены.

Доходы федерального бюджета на 2012–2014 годы рассчитаны с  применением коэффициента собираемости, не предусмотренного ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни бюджетным  законодательством Российской Федерации. В представленных расчетах и материалах ФНС России имеет место различие в оценке уровня собираемости налогов.

Следует также  отметить условность некоторых показателей, принятых при расчетах доходов федерального бюджета. Так, например, по налогу на прибыль  организаций сумма льгот, срок действия которых не истек на 1 января 2012 года, суммы возмещения НДС при выполнении соглашений о разделе продукции прогнозируются неизменными в течение 2012 – 2014 годов. На одном и том же уровне на все годы планового периода принята собираемость по налогу на прибыль организаций, акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации. По некоторым доходам уровень собираемости планируется в размере 100 %, в некоторых расчетах этот показатель отсутствует.

Указанные причины  затрудняют анализ расчетов, оценку их обоснованности и корректности, а также не позволяют провести ретроспективную оценку достоверности расчетов доходов федерального бюджета.

В ходе проверки проектировок доходов федерального бюджета на 2012 – 2014 годы в Счетную палату представлен Порядок расчета прогноза основных доходных источников федерального бюджета, детализирующий расчеты доходов, представленных одновременно с законопроектом, а также таможенных сборов, таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа. Счетная палата полагает необходимым предложить Министерству финансов Российской Федерации утвердить подробные методические указания по расчету на очередной финансовый год и на плановый период показателей доходов бюджетов Российской Федерации, предусматривающие алгоритмы расчета налоговой базы, налоговых вычетов, средних ставок налогов, а также исходных показателей для прогнозирования неналоговых доходов. Отдельно следует разработать методику оценки  последствий изменений налогового и бюджетного законодательства, приводящих к изменению доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

2.2. Поступление платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам

Основные доходные источники поступления платежей в федеральный бюджет является:

  1. уплата налога на прибыль
  2. налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
  3. акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
  4. налога на добавленную стоимость на товары,  ввозимые на территорию Российской Федерации
  5. акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации
  6. налога на добычу полезных ископаемых
  7. государственной пошлины
  8. ввозных таможенных пошлин
  9. вывозных таможенных пошлин
  10. доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
  11. платежей при пользовании природными ресурсами
  12. доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

Рассмотрим  каждый источник в отдельности.

Динамика доходов  от уплаты налога на прибыль организаций  в 2012 – 2014 годах (с учетом налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Доходы от уплаты налога на прибыль организаций, млрд.рублей.

В представленных расчетах налога на прибыль организаций  и пояснениях к ним используются показатели  прибыли для целей налогообложения,  суммы налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, и суммы полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы.

Налог на прибыль организаций  с доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от общеустановленной налоговой  ставки (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), учтен  в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2012 году в сумме 129,6 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах - в сумме 140,2 млрд. рублей и 145,6 млрд. рублей соответственно. Средняя налоговая ставка принята в расчетах  неизменной  на уровне 13,21 % в течение трех лет.

Динамика доходов  от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2012 – 2014 годах приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Доходы от уплаты НДС на товары реализыемые  на территории РФ

Как указывается в материалах, представленных одновременно с законопроектом, расчет поступлений НДС осуществлен  на основе оценки налоговой базы за 2011 год, при этом доля начисленного налога в ВВП в 2012 году составляет 47,2 %, в 2013 и в 2014 годах – 47,3 % и 47,6 % соответственно, а доля налоговых вычетов в 2012 и 2013 годах – 43,8 % и в 2014 году – 44,1 %.  Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2012 году составляет 92,8 %, в 2013 и в 2014 годах – 92,7 % .

Динамика доходов  от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2012 - 2014 годах представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Доходы от уплаты акцизов по подакцизным  товарам, производимым на территории РФ, млрд.рублей

Увеличение  поступлений акцизов в 2012 году в 1,5 раза по сравнению с ожидаемым  исполнением 2011 года связано с предусматриваемой  индексацией специфических ставок акцизов на табачную продукцию (с 1 января 2012 года – в интервале 1,2 – 1,5 раза в зависимости от вида табачной продукции, с 1 июля 2012 года – в интервале 1,3 – 1,6 раза), этиловый спирт (с 1 января 2012 года – 8,8 % и с 1 июля 2012 года – 29,4 %).

Кроме того, увеличение поступления акцизов связано  с зачислением с 2012 года в федеральный  бюджет акцизов на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов за 1 литр безводного этилового спирта по нормативу 60 процентов (ранее указанные акциза зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации).

Динамика доходов  от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары,  ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2012 – 2014 годах  представлена на рисунке 4. 

Рисунок 4. Доходы от уплаты НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, млрд.рублей

В расчетах НДС  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, предусматриваются дополнительные доходы, получение которых обуславливается  улучшением администрирования данного  налога, в том числе в 2012 году в сумме 27 млрд. рублей, в 2013 году – 15,75 млрд. рублей, 2014 году – 12,3 млрд. рублей. Обоснований и расчетов поступлений дополнительных доходов в представленных материалах не приводится. Кроме того, в расчетах не приводится показатель уровня собираемости.

Динамика доходов  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2012 – 2014 годах  представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Доходы от уплаты акцизов, по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, млрд.рублей

Представленные  расчеты поступлений в федеральный  бюджет акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, по некоторым позициям требуют дополнительного  обоснования.

Так, в Прогнозе на 2012 - 2014 годы не содержится данных об объемах импорта спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин), автомобильного бензина и дизельного топлива, однако в расчетах поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, указанные показатели используются. Анализ расчетных показателей для определения налоговой базы по отдельным видам подакцизной продукции, по Прогнозу на 2012 - 2014 годы, свидетельствует о том, что по ряду наименований подакцизной продукции содержатся данные в агрегированном виде, без необходимой детализации.

Динамика доходов  от уплаты налога на добычу полезных ископаемых  в 2012 -2014 годах представлена на рисунке 6.

Рисунок 6. Доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, млрд.рублей

Доходы от уплаты НДПИ формируются в основном за счет налога, уплаченного при добыче углеводородного  сырья (нефти, природного газа и газового конденсата). Указанные доходы прогнозируются в 2012 году в сумме 2 066,7 млрд. рублей, что на 120,6 млрд. рублей, или на 6,2 %, больше по сравнению с предыдущим годом, на 2013 год – 2 177,5 млрд. рублей (на 110,8 млрд. рублей, или на 5,4  %) и на 2014 год – 2 388,9 млрд. рублей (на 211,4 млрд. рублей, или на 9,7 %).

Информация о работе Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения