Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель поставила перед собой решение следующих задач:
1.Рассмотреть основные функции налогов.
2.Охарактеризовать виды налогов и основания для их классификации
3.Рассмотреть зависимость налогов от бюджетных систем.
4.Выявить закрепленные и регулирующие доходные источники
5.Охарактеризовать инструменты налогового регулирования
Введение……………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Сущность налоговой системы государства
1.1. Роль налогов в формировании финансов государства…………………………..5
1.2. Налоги как инструмент бюджетного регулирования……………………………7
Глава 2. Формирование доходной базы федерального бюджета на 2012-2014 год
2.1. Доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………...11
2.2. Поступление платежей в федеральный бюджет по основным доходным источникам………………………………………………………………………….....13
Глава 3. Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения
3.1. Недостатки налоговой системы РФ…………………………………………..…22
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ…………………...…………25
Заключение……………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………...……………29
В расчетах поступлений в федеральный бюджет НДПИ учтено повышение ставок НДПИ на газ без отмены льгот для поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток» для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения. Ставки увеличиваются в 2012 году более чем в 2 раза (по отношению к ставке для всех производителей, действующей в 2011 году), в 2013 году – на 14,3 %, в 2014 году – на 6,9 %. Налогообложение для остальных категорий налогоплательщиков будет производиться по установленным ставкам с понижающими коэффициентами.
Дополнительные доходы федерального бюджета в связи с повышением ставок НДПИ на газ прогнозируются в 2012 году в сумме 122,7 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах – в сумме 170,6 млрд. рублей и 191,0 млрд. рублей соответственно.
Дополнительные доходы федерального бюджета НДПИ на нефть прогнозируются в 2012 году в сумме 113,8 млрд. рублей, в 2013 году – 99,6 млрд. рублей в связи с индексацией ставок с 2012 года на 6,4 % и в 2013 году – на 5,4 %.
Динамика доходов от уплаты государственной пошлины в 2012 - 2014 годах представлена на рисунке 7.
Рисунок 7. Доходы от уплаты государственной пошлины, млрд.рублей
Как следует
из пояснительной записки к
Приложением 1 к
законопроекту
Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2012 – 2014 годах представлена на рисунке 8.
Рисунок 8. Доходы от уплаты таможенных пошлин, млрд.рублей
В связи со вступлением в силу с 1 сентября 2010 года Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в составе доходов от внешнеэкономической деятельности планируется поступление ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории стран таможенного союза, подлежащих распределению в бюджет Российской Федерации (норматив распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации – 87,97 %).
Следует отметить, что до настоящего времени остается нерешенным вопрос о порядке обмена информацией между таможенными службами государств - членов таможенного союза, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, что не дает возможности достоверно оценить полноту и своевременность поступления в федеральный бюджет ввозных таможенных пошлин из Республики Казахстан и Республики Беларусь.
Средневзвешенные ставки пошлины при импорте из стран дальнего зарубежья и из стран СНГ в течение 2012 – 2014 годов планируются со снижением: с 9,5 % до 9,15 % и с 0,28 % до 0,26 % соответственно.
Динамика доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной и
Рисунок 9. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, млрд.рублей
В составе материалов,
представленных с законопроектом, содержится
прогноз поступления доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной
Динамика платежей при пользовании природными ресурсами в 2012 – 2014 годах приведена на рисунке 10.
Рисунок 10. Платежи при пользовании природными ресурсами, млрд.рублей
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется снижение платежей при пользовании природными ресурсами, в 2013 и 2014 годах – незначительный рост.
Динамика доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2012 – 2014 годах приведена на рисунке 11.
Рисунок 11. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, млрд.рублей
Доходы от оказания платных услуг на 2012 год прогнозируются в объеме 126,9 млрд. рублей, что на 55,7 млрд. рублей, или на 78,2 %, больше по сравнению с предыдущим годом, на 2013 год – 129,9 млрд. рублей (на 3,0 млрд. рублей, или на 2,4 %), на 2014 год – 132,3 млрд. рублей (на 2,4 млрд. рублей, или 1,8 %)
В пояснительной
записке к законопроекту
Глава 3. Проблемы налоговой системы и пути решения
3.1 Недостатки налоговой системы РФ
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:
Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (20%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.
Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
Несовершенство
законодательства, противоречивость и
запутанность нормативной базы и
процедур налогообложения, отсутствие
оперативной связи
Большая доля в
структуре сбора налогов
Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции.
3.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ
Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества.
В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:
обеспечение стабильности налоговой системы;
- максимальное
упрощение налоговой системы,
изъятие из законов и
- ослабление
налогового прессинга путем
- оптимальное
сочетание прямых и косвенных
налогов. При этом следует
- усиление роли
имущественных налогов,
- приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
- максимальный
учет при налогообложении
Информация о работе Проблемы налоговой системы в РФ и пути решения