Проблемы организации налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 08:05, контрольная работа

Описание работы

В налоговой сфере остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….
2.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...
2.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………
2.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...
4. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………
4.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...
4.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….
4.3. Характеристика эффективности налогового администрирования в РФ
4.4 Проблемы организации налогового администрирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

1Контр работа НАЛОГИ.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Ужесточение борьбы со схемами не даёт ощутимых результатов и лишь побуждает их участников к изобретению  новых схем, а это приводит к  удорожанию содержания государственных  институтов и в конечном итоге к ухудшению экономической ситуации в стране, так как государственные средства расходуются не на создание материальных благ.

Только глобальные изменения в  сфере налоговых отношений, стабилизация на макроэкономическом уровне как в  экономике, так и в сфере налогового и иного законодательства могут привезти к позитивным сдвигам.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Современная система налогового администрирования  в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом проблем, которые можно условно разбить на три группы:

1) необходимость налаживания налогового  администрирования, наличие пробелов  и недоработок в общих принципах  налогового права;

2) недостатки в формулировках и режимах налоговых законов, регулирующих применение конкретных налогов. Среди них следует выделить законы, регулирующих налоги на доходы и имущество физических лиц и НДС;

3) недостатки в работе налоговых  органов: в управлении и  организационной структуре налоговых органов, в отношениях между вышестоящими и нижестоящими налоговыми органами, в отношениях налоговых органов с органами власти соответствующих административно-территориальных образований, в организации использования информационных возможностей других органов государственной власти и информации, находящейся в распоряжении «третьих лиц», а так же в практическом применении некоторых действующих режимов, правил и норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса предполагает проведение тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Как представляется, такая программа должна охватывать практически все аспекты налогового администрирования – совершенствование организационной структуры налоговых органов, использования новых технологий налоговой работы, новые  подходы к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработка более высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов, укрепление материально-технической базы.

В этих целях в целом подготовлена и уже реализуется Федеральная  целевая программа развития налоговых  органов на 2002-2004 гг.

В соответствии с этим проектом начато внедрение единой унифицированной технологии работы налоговых органов, построенной по функциональному принципу (по видам налогов и категориям налогоплательщиков). Для отработки этой технологии избраны девять базовых регионов – Республика Башкорстан, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и др. В 2003 году эта работа разворачивалась в серию целого ряда мероприятий по модернизации налоговых органов, которые охватили 31-о региональное управление (407 инспекций), на долю которых приходится около 80% всех налоговых поступлений Российской Федерации.

Одновременно начато внедрение  программного комплекса «Система электронной  обработки данных ИМНС местного уровня», что потребует обучения более 55-ти тысяч сотрудников. Поставлена задача, чтобы до конца 2003 года не менее 50% налогоплательщиков представляли свою отчётность в электронном виде. При этом усиливается контрольная работа налоговых органов – в ней должно быть занято не менее 40% всего персонала налоговых инспекций. Центр тяжести контрольной работы переносится на камеральные проверки, которые должны включать оценку достоверности показателей налоговой отчётности на основе анализа внешних и внутренних источников информации (сейчас большая часть информации, поступающей из внешних источников, обрабатывается вручную, что негативно отражается на её актуальности), с применением методов, основанных на системе косвенных индикаторов. Внедряется также система автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В 2002 году начата работа по реализации проекта «Модернизация налоговой  службы – 2».

Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней  налоговых органов необходимо расширить  объём взаимодействия с соответствующими подразделениями федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приёма сведений о платежах от подразделений федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами, позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимы для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для её перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путём нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.

Развитие налоговой системы, планируемые  изменения в налоговом администрировании  невозможны без дальнейшего совершенствования  информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в центральных и региональных налоговых органах. В основе этой работы – централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях за счёт создания центров обработки данных.

В плане совершенствования налогового администрирования предполагается создание центров обработки данных (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработки, хранению и использованию большого объёма информации налоговых органов всех уровней. ЦОД регионального уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления МНС России, так и подчинённые им налоговые инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоёмких функций, с учётом выполнения их автоматизированным способом, позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Одним из важнейших направлений  в работе ЦОД является централизованный контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе с учётом данных из внешних источников, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о ведении хозяйственной деятельности налогоплательщика, влияющей на уплату налогов и сборов. ЦОД должен обеспечить создание банка данных на основе информации, поступающей не только от налогоплательщика, но из других источников, в том числе государственных и негосударственных структур. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщике, решать задачи контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми категориями налогоплательщиков, обеспечить с максимальной эффективностью планирования выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.

В рамках информационной системы совокупность территориальных центров обработки  данных объединяется в единую иерархическую  систему, на верхнем уровне которой  будет находиться федеральный центр обработки данных. Федеральный центр обработки данных признан обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра.

В программе определены основные направления  развития налоговых органов, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей и реализацию на новом, качественном уровне функций, возложенных на министерство РФ по налогам и сборам.

Реализация программы предполагает выполнение следующих основных задач:

совершенствование механизмов обеспечения  поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и в  государственные внебюджетные фонды, а также учёта и контроля за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты;

внедрение прогрессивных форм организации  и администрирования налоговых  органов, в том числе новых  процессов и процедур, современных  систем и оперативных средств  управления;

совершенствования законодательства о налогах и сборах упорядочение нормативно-правовой основы деятельности налоговых органов в целях создания достаточных условий для выполнения возлагаемых на них функций;

повышение правовой грамотности, информированности  налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах;

развитие общенациональной системы  учёта налогоплательщиков, обеспечивающей всеобъемлющий охват и оперативный  контроль процессов деятельности субъектов  налогообложения;

создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учётом обеспечения безопасности информации;

повышение профессионального уровня сотрудников налоговых органов, соблюдение ими профессиональной этики, справедливого, беспристрастного отношения к налогоплательщику;

развитие ресурсного обеспечения  и гарантий государственных служащих налоговых органов, обеспечивающих выполнение ими должностных обязанностей.

В рамках этих задач предполагается:

а) создание автоматизированной системы, позволяющей принимать от различных  ведомств и обрабатывать информацию о финансовых и товарных потоках, объёмах производства определённых категорий налогоплательщиков, социально-экономическом  состоянии и налоговом потенциале регионов России, среднестатистических данных по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на налоговые органы функций;

б) создание системы информационного  обмена со странами ближнего и дальнего зарубежья в рамках действующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений;

в) создания автоматизированного банка  данных налоговых органов на основе информационных ресурсов различных  ведомств.

Кроме того, начато внедрение системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций и других документов, а также системы их приёма и обработки.

Для реализации этой задачи необходимо:

а) внесение изменений в действующее  законодательство в части представления отчётности налогоплательщиков на магнитных носителях;

б) разработка технологии передачи и  приёма отчётности налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам (Интернет, портал, электронная почта) с применением  средств защиты;

в) разработка комплекса программных средств, обеспечивающих технологию электронного представления деклараций и других документов.

Ведётся подготовка к внедрению  системы формирования и ведения  банка данных объектов недвижимости физических и юридических лиц  с целью его использования при исчислении налоговых платежей и проведения налоговых проверок.

Для обеспечения стабильного функционирования этой системы необходимо:

а) создание технологической среды  для межведомственного информационного  взаимодействия с внешними организациями, осуществляющими ведение кадастров недвижимого имущества;

б) разработка комплекса программных  средств, обеспечивающих функционирование системы, создание и ведение банка  данных, а также использование  информации при исчислении налоговых  платежей и проведения налоговых проверок;

в) разработка инструктивно-технологической  документации, обеспечивающей описание процедур, выполняемых при функционировании системы.

В рамках выполнения задачи по совершенствованию  организационных структур налоговых  органов начата работа по:

а) реорганизации территориальных  налоговых органов с целью  перехода на типовые структуры и  сокращения их числа за счёт укрепления, включая:

переход инспекций и управлений ИМС России на типовые структуры, построенные по функциональному  принципу;

укрепление налоговых структур за счёт создания межрегиональных и межрайонных инспекций;

б) создание трёхуровневой системы  налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (на федеральном, межрегиональном  и региональном уровнях);

в) перераспределению функций и оптимизации численности персонала по уровням системы, включая:

перераспределение функций по администрированию  крупнейших налогоплательщиков между  тремя уровнями: федеральным, межрегиональным  и региональным;

оптимизацию численности и перераспределение функций в связи с созданием межрегиональных и межрайонных инспекций МНС России;

внедрение единого подхода к  распределению численности территориальных  налоговых органов по субъектам  РФ с учётом налогового потенциала региона, оперативного управления численностью, перераспределение её в зависимости от приоритетности проводимой работы.

Информация о работе Проблемы организации налогового администрирования