Расходы бюджета на социально-культурную сферу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работ – проанализировать расходую часть бюджет РФ на социально-культурную сферу и предложить мероприятия по ее оптимизации. Данная цель обусловила поставленные задачи, основными из которых являются следующие:
1. Изучение теоретических основ расходов бюджета на социально-культурную сферу
2. Оценка системы финансирования расходов в непроизводственной сфере

Содержание работы

Введение
1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАСХОДОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1. Сущность расходов бюджета на социально-культурные нужды
1.2. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
1.3. Проблемы финансирования социально-культурных расходов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СФЕРУ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ОБРАЗОВАНИЕ»)
2.1. Проблемы финансирования расходной части бюджета на примере раздела «Образова-ние»
2.2. Методология планирования расходов бюджета г. Н.Новгорода по разделу «Образова-ние» в условиях нормативного финансирования
2.3. Нормативное финансирование на основе прямых и косвенных расходов
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1. Оценка использования расходов бюджета с учетом риска
3.2. Применение современных методов управления расходами бюджета на основе прямых и косвенных затрат
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Расходы бюджета на социально-культурную сферу.doc

— 463.00 Кб (Скачать файл)

Достоинством предлагаемого нового механизма финансирования являются:

- прозрачность структуры  расходов;

- возможность реалистичного  планирования и финансирования  расходов, согласно сложившейся  фактической структуре норматива;

- снижения потенциальной  вероятности некорректного изменения норматива в связи с инфляцией.

В законодательной базе, определяющей процесс бюджетного финансирования, отсутствует механизм, который позволил бы с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономности расходования бюджетных средств и, следовательно, снижает эффективность их использования.

Приоритеты современного бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы в разрезе конкретных статей расходов определяются следующим образом:

- оплата труда,

-  начисления,

- трансферты населению,

- оплата коммунальных  услуг,

- остальные виды расходов.

Сложившаяся в последние  годы порочная практика недофинансирова-ния  расходов, а впоследствии - планирование расходов на предстоящий финансовый год с учетом «выполненного» плана за предыдущий год и планируемым коэффициентом инфляции, приводят к резкому уменьшению бюджетных расходов. В худшем случае оказываются учреждения, которые финансируются по остаточному принципу.

Необходимость реформирования и совершенствования финансирования учреждений социально-культурной сферы  обусловлена решением следующих задач:

- обновить содержание  и повысить качество,

- улучшить социальное  положение и повысить оплату  труда персонала бюджетных учреждений,

- перейти к новым  экономическим отношениям в этой  сфере, в полной мере использовать  возможности рыночных механизмов.

Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

1. совершенствование  нормативно-методической базы бюджетного  финансирования,

2. дальнейшее развитие  и совершенствование организационно-правового и экономического механизма функционирования учреждений социальной сферы:

- создание системы  гарантированного уровня финансирования  бюджетных учреждений,

- введение нормативного  финансирования бюджетных учреждений  с учетом индексации,

- создание необходимых  условий и стимулов для привлечения  дополнительных средств,

- придание всем бюджетным  учреждениям статуса юридического  лица (самостоятельно хозяйствующего  объекта),

- рационализация использования  бюджетных средств,

- привлечение внебюджетных источников финансирования.

В условиях дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики  и социальной сферы необходимо жесткое  нормированное распределение имеющихся у государства бюджетных ресурсов. В основу нормированного распределения ресурсов должна быть положена объективная система показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных социальных стандартов и социальных норм. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих, защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не жизненно важных расходов.

         Денежные нормативы должны ежегодно пересматриваться на основе экспертизы расходов социально - культурной сферы за прошедшие годы с учетом сложившейся экономической и демографической ситуации, с учетом специализации объектов социально - культурной сферы, а также географических и социально - экономических особенностей. Недолгий опыт внедрения нормативного финансирования показал явное снижение качества сметного планирования, а также продемонстрировал полное бесправие бюджетных учреждений в этих условиях. Стабильность бюджетного учреждения основывается на расчете потребности в бюджетных средствах. Для этого должен быть введен норматив бюджетного финансирования [21].

В целом же для улучшения  качества финансирования бюджетных  учреждений необходимо реформирование распределения расходов бюджета по уровням бюджетной системы.

Необходимо совершенствовать технику распределения средств  между бюджетами, разрабатывать  эффективные методы финансирования, нужны объективные формулы, стандарты, нормативы.

Расходы, имеющие наибольший риск, считаем целесообразным формировать на уровне регионального (областного) бюджета. Расходы, имеющие невысокий риск, необходимо финансировать за счет средств местных бюджетов.

Дополнительным критерием  определения расходов, финансируемых  за счет средств местных бюджетов, должно быть установление его финансовой устойчивости.

Таким образом, когда  рисковые расходы будут финансироваться  из вышестоящего бюджета, а расходы, имеющие небольшой риск останутся в бюджетах административно-территориальных образований, произойдет финансовое выравнивание.

Методика распределения  субвенций на финансирование косвенных  расходов представлена в разделе V «Применение научных результатов (на примере бюджетов административно-территориальных образований Нижегородской области)». 

Анализ современного опыта управления расходами бюджетов административно-территориальных образований показал актуальность исследуемой проблематики в период экономических преобразований и необходимость совершенствования существующих методов управления.

 Управление различными видами расходов бюджета основано на системе «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы 
бюджета». 

 Механизм использования  системы «Доходы бюджета, количество  потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» строится на ее зависимости от следующих факторов:

- суммы прямых и  косвенных расходов бюджета;

- соотношения прямых  и косвенных расходов бюджета;

- количества потребителей  бюджетных услуг.

Воздействуя на данные показатели, можно получить необходимые результаты, позволяющие эффективно управлять расходами бюджетов административно-территориальных образований.

 Группировка расходов  на прямые и косвенные производится  на основе зависимости их динамики  от количества потребителей бюджетных  услуг.

 В процессе управления  расходами бюджетов административно - территориальных образований на основе системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут решать следующие задачи:

 Определять оптимальное  количество потребителей бюджетных  услуг при существующей структуре  расходов бюджета административно-территориального  образования.

 Определять оптимальную  структуру расходов бюджета административно-территориального образования при заданном количестве потребителей бюджетных услуг.

 В качестве инструментария  управления расходами бюджета  административно-территориального образования введены понятия:

уровень бюджетного финансирования;

коэффициент бюджетного финансирования.

Уровень бюджетного финансирования конкретного вида бюджетных расходов административно-территориального образования характеризует тот уровень количества потребителей бюджетных услуг, который находится в пределах между фактическим и оптимальным уровнем финансирования текущего содержания бюджетных учреждений. Уровень бюджетного финансирования определяет возможные границы маневра административно-территориальных образований, как в финансировании, так и в изменении количества потребителей бюджетных услуг. Уровень бюджетного финансирования может быть выражен не только абсолютной, но и относительной величиной; коэффициентом бюджетного финансирования.

 Принцип установления  оптимального объема финансирования  базируется на системном подходе и теории сравнительной оценки эффективности принимаемых решений и позволяет анализировать управление расходами бюджетов административно-территориальных образований в масштабе региона.

 Проведенный анализ  управления расходами бюджетов  административно-территориальных образований Нижегородской области позволяет сделать вывод о возможности применения системы «Доходы бюджета, количество потребителей бюджетных услуг, расходы бюджета» для решения широкого круга задач.

Главной задачей бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2007 год и на перспективу до 2009 года остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения города Нижнего Новгорода. Решение этой задачи возможно через обеспечение роста доходов бюджета города, развитие предпринимательского климата, повышение конкурентоспособности экономики города Нижнего Новгорода [19, с. 122].

Бюджетная политика города в 2007 году в первую очередь будет  направлена на повышение качества и  доступности бюджетных услуг  для населения города и повышение эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих услуг, обеспечение социальной стабильности в городе.

Достичь указанных целей  позволит реформа местного самоуправления и межбюджетных отношений в Нижегородской области, начатая в 2005 году.

Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности  бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных  услуг. Реформа призвана исключить  возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства, без соответствующей передачи доходных полномочий.

Бюджетная и налоговая  политика города Нижнего Новгорода  в 2007 будет  году и на перспективу  до 2009 года направлена на решение следующих  задач:

1. Увеличение налогового  и неналогового потенциала города  Нижнего Новгорода [19, с. 61]:

- максимальное использование  органами местного самоуправления  возможностей применения налогового  законодательства в части своих  полномочий;

- взаимодействие с  бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.

2. Обеспечение высокой  собираемости налогов во все  уровни бюджетной системы на  территории города Нижнего Новгорода:

- реализация механизма  реструктуризации задолженности  организаций;

- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.

3. Расширение налогооблагаемой  базы по налогу на имущество  физических лиц -выявление не  вовлеченных в налогообложение  объектов недвижимости, принадлежащих  физическим лицам на праве собственности.

4. Создание условий  и предпосылок для максимально  эффективного управления муниципальными  финансами в соответствии с  приоритетами государственной политики:

- формирование реестров  расходных обязательств с целью  отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих необеспеченные финансированием расходные обязательства; 

- повышение эффективности  и результативности использования  бюджетных средств, переход от  управления бюджетными затратами  к управлению результатами;

- совершенствование и  расширение сферы применения  программно-целевых методов бюджетного  планирования.

5. Оптимизация муниципального  долга города Нижнего Новгорода  в части стоимости и сроков  заимствований.

6. Реформирование организации  местного самоуправления и формирование межбюджетных отношений в рамках изменений, предусмотренных федеральным законодательством.

Политика администрации  г. Н. Новгорода в области расходов на 2007 год по отрасли "Образование" будет  направлена на повышение эффективности  расходования бюджетных средств с учетом реальных возможностей доходов бюджета г. Н. Новгорода.

В целом расходы по отрасли "Образование" в  бюджете  города на 2007 год просчитаны в сумме 2 558 241,7 тыс. руб., в том числе субвенция  из областного бюджета на исполнение полномочий в области общего образования в сумме 958934,0 тыс. рублей. Финансирование общеобразовательных учреждений города Н.Новгорода в 2007 году будет осуществляться с учетом переданных полномочий по организации предоставления гражданам общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части реализации основных общеобразовательных программ, в том числе:

на оплату труда с  начислениями, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом - приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственных расходов (кроме коммунальных расходов), на оплату услуг связи, вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию и прочих за счет субвенций из областного бюджета, за исключением полномочий по содержанию зданий и коммунальных расходов.

Информация о работе Расходы бюджета на социально-культурную сферу