Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить понятие и виды региональных налогов и определить их значение для бюджета субъекта РФ. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие и функции налогов; 2) Изучить классификацию налогов;
3) Рассмотреть понятие региональных налогов;
4) Охарактеризовать виды региональных налогов;
5) Рассмотреть влияние региональных налогов на доходы бюджета субъекта РФ на примере Курской области;
6) Рассмотреть направления повышения самостоятельности региональных бюджетов за счет налоговых доходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность налогов…………………………………………….5
1.1 Понятие и функции налогов………………………………………….5
1.2 Классификация налогов………………………………………………..8
2. Региональные налоги: понятие и характеристика…………………………..12
2.1 Понятие региональных налогов……………………………………..12
2.2 Налог на имущество организаций…………………………………...13
2.3 Транспортный налог………………………………………………….18
2.4 Налог на игорный бизнес…………………………………………….21
3. Роль региональных налогов в формировании бюджета субъекта РФ……25
3.1 Проблемы региональных налогов и их роль в формировании доходов бюджета субъекта РФ…………………………………………………25
3.2 Политика государства в сфере повышения самостоятельности региональных бюджетов……………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность налогов…………………………………………….5
1.1 Понятие и функции налогов………
1.2 Классификация налогов………………………
2. Региональные налоги:
понятие и характеристика………………
2.1 Понятие региональных налогов…
2.2 Налог на имущество организаций…………………………………...13
2.3 Транспортный налог………………………………
2.4 Налог на игорный бизнес…………………………………………….21
3. Роль региональных налогов в формировании бюджета субъекта РФ……25
3.1 Проблемы региональных налогов
3.2 Политика государства в сфере
повышения самостоятельности
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..35
Введение
С переходом Российской Федерации от централизованной к рыночной экономике изменились условия формирования и исполнения бюджетов различных уровней и возросла роль территориальных бюджетов. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы РФ. Бюджеты ряда регионов России являются дотационными и зависимыми от федеральной поддержки. Поэтому проблема увеличения доходной части бюджетов, существенная часть которых приходится на налоговые поступления, является актуальной.
В силу действия объективных экономических законов рыночной организации производства, распределения, обмена и потребления оно должно опираться на рычаги рыночного регулирования и стимулирования экономического и социального развития, среди которых налоги занимают одно из преимущественных направлений регулирования отношений налогоплательщиков с государством и регионом.
Налоговое регулирование экономики
федеративного государства
Цель исследования – изучить понятие и виды региональных налогов и определить их значение для бюджета субъекта РФ.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
Объект исследования - Региональные налоги.
Предмет исследования – виды региональных налогов и их роль в формировании бюджета субъекта РФ.
Значительный вклад в
Многие принципиальные положения, связанные с оценкой налогового потенциала, разработаны зарубежными специалистами, такими как Барро, Стефан М.,Бирд, Ричард М., Энид Слэк, Компсон, Джон Навратил, Куршэн, Смарт.
В то же время многие аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в основном на уровне федерального бюджета.
Информационной базой
В работе использовались методы анализа, сравнения и сопоставления.
Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованных источников.
1. Экономическая сущность налогов
1.1 Понятие и функции налогов
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [19].
Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:
- обязательность;
- индивидуальная безвозмездность;
- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
Характерными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Налоги используются для регулирования
поведения экономических
Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.
Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах [8].
Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Рассмотрим функции налогов. Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории [18].
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы) [19].
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования
государство побуждает
Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя . С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.
Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.
Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.
Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.
1.2 Классификация налогов
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов [8]:
Виды налогов по объекту:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.
Виды налогов по субъекту:
- центральные;
- местные.
В России существует трехуровневая система:
- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
Виды налогов по принципу целевого использования:
- маркированные;
- немаркированные.
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.