Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить понятие и виды региональных налогов и определить их значение для бюджета субъекта РФ. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие и функции налогов; 2) Изучить классификацию налогов;
3) Рассмотреть понятие региональных налогов;
4) Охарактеризовать виды региональных налогов;
5) Рассмотреть влияние региональных налогов на доходы бюджета субъекта РФ на примере Курской области;
6) Рассмотреть направления повышения самостоятельности региональных бюджетов за счет налоговых доходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность налогов…………………………………………….5
1.1 Понятие и функции налогов………………………………………….5
1.2 Классификация налогов………………………………………………..8
2. Региональные налоги: понятие и характеристика…………………………..12
2.1 Понятие региональных налогов……………………………………..12
2.2 Налог на имущество организаций…………………………………...13
2.3 Транспортный налог………………………………………………….18
2.4 Налог на игорный бизнес…………………………………………….21
3. Роль региональных налогов в формировании бюджета субъекта РФ……25
3.1 Проблемы региональных налогов и их роль в формировании доходов бюджета субъекта РФ…………………………………………………25
3.2 Политика государства в сфере повышения самостоятельности региональных бюджетов……………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31
Из таблицы мы видим, что доля региональных налогов в общей сумме налоговых доходов бюджета составляет не более 17 %, что говорит о том, что они оказывают недостаточное влияние на формирование доходов бюджета Курской области.
Для сравнения можно отметить, что во многих зарубежных странах доля местных налогов в муниципальных бюджетах существенно выше, так в Японии она составляет 52 %, в США и Франции 41%, в Англии и Германии – 30%.
На современном этапе ситуация с собираемостью налоговых платежей в Курской области складывается следующим образом: За 2011 год от налогоплательщиков Курской области в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и платежей в государственные внебюджетные фонды) поступило 29939 млн. руб., что на 7 % или на 1950,3 млн. рублей больше поступлений 2010 года.
Из них: в федеральный бюджет поступило 4470,7 млн. руб., в консолидированный бюджет Курской области - 25468,3 млн. руб., что на 16,9% или на 3682,8 млн.руб. больше поступлений 2010 года.
Поступления в областной бюджет составили 19976,4 млн. руб., что на 19,1% или на 3199,0 млн. руб. больше поступлений 2010 года. В местные бюджеты муниципальных образований Курской области за отчетный период поступило 5491,9 млн. руб., что на 9,7% или на 483,8 млн. руб. больше поступлений 2010 года.
Рост поступлений в консолидированный бюджет Курской области за 2011 год достигнут по следующим бюджетообразующим налогам: по налогу на прибыль организаций поступления возросли на 29,7%; по налогу на доходы физических лиц - на 14,2%; по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на 29,3 процента.
Индикативные показатели по поступлению доходов в федеральный бюджет за 2011 год исполнены на 104,1 процента.
Годовые бюджетные назначения
по поступлению доходов в
Собираемость в
Как мы видим, региональные налоги и на современном этапе не являются бюджетообразующими.
3.2 Политика государства в сфере повышения самостоятельности региональных бюджетов
На современном этапе Российское правительство взяло на себя высокие социальные обязательства, что обострило проблемы исполнения Федерального бюджета с профицитом. В сложившихся условиях дотации и субсидии регионам значительно ослабляют федеральный бюджет.
Одним из направлений повышения самостоятельности региональных бюджетов является ослабление преференций (льгот).
Среди послаблений, которые могут быть устранены в ближайшее время – льготы по земельному налогу. Минфин предлагает ликвидировать установленные преференции уже с 2013 года. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов, отметив, что такие меры помогут стимулировать использование участков, которые сегодня фактически заброшены. Большая часть территорий находится в государственной собственности, и за них не платятся отчисления. Такая поблажка приводит к тому, что земля остается нетронутой, ведь таким образом собственность может сохранять свою стоимость годами, не требуя дополнительных вложений. Введение даже минимальных ставок налога для участков будет стимулировать чиновников на работу по анализу имущественного комплекса и возможную реализацию его части. Эти предложения будут подготовлены при разработке проекта бюджета на 2013–2015 годы. Пожалуй, отмена такой льготы – одна из немногих инициатив, которая положительно скажется на бизнесе. Предприниматели смогут выкупить участки под строительство или взять их в аренду на длительный срок [24].
Также положительно бизнес настроен по отношению к отмене льгот по налогу на имущество организаций. Так как упразднение преференций коснется в первую очередь естественных монополий, которые за счет предоставленных послаблений имеют более благоприятные условия для развития. Бизнесмены считают инициативу чиновников справедливой, хотя такие выводы поспешны. Президент РФ призвал государственных служащих всех уровней быть крайне осторожными при отмене этих льгот, так как они могут спровоцировать рост тарифов на тепло, свет и газ, транспортировку грузов и другие услуги и товары естественных монополий. В этом смысле отмена преференций может оказаться миной замедленного действия для бизнеса, которому придется из своего кармана восполнить потери крупнейших предприятий.
Давно обсуждается и необходимость повысить ставку НДФЛ и изменить порядок уплаты этого налога. Но если платежи в размере 13 процентов президент РФ Владимир Путин считает оптимальными, то его отношение к территориальному распределению средств не известно. Чиновники считают справедливым перевод отчислений с заработной платы сотрудников в ту территорию, где специалист зарегистрирован по месту жительства. Это решило бы проблему финансирования агломераций: когда один город используется для работы, а другой для проживания. Пока распределение налоговых отчислений внутри таких территорий неравномерно, основные денежные вливания получает населенный пункт, в котором находятся компании и предприятия, а «спальные» районы испытывают дефицит средств. Для того чтобы распределить НДФЛ, потребуется создать удобную для компаний систему перечисления налога в нужный населенный пункт. Пока реальных идей предложено не было.
Таким образом, мы можем отметить, что более 70 % регионов России, как и Курская область, являются дотационными - в формировании доходной части таких регионов решающую роль играют регулирующие доходы, на долю налоговых поступлений приходится не более 20 %.
Исследование динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет Курской области за период с 2005 по 2009 годы показало, что доля региональных налогов в общей сумме налоговых доходов бюджета составляет не более 17 %, что говорит о том, что они оказывают недостаточное влияние на формирование доходов бюджета Курской области.
Для сравнения можно отметить, что во многих зарубежных странах доля местных налогов в муниципальных бюджетах существенно выше, так в Японии она составляет 52 %, в США и Франции 41%, в Англии и Германии – 30%.
На современном этапе поступления в областной бюджет составили 19976,4 млн. руб., что на 19,1% или на 3199,0 млн. руб. больше поступлений 2010 года.
Рост поступлений в консолидированный бюджет Курской области за 2011 год достигнут по следующим бюджетообразующим налогам: по налогу на прибыль организаций поступления возросли на 29,7%; по налогу на доходы физических лиц - на 14,2%; по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на 29,3 процента.
Как мы видим, региональные налоги и на современном этапе не являются бюджетообразующими.
Одним из направлений повышения самостоятельности региональных бюджетов является ослабление преференций (льгот).
Среди послаблений, которые могут быть устранены в ближайшее время – льготы по земельному налогу.
Также положительно бизнес настроен по отношению к отмене льгот по налогу на имущество организаций.
Давно обсуждается и необходимость повысить ставку НДФЛ и изменить порядок уплаты этого налога. Но если платежи в размере 13 процентов президент РФ Владимир Путин считает оптимальными, то его отношение к территориальному распределению средств не известно. Чиновники считают справедливым перевод отчислений с заработной платы сотрудников в ту территорию, где специалист зарегистрирован по месту жительства. Это решило бы проблему финансирования агломераций: когда один город используется для работы, а другой для проживания.
Заключение
Проведенное исследование показало, что налог-это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги используются для регулирования
поведения экономических
Функция налога — это проявление
его социально-экономической
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальная и регулирующая.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся:
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
Налогоплательщиками налога признаются:
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Более 70 % регионов России, как и Курская область, являются дотационными - в формировании доходной части таких регионов решающую роль играют регулирующие доходы, на долю налоговых поступлений приходится не более 20 %.
Исследование динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет Курской области за период с 2005 по 2009 годы показало, что доля региональных налогов в общей сумме налоговых доходов бюджета составляет не более 17 %, что говорит о том, что они оказывают недостаточное влияние на формирование доходов бюджета Курской области.
Для сравнения можно отметить, что во многих зарубежных странах доля местных налогов в муниципальных бюджетах существенно выше, так в Японии она составляет 52 %, в США и Франции 41%, в Англии и Германии – 30%.
На современном этапе поступления в областной бюджет составили 19976,4 млн. руб., что на 19,1% или на 3199,0 млн. руб. больше поступлений 2010 года.
Рост поступлений в консолидированный бюджет Курской области за 2011 год достигнут по следующим бюджетообразующим налогам: по налогу на прибыль организаций поступления возросли на 29,7%; по налогу на доходы физических лиц - на 14,2%; по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на 29,3 процента.
Как мы видим, региональные налоги и на современном этапе не являются бюджетообразующими.
Одним из направлений повышения самостоятельности региональных бюджетов является ослабление преференций (льгот).
Среди послаблений, которые могут быть устранены в ближайшее время – льготы по земельному налогу.
Также положительно бизнес настроен по отношению к отмене льгот по налогу на имущество организаций.
Давно обсуждается и необходимость повысить ставку НДФЛ и изменить порядок уплаты этого налога. Но если платежи в размере 13 процентов президент РФ Владимир Путин считает оптимальными, то его отношение к территориальному распределению средств не известно. Чиновники считают справедливым перевод отчислений с заработной платы сотрудников в ту территорию, где специалист зарегистрирован по месту жительства. Это решило бы проблему финансирования агломераций: когда один город используется для работы, а другой для проживания.