Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель исследования – изучить понятие и виды региональных налогов и определить их значение для бюджета субъекта РФ. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие и функции налогов; 2) Изучить классификацию налогов;
3) Рассмотреть понятие региональных налогов;
4) Охарактеризовать виды региональных налогов;
5) Рассмотреть влияние региональных налогов на доходы бюджета субъекта РФ на примере Курской области;
6) Рассмотреть направления повышения самостоятельности региональных бюджетов за счет налоговых доходов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность налогов…………………………………………….5
1.1 Понятие и функции налогов………………………………………….5
1.2 Классификация налогов………………………………………………..8
2. Региональные налоги: понятие и характеристика…………………………..12
2.1 Понятие региональных налогов……………………………………..12
2.2 Налог на имущество организаций…………………………………...13
2.3 Транспортный налог………………………………………………….18
2.4 Налог на игорный бизнес…………………………………………….21
3. Роль региональных налогов в формировании бюджета субъекта РФ……25
3.1 Проблемы региональных налогов и их роль в формировании доходов бюджета субъекта РФ…………………………………………………25
3.2 Политика государства в сфере повышения самостоятельности региональных бюджетов……………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31
Виды налогов по характеру налогообложения:
- пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
- прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
- регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытиия:
1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
- земельный налог;
- налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
- НДС;
- акцизы;
- экспортные тарифы;
3) налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
- налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
- целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
- сбор на нужды образовательных учреждений;
- сборы за парковку автомобилей;
4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Таким образом, мы можем отметить, что налог-это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги используются для регулирования
поведения экономических
Функция налога — это проявление
его социально-экономической
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальная и регулирующая.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются.
2. Региональные налоги: понятие и характеристика
2.1 Понятие региональных налогов
Региональными налогами
признаются налоги, которые установлены
Налоговым кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих субъектов
К региональным налогам относятся:
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов [22].
Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13, 14, 15 Налогового кодекса.
2.2 Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации [18].
Налогоплательщиками налога признаются:
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Земельные участки и водные объекты, и другие природные ресурсы и имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации не признаются объектами налогообложения.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового периода.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Таким образом, существенным критерием при решении вопроса об уплате налога на имущество обособленными подразделениями является наличие у них отдельного баланса. Для целей применения главы 30 Налогового кодекса под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления.
Если у обособленного подразделения организации, находящегося вне места нахождения организации, отсутствует отдельный баланс, а также по месту нахождения этого обособленного подразделения отсутствует недвижимое имущество, находящееся на балансе организации, то отсутствует и обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению этого обособленного подразделения. При наличии отдельного баланса исчисление, уплата и декларирование налога на имущество производится по местонахождению подразделения (см. п. 1 ст. 376, п. 3 ст. 382,.п. 3 ст. 383, ст. 386 НК РФ).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налоговые льготы имеют (освобождаются от налогообложения):
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
- организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
- организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
- организации - в отношении космических объектов;