Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
1.1 Источники ВЭД 6
1.2 Понятие ВЭД 11
1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 13
1.4 Правовое регулирование внешней торговли 17
Глава 2
2.1 Таможенно-правовое регулирование ВЭД 28
2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования 32
2.3 Валютное регулирование 34
Заключение 36
Список использованных нормативно правовых актов и литературы 38

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Наряду с объектом правового  регулирования внешнеэкономической  деятельности можно выделить и предмет  конкретных правоотношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами в этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка товаров, строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров, услуг, работ и т. д.

1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическую деятельность могут  осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так  и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской  деятельности. Среди юридических  лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам  и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным  инвесторам, совместные предприятия, государственные  предприятия, предприятия, созданные  органами местного самоуправления.

Наряду с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической  деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных  видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает  отдельным видам внешнеэкономической  деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически  важных сырьевых товаров.

Для получения права экспорта таких  товаров введен специальный порядок  регистрации предприятий и организаций. Этот порядок определен “Положением  о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих  право экспорта стратегически важных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти  во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров”.

Хозяйствующие субъекты для осуществления  экспорта стратегически важных сырьевых товаров приобретают специальный  правовой статус. Положение устанавливает  разрешительный порядок экспорта таких  товаров. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие документы: финансовый отчет предприятия за предыдущий год, справку из обслуживающего банк” и наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным письмом, подтверждающим платежеспособность предприятия, а также справку заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов и иностранных банках и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п. 7 указанного Положении, например:

--нарушение российского законодательства, регулирующего неэкономическую  деятельность;

-- нарушение законодательства зарубежных  стран, повлекшее за собой экономический  или политический ущерб для  России;

-- невыполнение обязательств по  поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;

-- экспорт из Российской Федерации  товаров по заниженным (демпинговым)  ценам;

-- ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка  и т. д.) и недобросовестная  конкуренция;

-- невыполнение обязательств по  поставкам для государственных  нужд (при наличии соответствующих  договоров).

Если предприятие зарегистрировано в качестве экспортера стратегически  важных сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о регистрации  сроком на один год и вносится в  Реестр предприятии осуществляющих экспорт стратегически важных сырьевых товаров который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает “Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров”. Этот документ обязывает экспортёра в частности, представлять в МВЭС информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.

Следует отметить, что в изъятие  из общего правила некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без специальной регистрации Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и Экономика - 2000 - № 5 - С. 3-6.

Субъекты внешнеэкономической  деятельности могут непосредственно  выходить на зарубежные рынки, оказывать  услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести  внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и  то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью  в тех сферах внешнеэкономической  деятельности, где не требуется специальной  регистрации. Такие посредники могут  непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором  комиссии, действовать от своего имени  и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической  деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через  посредников, являются субъектами внешнеэкономической  деятельности.

1.4 Правовое регулирование  внешней торговли.

В Законе «О регулировании  внешнеторговой деятельности» (далее - Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Ст. 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности». Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Закона.

1. Единство внешнеторговой  политики как составной части  внешней политики.

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных  делах. Внешнеторговая политика подчинена  целям и требованиям внешней  политики государства и не может  им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней  политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы  экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение  Российской Федерации к международным  санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное  прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными  они ни являлись.

2. Единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  и контроля за ее осуществлением.

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди  которых прежде всего следует упомянуть:

- единство цели внешнеторгового  регулирования: защита экономического  суверенитета, обеспечение экономической  безопасности Российской Федерации,  стимулирование развития национальной  экономики при осуществлении  внешнеторговой деятельности и  обеспечение условий эффективной  интеграции экономики Российской  Федерации в мировую экономику  (ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»);

- единство внешнеторговой  политики Российской Федерации  (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»);

- отнесение к ведению  Российской Федерации следующих  сфер деятельности: установление  правовых основ единого рынка;  финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование, денежная эмиссия,  основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки, и т.д. (ст. 71 Конституции  РФ);

- единство таможенной  территории Российской Федерации  (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»).

Этот принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

3. Единство политики  экспортного контроля.

Система экспортного контроля представляет собой совокупность мер  по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка  вывоза за пределы Российской Федерации  вооружений и военной техники, а  также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной  техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и  иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Политика экспортного  контроля осуществляется в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнения международных  обязательств Российской Федерации  по недопущению вывоза оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия. Одним из необходимых  условий достижения поставленных задач  является обеспечение единства политики экспортного контроля.

Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент  РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.

В 1999 году был принят Федеральный  закон «Об экспортном контроле», который установил принципы осуществления  государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной  власти Российской Федерации в области  экспортного контроля, а также  определил права, обязанности и  ответственность участников внешнеэкономической  деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения  экспортного контроля находятся  в исключительном ведении Российской Федерации.

Принцип единства политики экспортного контроля тесным образом  связан с принципом единства внешнеторговой политики (ст. 4 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»).

Единство таможенной территории Российской Федерации.

Понятием «таможенная  территория» обозначают территорию, на которой в полном объеме действует  таможенное законодательство данной страны.

Таможенная территория Российской Федерации - территория, над  которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении  таможенного дела Ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим  образом:

- территория Российской  Федерации составляет единую  таможенную территорию Российской  Федерации (п. 1);

- таможенная территория  Российской Федерации также включает  в себя находящиеся в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации и на континентальном  шельфе Российской Федерации  искусственные острова, установки  и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2);

- на территории Российской  Федерации могут находиться создаваемые  в соответствии с федеральными  законами особые экономические  зоны, являющиеся частью таможенной  территории Российской Федерации  (п. 3).

Информация о работе Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования