Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Введение 3
Глава 1
1.1 Источники ВЭД 6
1.2 Понятие ВЭД 11
1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 13
1.4 Правовое регулирование внешней торговли 17
Глава 2
2.1 Таможенно-правовое регулирование ВЭД 28
2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования 32
2.3 Валютное регулирование 34
Заключение 36
Список использованных нормативно правовых актов и литературы 38
Для определения пространственных
пределов таможенной территории используют
понятие «таможенная граница». Под
таможенной границей понимается линия,
ограничивающая таможенную территорию:
«Таможенная граница - граница таможенной
территории Российской Федерации» (п.
2 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Таможенная граница очерчивает пространственные
пределы действия таможенного законодательства
данного государства и
Принцип единства таможенной
территории нацелен на предотвращение
появления внешнеторгового и
таможенного партикуляризма. Он исключает
возможность появления
Принцип единства таможенной
территории производен от правовых норм,
содержащихся в статьях 8 и 74 Конституции
РФ, где закрепляется единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции и
Принципу единства таможенной территории не противоречат нормы таможенного законодательства, допускающие исключение отдельных территорий из состава таможенной территории Российской Федерации: «На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу». Не противоречит этому принципу и создание на отдельных территориях Российской Федерации так называемых особых экономических зон с установлением для этих территорий особых моделей таможенного регулирования (ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»).
5. Приоритет экономических
мер государственного
Государственная внешнеторговая
политика осуществляется посредством
применения экономического и административного
методов регулирования
Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое
4) антидемпинговые и
компенсационные пошлины, с
5) государственная монополия
на внешнюю торговлю
6) установление технических
барьеров, позволяющих контролировать
импортные поставки на предмет
их соответствия национальным
стандартам безопасности и
7) контингентирование (квотирование)
внешнеторговых операций, означающее
ограничение экспортных и/или
импортных поставок
8) лицензирование, предполагающее
выдачу уполномоченными на то
органами исполнительной
На современном этапе
развития государство стремится
регулировать внешнеторговую деятельность
не административными запретами
и ограничениями, а через создание
благоприятных экономических
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).
6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация.
Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 - 37), посвященный тарифным льготам).
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.
Данный принцип приобретает особое значение также в связи со следующим обстоятельством. Российская Федерация и ее субъекты (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа) выступают во внешнеторговой сфере в двух основных качествах - в качестве носителя государственной власти (нормативное регулирование внешнеторговой деятельности, лицензировании внешнеторговых операций и т.п.) и в качестве субъекта хозяйственной деятельности (становясь непосредственными участниками внешнеторговой деятельности, они вступают в отношения гражданско-правового характера с иностранными внешнеторговыми контрагентами). При этом государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), вступая в гражданско-правовые отношения во внешнеторговой сфере, действует как равноправный субъект, наряду с другими участниками внешнеторговой деятельности. Соответствующее положение гарантируется нормами Конституции РФ (ст. ст. 8 и 34), Закона, а также Гражданского кодекса РФ:
- ст. 1 п. 1: «Гражданское
законодательство основывается
на признании равенства
- ст. 1 п. 2: «Граждане (физические
лица) и юридические лица
- ст. 124 п. 1: «Российская
Федерация, субъекты
В упомянутой статье Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124) устанавливается также, что к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальные образования) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Одной из таких особенностей является, например, суверенитет государства. Следствием суверенного характера государства как участника внешнеторговой деятельности стало появление принципа судебного иммунитета государства, в соответствии с которым государство не может быть привлечено судом к ответственности без его на то согласия. В соответствии со статьей 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены специальным федеральным законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон до сих пор не принят.
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.
Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 комментируемого Закона).
Для защиты экономических
интересов российских лиц, пострадавших
от действий зарубежных государств, Российская
Федерация может вводить
8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Конституция РФ (ст. 34) закрепила:
«Каждый имеет право на свободное
использование своих
Для регулирования отношений,
возникающих во внешнеторговой сфере,
в полной мере применяются принципы,
закрепленные в статье 1 Гражданского
кодекса РФ: равенство сторон гражданских
отношений, неприкосновенность собственности,
свобода договора, недопустимость постороннего
вмешательства в отношения
Очевидно, что указанным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность как таковая. В Законе речь идет об исключении случаев неоправданного вмешательства. В определенных же ситуациях государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Глава 2
2.1 Таможенно-правовое регулирование ВЭД.
Круг общественных отношений,
названный в Конституции РФ «таможенное
регулирование», представляет собой
совокупность ряда элементов, обеспечивающих
государственное регулирование
внешнеэкономической и
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Законодатель в п. 1 ст. 1 Таможенного Кодекса РФ устанавливает, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно законодательству
государственное регулирование
внешнеторговой деятельности осуществляется
посредством таможенно-
Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.
Таможенное дело в целом
направлено на создание правовых, экономических
и организационных основ
Информация о работе Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования