Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
1.1 Источники ВЭД 6
1.2 Понятие ВЭД 11
1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 13
1.4 Правовое регулирование внешней торговли 17
Глава 2
2.1 Таможенно-правовое регулирование ВЭД 28
2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования 32
2.3 Валютное регулирование 34
Заключение 36
Список использованных нормативно правовых актов и литературы 38

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации  таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и п. 3 ст. 1 ТК РФ общее  руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.

Таможенное дело относится  исключительно к ведению федеральных  органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися  правоохранительными органами и  составляющими единую систему, в  которую входят федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни  РФ и таможенные посты.

Пункт 3 ст. 1 ТК РФ содержит важное положение о том, что федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в  области таможенного дела, но и  единообразие применения таможенного  законодательства РФ всеми таможенными  органами на территории РФ.

Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с  общепризнанными международными нормами  и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные  реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать  условия осуществления внешней  торговли в этой сфере, соответствующие  мировым стандартам.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что стремление России не ставить  себя в более неблагоприятные  условия в области таможенного  дела по сравнению с зарубежными  странами отвечает интересам государства  в области экономической безопасности. В таможенном деле в качестве ориентира  для такого стандарта принято  считать новую редакцию Киотской конвенции, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 г Новокшонов И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы правоприменительной практики // Право и Экономика - 1999 - № 11 - С. 57-64.

Конвенция устанавливает  основополагающие принципы и средства с целью создания современной  таможенной администрации и приведения национального законодательства в  соответствие с требованиями упрощенного, гармонизированного и более гибкого  процедурного подхода без ущерба эффективным методам таможенного  контроля. Положения Конвенции позволяют  участникам ВЭД как можно эффективнее  выполнять свои обязательства, установленные  таможенным законодательством.

Составляя самостоятельный  предмет ведения РФ, таможенное регулирование  осуществляется нормами российского  законодательства, а также нормами, содержащимися в международных  договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе  от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).

Предметом таможенного  регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции  между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами  о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе  о создании на территориях стран - членов СНГ таможенного союза  и единого таможенного пространства.

Российская Федерация  также имеет определенные международные  обязательства о построении своей  таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между  Российской Федерацией с одной стороны  и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, Россия должна стремиться к совместимости своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования.

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод  государственного регулирования экспортно-импортных  операций.

Квотирование -- это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок.

Лицензирование -- это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и  импорта путем квотирования предусмотрено  Таможенным кодексом РФ. Ст. 21 гласит: “На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными договорами Российской Федерации”

Российским законодательством  установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих  внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование  экспорта товаров и услуг путем  квотирования и лицензирования осуществляется только в отношении товаров и  услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами  РФ.

Квоты устанавливаются  Министерством экономики по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономики  возложено также ведение Федеральной  банка квот экспорта товаров.

При экспорте специфических  товаров, например, лекарственного сырья  растительного и животного происхождения, указанных в перечне Приложений № 3 и 4 к постановлению Правительства 111 2 ноября 1993. № 1103, необходимо решение  соответствующего министерства или  ведомства. При экспорте стратегически  важные сырьевых товаров лицензии выдаются предприятиям, имеющим статус экспортера стратегически важных сырьевых товаров.

Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством  внешних экономических связей.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные  лицензии выдаются для осуществления  экспортно-импортных поставок для  государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная  лицензия, как и разовая, оформляется  на один вид товара, но в отдельных  случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной  лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовая лицензия оформляется  на один вид товара, на совершение одной  сделки сроком до 12 месяцев.

2.3 Валютное регулирование.

Валютное регулирование  является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической  деятельности в целях охраны публичных  интересов государства.Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие  механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным  актом в сфере валютного регулирования  является Закон РФ “О валютном регулировании  и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие  как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты”  и т. д., а также установлены  сферы и порядок валютного  регулирования, определены органы валютного  контроля, предусмотрена ответственность  за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую  деятельность, являются, с точки  зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

1) физические лица, имеющие  постоянное местожительство в  России, в том числе временно  находящиеся за ее пределами;

2) юридические лица, созданные  в соответствии с российским  законодательством, основное место  деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;

3) предприятия и организации,  не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с  российским законодательством, основное  место деятельности которых -- РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении  внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как  следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

а) операции, связанные с  переходом прав собственности и  иных прав на валютные ценности, в том  числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной  валюты и платежных документов в  иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в  РФ, а также вывоз и пересылка  из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных  денежных переводов. Валютные операции могут быть текущими и связанными с движением капитала.

Заключение

Таким образом, мы видим, что  международные экономические связи  являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика  обусловлена необходимостью каждого  государства считаться с международными нормами и принципами мировой  торговли. Любое государство при  регулировании внешнеэкономической  деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов  не должно ущемлять интересы других стран  и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной  таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а  с другой - правилами международных  организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования  ВЭД являются:

- стимулирование национальных  экспортеров:

- осуществление различных  организационных мер для укрепления  позиций национальных экспортеров  на мировых рынках;

- содействие росту заграничных  капиталовложений национальными  фирмами.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения  России в мировые хозяйственные  связи, так и на развитие единого  рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного  участия регионов РФ во внешнеэкономической  деятельности.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные  принципиальные подходы и механизмы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, хотя в этой сфере  до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к  поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической  деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к  либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых  и более высоких устанавливаемых  государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110;

2. Конвенция Организации  Объединенных Наций о договорах  международной купли-продажи товаров  (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1. - С. 64 - 88;

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001;

4. Таможенный кодекс российской  федерации (ред. От 30.06.2002);

5. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998;

6. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ (ред. от 10.02.99) О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности;

7. Федеральный Закон РФ  от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об  экспортном контроле;

Литература:

8. Авдокушин Е.Ф. "Международные экономические отношения". Учебник. - М.: Юристъ, 2001;

9. Белов А.П. Злоупотребление  правом во внешнеэкономической  деятельности // Право и Экономика  - 2000 - № 3 - С. 51-59;

10. Дмитриева Г.К. Комментарий  к Гражданскому кодексу Российской  Федерации, части третьей, разделу  VI «Международное частное право». - М.: НОРМА, 2002;

11. Кувшинов Е.С. Государственное  регулирование внешнеторговой деятельности  в Российской Федерации. - М., 1998;

12. Международное частное  право: Учебник /Отв. ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2003;

13. Новокшонов И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы правоприменительной практики // Право и Экономика - 1999 - № 11 - С. 57-64;

Информация о работе Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования