Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:35, курсовая работа
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
Введение 3
Глава 1
1.1 Источники ВЭД 6
1.2 Понятие ВЭД 11
1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности 13
1.4 Правовое регулирование внешней торговли 17
Глава 2
2.1 Таможенно-правовое регулирование ВЭД 28
2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования 32
2.3 Валютное регулирование 34
Заключение 36
Список использованных нормативно правовых актов и литературы 38
В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и п. 3 ст. 1 ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством РФ.
Таможенное дело относится
исключительно к ведению
Пункт 3 ст. 1 ТК РФ содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.
Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления внешней торговли в этой сфере, соответствующие мировым стандартам.
Конституционный Суд РФ
в своих решениях неоднократно подчеркивал,
что стремление России не ставить
себя в более неблагоприятные
условия в области таможенного
дела по сравнению с зарубежными
странами отвечает интересам государства
в области экономической
Конвенция устанавливает
основополагающие принципы и средства
с целью создания современной
таможенной администрации и приведения
национального законодательства в
соответствие с требованиями упрощенного,
гармонизированного и более гибкого
процедурного подхода без ущерба
эффективным методам
Составляя самостоятельный предмет ведения РФ, таможенное регулирование осуществляется нормами российского законодательства, а также нормами, содержащимися в международных договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).
Предметом таможенного
регулирования являются многочисленные
двусторонние соглашения, конвенции
между Российской Федерацией, Правительством
РФ и зарубежными государствами
о сотрудничестве и взаимопомощи
по таможенным вопросам, в том числе
о создании на территориях стран
- членов СНГ таможенного союза
и единого таможенного
Российская Федерация
также имеет определенные международные
обязательства о построении своей
таможенной системы на основе общепризнанных
международных норм и практики. Так,
например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения
о партнерстве и
2.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования.
Квотирование и лицензирование
представляют собой нетарифный метод
государственного регулирования экспортно-
Квотирование -- это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок.
Лицензирование -- это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).
Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено Таможенным кодексом РФ. Ст. 21 гласит: “На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными договорами Российской Федерации”
Российским законодательством
установлена единая система квотирования
и лицензирования. Это означает,
что она распространяется на всех
хозяйствующих субъектов, ведущих
внешнеэкономическую
Квоты устанавливаются
Министерством экономики по согласованию
с заинтересованными
При экспорте специфических
товаров, например, лекарственного сырья
растительного и животного
Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей.
Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.
Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до 12 месяцев.
2.3 Валютное регулирование.
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.
Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.
Основополагающим
Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами
Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:
1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
2) юридические лица, созданные
в соответствии с российским
законодательством, основное
10. Дмитриева Г.К. Комментарий
к Гражданскому кодексу
11. Кувшинов Е.С. Государственное
регулирование внешнеторговой
12. Международное частное право: Учебник /Отв. ред. Г.К. Дмитриева. - М.: Проспект, 2003;
13. Новокшонов И.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль: актуальные вопросы правоприменительной практики // Право и Экономика - 1999 - № 11 - С. 57-64;
Информация о работе Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования