Результативность проведения налогового контроля (выездные налоговые проверки) на основе данных МИ ФНС России №1 по Курской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Образное выражение видного политического деятеля XVIII века Б. Франклина "платить налоги и умереть должен каждый" не утратило актуальности и по сей день.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы выездной налоговой проверки 5
1.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки 5
1.2. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок 6
1.3. Проведение выездной налоговой проверки и оформление ее результатов. 14
2 Анализ результативности проведения выездных налоговых проверок за 2009-2011 гг. по данным МИ ФНС России №1 по Курской области 31
2.1 Налоговые поступления консолидированного бюджета РФ по МИ ФНС России №1 по Курской области 31
2.2 Анализ контрольной работы МИ ФНС России №1 по Курской области 37
3. Совершенствование выездных налоговых проверок 47
3.1. Анализ изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, в целях совершенствования методологии проведения выездного налогового контроля 47
3.2 Пути совершенствования выездных налоговых проверок 48
Выводы и предложения 54
Список используемой литературы 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 152.55 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева

(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

 

Учетно-финансовый факультет

 

Кафедра налогообложения  и финансового права

Дисциплина «Организация и методика проведения налоговых  проверок»

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

На тему: Результативность проведения налогового контроля (выездные налоговые проверки) на основе данных МИ ФНС России №1 по Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнила:

                                              Студентка 5 курса 506 группы

   Учетно-финансового факультета

                                    Очной формы обучения:

            Морозова М.Ю.

                                     Руководитель:

                                     Шелемех Н.Н.

 

 

 

Москва – 2012 

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические  основы выездной налоговой проверки 5

1.1 Понятие и сущность выездной  налоговой  проверки 5

1.2. Планирование и подготовка выездных  налоговых проверок 6

1.3. Проведение выездной налоговой проверки и оформление ее результатов. 14

2 Анализ результативности  проведения выездных налоговых  проверок за 2009-2011 гг. по данным  МИ ФНС России №1 по Курской  области 31

2.1 Налоговые поступления консолидированного  бюджета РФ по МИ ФНС России  №1 по Курской области 31

2.2 Анализ контрольной работы МИ  ФНС России №1 по Курской  области 37

3. Совершенствование  выездных налоговых проверок 47

3.1. Анализ изменений, внесенных в  НК РФ Федеральным законом  от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, в целях совершенствования  методологии проведения выездного  налогового контроля 47

3.2 Пути совершенствования выездных  налоговых проверок 48

Выводы и  предложения 54

Список используемой литературы 56

Приложения 58

Введение

Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства  является эффективный налоговый  контроль. При его отсутствии или  низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Образное выражение  видного политического деятеля XVIII века Б. Франклина "платить налоги и умереть должен каждый" не утратило актуальности и по сей день.

Данная  тема актуальна на сегодняшний день, так как  уклонение от налогообложения представляет значительную общественную опасность. Во-первых, государство недополучает бюджетных средств, в связи с чем сокращается финансирование производства общественных благ. Во-вторых, неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками с точки зрения рыночной конкуренции, а потому могут провоцировать других субъектов экономической активности за аналогичные действия. В-третьих, при широком распространении фискальных преступлений, ведущих к дефициту доходной части бюджета, государство обычно компенсирует нехватку средств введением новых налогов, увеличением ставок действующих налогов и сборов. Это делает непосильной ношу честных налогоплательщиков и порождает новую волну уклонения от уплаты налогов. Выездная налоговая проверка, как одна из составляющих налогового контроля, является важнейшей формой его реализации.

От эффективности проведения выездных налоговых проверок в значительной степени зависят обеспечение законности и правопорядка в сфере контроля за взиманием налогов и сборов, предотвращение налоговых правонарушений.     

Целью  работы является анализ результативности проведения выездных налоговых проверок МИ ФНС России №1 по Курской области и  определение путей их совершенствования.

Для достижения указанной  цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы проведения выездной налоговой проверки;
  • проанализировать контрольную работу МИ ФНС России №1 по Курской области в 2009-2011 гг.;
  • предложить направления совершенствования проведения выездных проверок.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие контрольные функции  налоговых органов по организации  и проведению выездных налоговых  проверок.     

 

1.Теоретические основы  выездной налоговой проверки

1.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно  и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством  о налогах и сборах.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки (далее ВНП).

В НКРФ определение выездной налоговой проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно понять, что это - проверка, проводимая по решению  руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе которой  сведения, указанные плательщиками  в налоговых декларациях, проверяются  путем анализа первичных бухгалтерских  документов предприятия, а также  иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.

Целью выездной налоговой проверки является:

- выявление и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

- предупреждение налоговых  правонарушений.

В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми  органами должны одновременно решаться несколько задач.

Основными задачами выездной налоговой проверки являются:

  •    всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в бюджеты установленных налогов и сборов;
  •    выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
  •    анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
  •    формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
  •    доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов;
  •    формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

При этом выездные налоговые  проверки должны отвечать требованиям  безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых  органов и создания для налогоплательщика  максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Объектом выездной налоговой  проверки, как и объектом камеральной  налоговой проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую  инспекцию, включая и бухгалтерскую  отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.

Основные понятия и  правила проведения и оформления выездных налоговых проверок изложены в ст.ст.87, 89, 99, 100, 101, 101.1 НК РФ.

1.2. Планирование  и подготовка выездных налоговых  проверок

Эффективность выездной налоговой  проверки в значительной мере зависит  от правильности выбора объекта для  нее.

Установлен единый порядок работы налоговых органов по планированию и подготовке выездных налоговых проверок.

 Планирование выездных налоговых проверок является важным  подготовительным этапом контрольной работы налоговой инспекции. Планирование состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале; сроков, объемов и категорий указанных проверок; видов налогов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм  доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

Предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение сотрудниками инспекции всей имеющейся информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности проведения проверок.

Процедуры планирования и подготовки выездных налоговых проверок

Важнейшими составными частями  процесса  планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

  • Формирование информационного массива данных о налогоплательщиках. В целях целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников (рисунок 1).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Виды информационных источников

  • Камеральная проверка и камеральный анализ налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также бухгалтерской отчетности. Он позволяет сделать вывод о наличии вероятности совершения налогового правонарушения, дающей основание для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
  • Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому и территориальному принципу. При этом налоговыми органами должен быть обеспечен сбор информации о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов и ее анализ на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, отражающим объемы производства и реализации продукции (работ,  услуг).

По результатам камеральной  налоговой проверки и анализа  бухгалтерской и налоговой отчетности отделом составляется заключение, содержащее рекомендации об отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин.

  • Выбор объектов проверки. Основная цель отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок - выделить для включения в план проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:

1. Налогоплательщиков, подлежащих  обязательной проверке в соответствии  с требованиями действующих законодательных  и иных нормативных актов и  инструкций, по которым имеется  поручение и указание вышестоящих  налоговых органов или правоохранительных  органов на проведение выездной  налоговой проверки.

2. Налогоплательщиков, выездная налоговая  проверка которых с максимальной  степенью вероятности обеспечит  поступление в бюджет наибольшей  суммы доначисленных налогов,  а также пени и налоговых  санкций за нарушение законодательства  о налогах и сборах.

Отбор проводится с учетом следующих  принципов.

1. Обеспечение обязательного отбора для проведения выездных налоговых проверок следующих категорий налогоплательщиков:

- организаций, являющиеся крупнейшими  и основными налогоплательщиками;

- реорганизуемых или ликвидируемых  организаций;

- организаций, представляющих «нулевые  балансы» или не представляющих  налоговую отчетность, в отношении  которых имеется информация об  осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности;

- налогоплательщиков, необходимость  проверки которых вытекает из  мотивированных запросов других  налоговых органов (например, возмещение  НДС по экспорту);

- налогоплательщиков, у которых  последняя проверка выявила существенные  нарушения законодательства о  налогах и сборах;

- отражающих в налоговой отчетности  убыток или незначительную прибыль  (доход) на протяжении ряда  налоговых периодов.

Частота проверок зависит от характера  деятельности предприятия. Например, экспортеров  проверяют чаще других предприятий. Кроме того, при проведении проверок принимается во внимание использование  предприятием льгот: как правило, чем  их больше, тем выше вероятность  проверки.

Концепция системы  планирования выездных налоговых проверок 30 мая 2007 г. Приказом ФНС России N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ N ММ-3-06/333@) утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). Необходимо отметить, что приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция утверждает 12 основных критериев отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

1. Налоговая нагрузка  у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной  отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской  или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов.

3. Отражение в налоговой  отчетности значительных сумм  налоговых вычетов за определенный  период.

4. Опережающий темп роста  расходов над темпом роста  доходов от реализации товаров  (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной  заработной платы на одного  работника ниже среднего уровня  по виду экономической деятельности  в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение  к предельному значению установленных  Налоговым кодексом Российской  Федерации величин показателей,  предоставляющих налогоплательщикам  право применять специальные  налоговые режимы.

Информация о работе Результативность проведения налогового контроля (выездные налоговые проверки) на основе данных МИ ФНС России №1 по Курской области