Результативность проведения налогового контроля (выездные налоговые проверки) на основе данных МИ ФНС России №1 по Курской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Образное выражение видного политического деятеля XVIII века Б. Франклина "платить налоги и умереть должен каждый" не утратило актуальности и по сей день.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы выездной налоговой проверки 5
1.1 Понятие и сущность выездной налоговой проверки 5
1.2. Планирование и подготовка выездных налоговых проверок 6
1.3. Проведение выездной налоговой проверки и оформление ее результатов. 14
2 Анализ результативности проведения выездных налоговых проверок за 2009-2011 гг. по данным МИ ФНС России №1 по Курской области 31
2.1 Налоговые поступления консолидированного бюджета РФ по МИ ФНС России №1 по Курской области 31
2.2 Анализ контрольной работы МИ ФНС России №1 по Курской области 37
3. Совершенствование выездных налоговых проверок 47
3.1. Анализ изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, в целях совершенствования методологии проведения выездного налогового контроля 47
3.2 Пути совершенствования выездных налоговых проверок 48
Выводы и предложения 54
Список используемой литературы 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 152.55 Кб (Скачать файл)

7. Отражение индивидуальным  предпринимателем суммы расхода,  максимально приближенной к сумме  его дохода, полученного за календарный  год.

8. Построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами-перекупщиками  или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических  или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком  пояснений на уведомление налогового  органа о выявлении несоответствия  показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие  с учета и постановка на  учет в налоговых органах налогоплательщика  в связи с изменением места  нахождения ("миграция" между налоговыми  органами).

11. Значительное отклонение  уровня рентабельности по данным  бухгалтерского учета от уровня  рентабельности для этой сферы  деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском.

 

Кроме того введен принцип  ВНП-отбора налогоплательщиков для  проведения ВНП. После введения принципа ВНП-отбора количество таких критериев  увеличилось с 12 до 43. Приложение 1

  • Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением. План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается руководителем налогового органа и является составной частью плана контрольной работы налогового органа.

Корректировка плана выездных налоговых проверок может проводиться  только при наличии серьезных  оснований, таких как получение  срочных заданий от вышестоящих  налоговых органов, поручений правоохранительных органов по проверке плательщиков, не включенных в план и т. п. Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

  • Предпроверочный анализ документов налогоплательщиков, отобранных для проведения выездной налоговой проверки. Предпроверочный анализ данных о налогоплательщике проводится по каждому плательщику, включенному в план непосредственно перед началом проверки. Предпроверочный анализ информации позволяет максимально экономить силы и время непосредственное при проверке и обеспечивает высокую эффективность и результативность ее проведения. Анализируется заключение отдела камеральных проверок, содержащее рекомендации о проведении проверки с обоснованием причин, послуживших основой для таких выводов.
  • Подготовка и составление перечня вопросов по видам налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодам их проверки. В ходе предпроверочного анализа информации о налогоплательщике решаются следующие вопросы:

- оценивается предполагаемый  объем предстоящей работы и  определяется состав проверяющей  группы;

- определяется необходимость  привлечения к проведению проверки  сотрудников правоохранительных  и других контролирующих органов;

- определяются основные  вопросы, подлежащие выяснению  в ходе проверки;

- определяется период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность и вид проверки (комплексная или по отдельным видам налогов и сборов);

- намечаются  методы проведения проверки, определяется  необходимость проведения встречных  проверок, целесообразность проведения  инвентаризации имущества, осмотра  помещений и т.п.

  • Подготовка и составление перечня вопросов по видам налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодам их проверки, подготовка решения о назначении выездной налоговой проверки.

Как правило, в программу  выездной налоговой проверки в обязательном порядке включаются следующие  вопросы:

1. Общие положения.

2. Состояние бухгалтерского  и налогового  учета.

3. Правильность и полнота  отражения в бухгалтерском учете  и отчетности выручки от реализации  товаров (работ, услуг), доходов  от реализации.

4. Полнота и правильность  отражения в бухгалтерском и  налоговом учете расходов, связанных  с производством и реализацией.

5. Правильность определения  прибыли от реализации основных  фондов и иного имущества.

6. Правильность и полнота  отражения в бухгалтерском учете  и отчетности доходов и расходов  от внереализационных операций.

7. Правильность исчисления  налога на прибыль организаций.

8. Правильность исчисления  налога на добавленную стоимость.

9. Правильность исчисления  налога на имущество организаций.

10. Проверка правомерности  использования льгот по налогам. 

11. Правильность и полнота  исчисления налогов.

Предпроверочная работа завершается подготовкой  решения о назначении выездной налоговой  проверки.

1.3. Проведение выездной налоговой проверки и оформление ее результатов.

 

Место проведения ВНП

Согласно п. 1 редакции ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании  решения руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа. Нормы  НК РФ не обязывают налогоплательщика  предоставлять инспекторам отдельное  помещение для проверки. Если у  организации отсутствует возможность  предоставить такое помещение, ВНП  может проводиться по местонахождению  налогового органа.

По мнению некоторых налогоплательщиков, проведение ВНП в налоговой инспекции  возможно только с согласия самого проверяемого. Следовательно, если проверяющие  не находились у него, то и проверка налоговым органом фактически не проводилась. Однако это не так. Статья 89 НК РФ не содержит указания, что налоговый  орган обязан проводить выездную налоговую проверку в собственном  помещении исключительно при  согласии налогоплательщика1.

Состав проверяемых  лиц

Налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов, но не иных участников налоговых  отношений, к примеру кредитных  организаций. Ни НКРФ, ни Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками и другими кредитными организациями обязанностей, предусмотренных ст. ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ, путем проведения выездных проверок2.

Периодичность выездных налоговых проверок

В настоящее время налоговое  законодательство не содержит указания на периодичность, с которой должны проводиться выездные проверки.

Учитывая, что в ходе контрольных  мероприятий налоговики вправе охватить проверкой период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении проверки, то для охвата проверкой всех периодов деятельности налогоплательщика, проверку следует  производить не реже одного раза в  три года.

Вместе с тем, периодичность  выездных налоговых проверок в отношении  одного налогоплательщика не должна превышать двух раз в течение  года (п. 5 ст. 89 НК РФ). Исключение из правила - решение руководителя ФНС РФ.

На основании письменного решения  руководителя налогового органа, выездная налоговая проверка может не проводиться  в случаях:

1) если плательщик своевременно  представляет документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов  и других обязательных платежей;

2) если последняя проверка не  выявила нарушений налогового  законодательства;

3) если увеличение размера имущества  или иного объекта налогообложения  организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют документы  и информация, ставящие под сомнение  происхождение средств плательщика  или свидетельствующие о наличии  нарушений налогового законодательства.

Вместе с тем налоговые  органы могут провести повторную  выездную налоговую проверку в порядке  контроля вышестоящим налоговым  органом за деятельностью налоговой  инспекции или на основании поданной налогоплательщиком уточненной налоговой  декларации, в которой указана  сумма налога в размере, меньшем  ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ). В рамках этой проверки проверяется  период, за который представляется уточненная налоговая декларация.

Начало выездной налоговой проверки

В соответствии со ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка организаций  и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения  руководителя налогового органа или  его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Чтобы провести соответствующую  ВНП, руководителю налогового органа необходимо согласно п. 2 ст. 89 НК РФ вынести решение  по форме, разработанной и утвержденной федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в  области налогов и сборов3. НКРФ не предусматривает возможность вынесения нескольких решений на проведение ВНП с разным содержанием без отмены при этом предыдущего решения4.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать  следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Особое внимание следует  обратить на следующие сведения, содержащиеся в решении о проведении выездной налоговой проверки:

- перечень видов налогов,  в отношении которых будет  проводиться проверка;

- периоды, за которые  проводится проверка.

Отражение в решении перечня  видов налогов, в отношении которых  будет проводиться проверка, определяет объем прав налогового органа, в  том числе:

- по истребованию документов, служащих основанием для исчисления  и уплаты налогов, а также  подтверждающих правильность их  исчисления и своевременность  уплаты;

- требованию от налогоплательщиков  устранения выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах и контролю за выполнением  указанных требований;

- взысканию недоимки, а  также пеней и штрафов, начисленных  по результатам проверки.

Таким образом, не включение  в решение о назначении ВНП  конкретного вида налога влечет за собой отсутствие права у должных  лиц налогового органа, проводящих проверку, проверять правильность и  своевременность уплаты данного  налога5.

Доводы налогового органа об отсутствии в перечне вопросов о проведении проверки правильности исчисления и уплаты конкретного  налога в связи с технической  ошибкой не могут быть приняты  во внимание, если отсутствуют доказательства, свидетельствующие о ее последующем устранении. Последующее же отражение в акте ВНП и решении о привлечении к ответственности доначисления по тому налогу, который не указан в решении о проведении ВНП, не может свидетельствовать о законности действий должностных лиц инспекции по администрированию данного налога при конкретной выездной налоговой проверке.

Стоит заметить, что налоговое  законодательство не обязывает проверяющих  указывать конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить  налоговый орган. В решении о проведении проверки допускает возможность как перечисления конкретных проверяемых налогов и сборов, так и указания о проведении ВНП по всем налогам и сборам.

Период проверки.

В абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП.

Однако в случае представления  налогоплательщиком уточненной налоговой  декларации в рамках соответствующей  выездной налоговой проверки проверяется  период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Виды сроков выездной налоговой проверки

Налоговый кодекс РФ устанавливает  следующие виды сроков в рамках выездной налоговой проверки:

  • сроки проведения проверки;
  • сроки продления проверки;
  • сроки приостановления проверки;
  • специальные сроки самостоятельной проверки филиалов (представительств);
  • общие сроки назначения выездной проверки.

Общие сроки назначения выездной проверки

Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ:

"Налоговые органы не  вправе проводить две и более  выездные налоговые проверки  по одним и тем же налогам  за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение  календарного года, за исключением  случаев принятия решения руководителем  федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору  в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика  сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика  не учитывается количество проведенных  самостоятельных выездных налоговых  проверок его филиалов и представительств".

Сроки проведения проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ не может превышать  двух месяцев и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления  справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Окончание выездной налоговой  проверки заканчивается справкой, которую в последний день проверки проверяющий обязан составить. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, затем она вручается налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). Форма справки утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Информация о работе Результативность проведения налогового контроля (выездные налоговые проверки) на основе данных МИ ФНС России №1 по Курской области