Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить роль и значение камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля.
Для достижения данной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность камеральной налоговой проверки;
- проследить историю развития налогового контроля в российском законодательстве;
- изучить методику проведения камерального анализа;
- рассмотреть порядок включения организаций в план выездной налоговой проверки;
- проанализировать и дать оценку показателей качества камерального анализа (на материалах ИФНС России по г.Курску);
- разработать предложения по повышению эффективности камеральной налоговой проверки.
Введение
Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы РФ. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечения доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов. Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.
Актуальность темы исследования заключается в том, что среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее положение по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. Охват налогоплательщиков камеральными налоговыми проверками составляет почти 100 процентов, при этом камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументарный контроль показателей налоговой отчетности. Таким образом, камеральная налоговая проверка является приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, имеющая высокую степень эффективности.
Объектом исследования
Предметом является
Цель курсовой работы: определить роль и значение камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля.
Для достижения данной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность камеральной налоговой проверки;
- проследить историю развития
налогового контроля в
- изучить методику проведения камерального анализа;
- рассмотреть порядок включения организаций в план выездной налоговой проверки;
- проанализировать и дать оценку показателей качества камерального анализа (на материалах ИФНС России по г.Курску);
- разработать предложения по
повышению эффективности
При написании курсовой работы были использованы следующие источники: статистическая отчетность Инспекции ФНС России по гор. Курску за последние 3 года, учебники и учебные пособия для ВУЗов таких авторов, как Романовский М.В., Врублевская О.В., Дорофеева Н.А., Ильин А. Ю., Адамов Б. К., Брилон Н.В., А. А. Савин, А. К. Анашкин, Т. В. Феоктистова и др.; периодические издания, такие как «Российский налоговый курьер», «Налоги и налогообложение», «Налоговый вестник» и др., Налоговый Кодекс РФ, другие законодательные акты РФ, а также интернет - источники.
1 Теоретические основы камеральной налоговой проверки
Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами [8, с.36].
Законодательного
закрепления определения
В статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.
Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.
В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.
В-четвертых, она проводится на основе анализа документов - как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
И в-пятых,
правом проводить мероприятия
Согласно первого абзаца статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации субъектами проверки являются следующие категории налогоплательщиков:
- организации;
- физические лица;
- физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Объектами проверки являются в соответствии с первым абзацем статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации и документы, предоставленные налогоплательщиком и служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Необходимо заметить, что указанные документы должны быть в наличии у налоговых органов, следовательно, действия налоговых органов по проверке деятельности налогоплательщика на основании лишь сведений налоговой проверкой назвать нельзя. Они являются действиями по сбору информации и не влекут прав и обязанностей, возникающих при проведении проверки [23, с.217].
Камеральная
проверка является средством контроля
правильности и достоверности сведений,
указанных в налоговой
Таким образом, в системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две основные функции:
- контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
- предварительный отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.
К целям проведения
- контроль соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
- выявление и предотвращение налоговых правонарушений и взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
- привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
- подготовка необходимой информации для эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Таким образом, под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа. Камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Камеральной проверка - основная форма текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.
1.2 Становление
камеральной налоговой
Налоговый контроль появился еще в древних цивилизациях. Становление налогового контроля происходило параллельно с развитием налоговой системы, а также все большей заинтересованностью государства в максимально полном сборе налогов и иных обязательных платежей в казну. Говоря о налоговом контроле в историко-правовом аспекте, необходимо сказать, что в 1573 г. впервые в истории нашего государства был создан государственный орган, объединивший под своим управлением сбор основных государственных доходов. В 1653 г. принимается первый Торговый устав, в который были помещены правовые предписания, устанавливающие общие правила сбора и исчисления торговых пошлин. Этот документ принято считать прообразом первого Налогового кодекса, который был принят в нашей стране. В 1802 г. в Российской империи учреждается Министерство финансов, а в 1811 г. из его состава выделяется Государственное казначейство, которое стало ведать расходами, также создается самостоятельное ведомство Государственного контролера, которое было призвано осуществлять финансовый контроль и ревизии. В 1885 г. в составе казначейства учреждено ведомство податных инспекторов, которые были призваны исчислять прямой налог от дохода [18, с.181].
Знаковым событием в деле развития налоговой администрации в советский период, явилось преобразование в 1946 г. Наркомата финансов в Министерство финансов СССР, а также создание в 1990 г. государственной налоговой инспекции. С этого момента налоговая инспекция начала формироваться как централизованная система с трехуровневой иерархией управления. Эта система управления включала центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам, а уже в 1991 г. был введен Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27. 12. 91 № 2118-1, который определял общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
В 1993 г. создается государственный реестр предприятий, начинается процесс информатизации налоговых органов, на них возлагаются функции по контролю за применением контрольно-кассовых машин. Изменения статуса налоговой службы повышает ее значение в системе государственного управления, а также укрепляет ее авторитет в деле контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В 1998 г. Государственная налоговая
служба Российской Федерации
была преобразована в
В 1999 г. в юридическую силу вступает I ч. Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются основные принципы налогообложения. Впервые вводится порядок проведения налоговых проверок, в соответствии с которым налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Налоговой проверкой могут быть охвачены только три предыдущих года. При необходимости налоговые органы могут истребовать от налогоплательщика любые дополнительные сведения. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следует заметить, что до 1999г. под камеральной проверкой понималась, фактически, проверка правильности заполнения налоговой декларации или других отчетных документов, осуществляемая непосредственно в налоговых органах и чаще всего в присутствии налогоплательщика или его законного представителя. При этом налоговый инспектор не имел возможности проверить исходные цифры, а сосредоточивал внимание на правильности расчетов сумм налогов. Внесенные изменения также затрагивали вопрос о том, какие лица могут быть подвергнуты налоговой проверке. В соответствии с частью первой ст.87 налоговые проверки проводились в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (предыдущая редакция статьи, действовавшая до 18.08.1999г., говорила исключительно о налогоплательщиках). Все налоговые проверки стали подразделяться на камеральные и выездные (до этого они подразделялись на камеральные и документальные).