Роль камеральных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить роль и значение камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля.
Для достижения данной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность камеральной налоговой проверки;
- проследить историю развития налогового контроля в российском законодательстве;
- изучить методику проведения камерального анализа;
- рассмотреть порядок включения организаций в план выездной налоговой проверки;
- проанализировать и дать оценку показателей качества камерального анализа (на материалах ИФНС России по г.Курску);
- разработать предложения по повышению эффективности камеральной налоговой проверки.

Файлы: 1 файл

Роль камеральных проверок в системе налогового контроля.docx

— 105.29 Кб (Скачать файл)

    Федеральным законом № 137-ФЗ были внесены некоторые изменения в Налоговый кодекс по отношению камеральной налоговой проверки.  Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).  Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.  При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом. 
           Таким образом, в соответствии с новыми правилами, введенными в действие Федеральным законом N 137-ФЗ, для всех видов налоговых проверок установлена единая цель - контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [24, с.163].

 

 

 

           1.3 Роль и значение камеральной налоговой проверки в системе налогового контроля

 

  Безусловно, значение выездных налоговых проверок в деле выявления случаев нарушения налогового законодательства высоко. Однако в последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Это обусловлено тем, что выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем, данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20—25 процентов налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Этого не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. Более того, именно камеральные проверки являются способом выбора из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок [6].

            Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

            Рассмотрим и проанализируем статистическую отчетность за 2009- 2011гг. в целом по Российской Федерации. Результаты контрольной работы налоговых органов представлены в таблице 1 [26].

 

              Таблица 1- Результаты контрольной работы налоговых органов за 2009-2011гг.   

                                                                                                                     Тыс. руб.

Показатель

года

отклонение

абсолютное

относитель-ное, %

2009

2010

2011

2010  от 2009г.

2012 от 2011г

2010 от 2009

2011  от 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество проведен. камеральных проверок

 

45158267

 

39802457

 

36361646

 

-5355810

 

-3440811

 

88

 

91

из них, выявленных нарушений

2754654

2574315

2104142

-180399

-470173

93

82

Результатив-ность, %

6,1

6,4

5,8

0,3

-0,6

105

90,6

Количество проведен. выездных проверок

53184

56556

67353

3372

10797

106

119

из них, выявленных нарушений 

52476

56025

66582

3549

10557

107

119

Результатив-ность, %

98,6

99

98,9

0,4

-0,1

100

100


 

              Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что количество камеральных налоговых проверок имеет отрицательную динамику, по сравнению с количеством выездных налоговых проверок. Это говорит о сокращении количества поступивших налоговых деклараций для камерального контроля. Результативность камеральных налоговых проверок в целом по России составляет около 6%.

             Рассмотрим показатели доначислений по результатам контрольной работы в таблице 2 [26].

 

             Таблица 2- Показатели доначислений по результатам контрольной работы в целом по России за 2009-2011гг.

 

 

Показатели

 

2009

 

2010

 

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

Отклоне-ние,

тыс. руб.

(+/-)

Темп

роста, %

Отклоне-ние,

тыс. руб.

(+/-)

Темп

роста, %

1

2

3

4

5

6

7

9

Всего начислено по результатам  контрольной работы, млн. рублей, в  т.ч.:

468089

687938

454776

219849

146

-233162

66

- по результатам камеральных проверок

236455

238050

175799

1595

100

-62251

74

- по результатам выездных проверок

231634

449887

278977

218253

194

-170910

62

Доначисление на 1 камеральную  проверку, тыс. руб.

5,8

5,0

3,2

-0,8

86

-1,8

64

Доначисление на 1 выездную проверку организаций, тыс. руб.

1438

3473

3529

2035

241

56

101




 

            Анализ доначислений показал,  что динамика дополнительно начисленных  сумм по результатам всех проверок имеет скачкообразную форму. Наибольшая сумма доначислений по камеральным налоговым проверкам приходится на 2010 год и составляет 238050 тыс. руб. Динамика начислений на 1 камеральную налоговую проверку имеет отрицательную динамику. Что касается сумм доначислений на 1 выездную налоговую проверку, то здесь наблюдается наоборот положительная динамика, что свидетельствует о положительной работе налоговых органов.

            Таким образом, камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а, во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут повысить эффективность своей работы [12].

 

 

 

 

 

          

          2 Методические аспекты проведения камеральной налоговой проверки

 

         2.1 Методика проведения камерального анализа

 

 

         Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а ст. 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки.

           Проведение камеральных проверок предусматривает реализацию следующих этапов:

            - принятие налоговой отчетности.

            - проведение камерального анализа: проверка полноты своевременности представления налоговой отчетности; визуальный контроль отчетности (проверка правильности заполнения налоговых деклараций); арифметическая проверка отчетности; проверка правильности применения налогоплательщиком налоговых льгот; проверка правильности исчисления налоговой базы; взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности; оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся данным о финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников); оценка отчетности в целом.

            - оформление результатов проверки.

           Основные этапы проведения камеральной налоговой проверки отображены на рисунке 1.

 

 

 

Принятие налоговой отчетности


 

Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений по представленной отчетности

(проверка  своевременности подачи налоговой  отчетности, арифметическая проверка, проверка правильности и обоснованности  применения льгот, правильности  и обоснованности предъявленных  вычетов, проверка исчисления  налоговой базы)



Оформление  результатов камеральной налоговой  проверки


 

            Рисунок 1 - Этапы проведения КНП

 

           День сдачи в налоговую инспекцию налоговой декларации (расчета) является датой начала камеральной проверки. Именно с этого числа и надо считать трёхмесячный срок. Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган весь комплект установленных нормативными актами для данного налогоплательщика отчетных форм. Если камеральной проверкой выявлены нарушения в заполнении отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах и отчетности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный законодательством срок.

            Во время проведения проверки налоговый орган проверяет правильность исчисления налоговой базы, правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки строк, граф, предусмотренных ее формой, а также правильность применения налоговых льгот и обоснованность заявленных налогоплательщиком налоговых вычетов. При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

             - проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

             - проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

            - взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

            - оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Информация о работе Роль камеральных налоговых проверок