Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.
К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.

Содержание работы

1.Исходные данные……………………………………………………………...11
2.Определение доходов предприятий………………………………………….12
3.Определение расходов предприятия…………………………………………14
4.Упрощённая система налогообложения……………………………………..26
5.Единый налог на вмененный доход………………………………………….29
6. Сравнительная таблица………………………………………………………32
7.Заключение…………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГИ (3 вар.) Луковецкий.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

"Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет.

 В условиях нашей  страны с ее прежней приверженностью  к пятилетним

планам (хотя с позиции  хозяйственной целесообразности трудно определить

преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.

Систему налогообложения  можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской  деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой  системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности) .    Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

 Например, состояние  бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3

пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные  изменения не

нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не

препятствуют  эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда

лет основных принципов  системы налогообложения, а также  наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

Если иметь  в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог  на перепродажу вычислительной техники  и персональных

компьютеров носит  конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области

реализации  указанных товаров, отечественные  цены на них приблизятся к

мировым, и налог  этот потеряет смысл.

 Сейчас в  России действует почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицируется

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.    Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

За последние  годы система взаимоотношений предприятий  с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности.

Началось это  движение с экономической реформы 1965-1966 гг., когда впервые в нашей  хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную, так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий.  Это означало, что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал предпочтение государственному бюджету. 

  Следующим существенным шагов в совершенствовании системы взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным

вышестоящими органами экономическим нормативам, в результате чего

автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли, поскольку нормативы формировались с учетом

потребностей предприятий  в средствах не только на простое, но и на

расширенное воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой  сферы   (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.

Однако, система экономических  нормативов страдала существенными

недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные требования, на деле были не только дифференцированными, но и практически индивидуальными. Вместо единых требований ко всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели от взаимоотношений с министерскими чиновниками, чем от объективных условий и требований.

Поэтому замена экономических  нормативов распределения прибыли  налогом на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы

экономических взаимоотношений  предприятий и государства элементов

субъективизма и волюнтаризма. 

 Налоги - это те  же экономические нормативы, но  только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных  лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать поотраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся  к классу экономических нормативов, они формируются по

принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. 

  Замена нормативов  отчислений от прибыли в бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту замену и сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность не может развиваться эффективно в условиях неопределенности экономических взаимоотношений с государством, с бюджетом.

Нормально функционирующая  система налогов является одним  из средств

борьбы с  теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода

означает признание  его легальности, законности, в то время как наличие

дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ

изъятия части  доходов физических и юридических  лиц в государственный и

местные бюджеты  свидетельство роста финансовой культуры общества. При

достижении  определенного уровня грамотности  населения налоги будут

восприниматься  им с пониманием, как форма участия  своими средствами в

решении общегосударственных  задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан,

предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так  и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. К примеру, в России правительство предлагало установить ставку налога на прибыль предприятий 40% (такой она была в проекте закона) , однако парламентарии приняли иное решение - 32%, разница очень существенная.  (сейчас ставка налога на прибыль составляет 24%) Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.   А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически  вписываются в формируемую в  нашей стране систему

экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона

стоимости. При  разумных ставках налоги являются средством сочетания

интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходные данные №3.

 

1.  Месячные доходы

1.1.Доходы от выполнения перевозок – 610 тыс. руб. брутто

1.2.Доходы от работ по ТО – 380 тыс. руб. нетто

1.3. Доходы от аренды платных стоянок – 27 тыс. руб. брутто

2. Разовые доходы:

2.1. Разовые доходы от продажи оборудования – 410 тыс. руб. брутто ( в июне месяце)

2.2. Полученные штрафы – 27 тыс. руб. брутто.

Текущие месячные расходы:

3.1. Материальные расходы – 405 тыс. руб. брутто.

3.2. Месячный фонд оплаты труда  –

а)  директор – 39 тыс. руб.,

б) бухгалтер – 29,5 тыс. руб.,

в) 3 водителя – по 16 тыс. руб.,

г) авторемонтники : слесарь - снабженец – 29 тыс. руб.,

д) остальные 3 слесаря – по 23 тыс. руб.,

е) уборщица – 10.7 тыс. руб.

3.3. На оплату телефона  – 2.2 тыс. руб. (наличными)

3.4. На канцелярские  нужды  – 5.2 тыс. руб. брутто.

4. Разовые расходы

4.1. На приобретение грузового автомобиля – 225 тыс. руб. брутто ( в сентябре месяце)

4.2. На приобретение  компьютера – 47 тыс.руб. нетто (в январе)

4.3. На приобретение мобильного телефона – 7.2 тыс. руб. брутто (в январе)

4.4. На рекламу  –  51 тыс. руб. брутто

4.5. На представительские цели  – 160 тыс. руб. (наличными)

4.6. На переподготовку кадров – 32 тыс. руб. (наличными)

4.7. Оплата услуг сторонней организации – 285 тыс. руб. брутто

4.8. Материальный ущерб от пожара –470 (тыс. руб.)

4.9.  На уплату штрафов (в год) – 17 тыс. руб.

5. Стоимость имущества  на начало года:

5.1. – Здания и сооружения – 11,2 млн. руб.

5.2. – Оборудование – 7,2 млн. руб.

5.3. – Грузовые автомобили  – 3 штуки по 250 тыс. руб. за единицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение  доходов предприятия.

 

      Суммарный  оборот по доходам предприятия  складывается из доходов от  реализации основной продукции  (товаров, работ или услуг) и внереализационных доходов. К доходам от реализации в курсовой работе относятся доходы, полученные от выполнения грузовых перевозок, работ по ТО и ремонту автомобилей, продажи неиспользуемого оборудования. К внереализационным доходам относятся доходы в виде арендной платы за предоставление платных стоянок и полученных штрафов, заплаченных клиентами за невыполнение договорных обязательств.

      Для  определения суммарного оборота  предприятия по доходам важна  информация о том, учтена ли  величина НДС в сумме соответствующего дохода. Если в задании доходы указаны с учетом НДС (доходы-брутто) то для расчета НДС нужно брать расчетную ставку (18/118). Если же в задании сумма доходов указана без учета НДС (доходы-нетто), то для расчета нужно брать основную ставку 18%.

   Результаты расчета заносятся в «Таблицу доходов и расходов» (таблица 1).

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики