Налоговый контроль
проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах
своей компетенции посредством
налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сбора, проверки
данных учета и отчетности, осмотра
помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли),
а также в других формах, предусмотренных
НК РФ. Подконтрольными субъектами
являются любые государственные
и муниципальные органы, организации
и физические лица, участвующие
в налоговых правоотношениях
в качестве налогоплательщиков
или налоговых агентов.
Налоговые, таможенные
органы и органы внутренних
дел в порядке, определяемом
по соглашению между ними, информируют
друг друга об имеющихся у
них материалах о нарушениях
законодательства о налогах и
сборах и налоговых преступлениях,
о принятых мерах по их пресечению,
проводимых ими налоговых проверках, а
также осуществляют обмен другой необходимой
информацией.
При осуществлении
налогового контроля не допускаются
сбор, хранение, использование и
распространение информации о
налогоплательщике, полученной в
нарушение положений Конституции
РФ, НК, федеральных законов, а
также в нарушение принципа
сохранности информации, составляющей
профессиональную тайну иных
лиц, в частности адвокатскую,
аудиторскую тайну.
При проведении
налогового контроля не допускается
причинение неправомерного вреда
проверяемым лицам, их представителям
либо имуществу, находящемуся
в их владении, пользовании или
распоряжении.
Убытки, причиненные
неправомерными действиями налоговых
органов или их должностных
лиц при проведении налогового
контроля, подлежат возмещению в
полном объеме, включая упущенную
выгоду (неполученный доход). За причинение
убытков проверяемым лицам, их
представителям в результате
совершения неправомерных действий
налоговые органы и их должностные
лица несут ответственность, предусмотренную
федеральными законами. Убытки, причиненные
проверяемым лицам, их представителям
правомерными действиями должностных
лиц налоговых органов, возмещению
не подлежат, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.
Налоговый контроль
осуществляется на всех этапах
и стадиях налогообложения, затрагивает
все аспекты налоговых правоотношений.
Налоговый контроль
в широком смысле представляет
собой контроль государства за
соблюдением налогового законодательства
всеми участниками налоговых
правоотношений на всех этапах
налогового процесса – от установления
налогов и сборов вплоть до
прекращения налоговой обязанности.
Налоговым в широком смысле
является и ведомственный контроль
за соблюдением должностными
лицами государственных органов
налогового законодательства. Налоговый
контроль в свойственных им
формах осуществляют также органы
прокуратуры и внутренних дел,
таможенные органы, Счетная палата
рФ, Федеральная служба по финансовому
мониторингу.
80. ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
И ИХ ФУНКЦИИ
Налоговые органы
составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и
сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) в бюджетную
систему налогов и сборов, за
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему РФ иных
обязательных платежей. В указанную
систему входят федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в
области налогов и сборов, и
его территориальные органы.
Налоговые органы
осуществляют свои функции и
взаимодействуют с иными органами
власти посредством реализации
своих полномочий.
В полном объеме
осуществлять налоговый контроль
вправе налоговые органы –
Федеральная налоговая служба.
Налоговые, таможенные
органы, органы внутренних дел
и Федеральная служба по финансовому
мониторингу в порядке, определяемом
по соглашению между ними, информируют
друг друга об имеющихся у
них материалах о налоговых
правонарушениях и налоговых
преступлениях, принятых мерах
по их пресечению, проводимых
ими налоговых проверках, а
также осуществляют обмен другой
необходимой информацией.
Таможенными органами
являются: Федеральная таможенная
служба; региональные таможенные
управления; таможни; таможенные
посты.
Таможенные органы
пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов
по взиманию налогов при перемещении
товаров через таможенную границу
РФ в соответствии с таможенным
законодательством РФ, НК РФ, иными
федеральными законами.
Таможенные органы
выполняют также ряд следующих
функций:
– взимают таможенные
пошлины, налоги, антидемпинговые,
специальные и компенсационные
пошлины, таможенные сборы, контролируют
правильность исчисления и своевременность
уплаты указанных пошлин, налогов
и сборов;
– обеспечивают
в пределах своей компетенции
защиту прав интеллектуальной
собственности;
– осуществляют
в пределах своей компетенции
контроль за валютными операциями
резидентов и нерезидентов. Функции
органов внутренних дел. По
запросу налоговых органов органы
внутренних дел участвуют вместе
с налоговыми органами в проводимых
налоговыми органами выездных
налоговых проверках.
При выявлении
обстоятельств, требующих совершения
действий, отнесенных НК РФ к
полномочиям налоговых органов,
органы внутренних дел обязаны
в десятидневный срок со дня
выявления указанных обстоятельств
направить материалы в соответствующий
налоговый орган.
Федеральная служба
по финансовому мониторингу является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции
по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма и координирующим
деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной
власти.
Федеральная служба
по финансовому мониторингу осуществляет
ряд функций:
– осуществляет
сбор, обработку и анализ информации
об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом;
– ведет учет
организаций, осуществляющих операции
(сделки) с денежными средствами
или иным имуществом, в сфере
деятельности которых отсутствуют
надзорные органы.
81. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Налоговая декларация
представляет собой письменное
заявление налогоплательщика об
объектах налогообложения, полученных
доходах и произведенных расходах,
источниках доходов, о налоговой
базе, налоговых льготах, исчисленной
сумме налога и (или) о других
данных, служащих основанием для
исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация
представляется каждым плательщиком
налога по каждому налогу, подлежащему
уплате этим налогоплательщиком,
если иное не предусмотрено
законодательством о налогах
и сборах.
Расчет авансового
платежа представляет собой письменное
заявление налогоплательщика о
базе исчисления, используемых льготах,
исчисленной сумме авансового
платежа и (или) о других
данных, служащих основанием для
исчисления и уплаты авансового
платежа. Расчет авансового платежа
представляется в случаях, предусмотренных
НК РФ к конкретному налогу.
Расчет сбора
представляет собой письменное
заявление плательщика сбора
об объектах обложения, облагаемой
базе, используемых льготах, исчисленной
сумме сбора и (или) о других
данных, служащих основанием для
исчисления и уплаты сбора.
Налоговый агент
представляет в налоговые органы
расчеты в порядке, установленном
НК РФ.
Налоговая декларация
(расчет) представляется в налоговый
орган по месту учета налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового
агента) по установленной форме
на бумажном носителе или по
установленным форматам в электронном
виде вместе с документами,
которые должны прилагаться к
налоговой декларации (расчету).
Налоговый орган
не вправе отказать в принятии
налоговой декларации (расчета), представленной
по установленной форме, и обязан
проставить по просьбе налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового
агента) на копии налоговой декларации
(копии расчета) отметку о принятии
и дату ее получения при
получении налоговой декларации
на бумажном носителе либо
передать налогоплательщику (плательщику
сбора, налоговому агенту) квитанцию
о приеме в электронном виде
– при получении налоговой
декларации по телекоммуникационным
каналам связи.
Налогоплательщик
(плательщик сбора, налоговый
агент) или его представитель
подписывает налоговую декларацию
(расчет), подтверждая достоверность
и полноту сведений, указанных
в налоговой декларации (расчете).
Налоговая декларация
представляется в установленные
законодательством о налогах
и сборах сроки.
При обнаружении
плательщиком налога в поданной
им налоговой декларации факта
неотражения или неполноты отражения
сведений, а также ошибок, приводящих
к занижению суммы налога, подлежащей
уплате, налогоплательщик обязан
внести необходимые изменения
в налоговую декларацию и представить
в налоговый орган уточненную
налоговую декларацию.
При обнаружении
плательщиком налога в поданной
им налоговой декларации недостоверных
сведений, а также ошибок, не приводящих
к занижению суммы налога, подлежащей
уплате, налогоплательщик вправе
внести необходимые изменения
в налоговую декларацию и представить
в налоговый орган уточненную
налоговую декларацию.
Не подлежат
представлению в налоговые органы
налоговые декларации по тем
налогам, по которым налогоплательщики
освобождены от обязанности по
их уплате в связи с применением
специальных налоговых режимов.
82. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ
Для соблюдения
прав и законных интересов
налогоплательщиков при осуществлении
налогового контроля должны соблюдаться
установленные законом правила
и процедуры. В противном случае
доказательства могут быть признаны
недопустимыми. Налоговый контроль
проводится в следующих формах.
Налоговые проверки.
Налоговые органы проводят следующие
виды налоговых проверок налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых
агентов: камеральные налоговые
проверки; выездные налоговые проверки.
Осмотр. Должностное
лицо налогового органа, производящее
выездную налоговую проверку, в
целях выяснения обстоятельств,
имеющих значение для полноты
проверки, вправе производить осмотр
территорий, помещений налогоплательщика,
в отношении которого проводится
налоговая проверка, документов
и предметов в присутствии
понятых. Осмотр документов и
предметов вне рамок выездной
налоговой проверки допускается,
если документы и предметы
были получены должностным лицом
налогового органа в результате
ранее произведенных действий
по осуществлению налогового
контроля или при согласии
владельца этих предметов на
проведение их осмотра.
Истребование документов
при проведении налоговой проверки.
Должностное лицо налогового
органа, проводящее налоговую проверку,
вправе истребовать у проверяемого
лица необходимые для проверки
документы посредством вручения
этому лицу (его представителю)
требования о представлении документов.
Выемка документов
и предметов производится на
основании мотивированного постановления
должностного лица налогового
органа, осуществляющего выездную
налоговую проверку. Выемка документов
и предметов производится в
присутствии понятых и лиц,
у которых производится выемка
документов и предметов. В необходимых
случаях для участия в производстве
выемки приглашается специалист.
Не подлежат
изъятию документы и предметы,
не имеющие отношения к предмету
налоговой проверки.
Экспертиза. В необходимых
случаях для участия в проведении
конкретных действий по осуществлению
налогового контроля, в том числе
при проведении выездных налоговых
проверок, на договорной основе
может привлекаться эксперт. Экспертиза
назначается в случае, если для
разъяснения возникающих вопросов
требуются специальные познания
в науке, искусстве, технике
или ремесле.
Привлечение специалиста
для оказания содействия в
осуществлении налогового контроля.
Для участия в проведении конкретных
действий по осуществлению налогового
контроля, в том числе при проведении
выездных налоговых проверок, на
договорной основе может быть
привлечен специалист, обладающий
специальными знаниями и навыками,
не заинтересованный в исходе
дела.
Участие переводчика.
В необходимых случаях для
участия в действиях по осуществлению
налогового контроля на договорной
основе может быть привлечен
переводчик. Переводчиком является
не заинтересованное в исходе
дела лицо, владеющее языком, знание
которого необходимо для перевода.
Участие понятых.
При проведении действий по
осуществлению налогового контроля
в случаях, предусмотренных НК
РФ, вызываются понятые. Понятые
вызываются в количестве не
менее двух человек. В качестве
понятых могут быть вызваны
любые не заинтересованные в
исходе дела физические лица.
83. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ
ПРОВЕРКИ
Камеральная налоговая
проверка проводится по месту
нахождения налогового органа
на основе налоговых деклараций
(расчетов) и документов, представленных
налогоплательщиком, а также других
документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа.