Камеральная налоговая
проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового
органа в соответствии с их
служебными обязанностями без
какого-либо специального решения
руководителя налогового органа
в течение трех месяцев со
дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации (расчета) и
документов, которые в соответствии
с НК РФ должны прилагаться
к налоговой декларации (расчету),
если законодательством о налогах
и сборах не предусмотрены
иные сроки.
Если камеральной
налоговой проверкой выявлены
ошибки в налоговой декларации
(расчете) и (или) противоречия
между сведениями, содержащимися
в представленных документах, либо
выявлены несоответствия сведений,
представленных налогоплательщиком,
сведениям, содержащимся в документах,
имеющихся у налогового органа,
и полученным им в ходе налогового
контроля, об этом сообщается
налогоплательщику с требованием
представить в течение пяти
дней необходимые пояснения или
внести соответствующие исправления
в установленный срок.
Плательщик налога,
представляющий в налоговый орган
пояснения относительно выявленных
ошибок в налоговой декларации
или противоречий между сведениями,
содержащимися в представленных
документах, вправе дополнительно
представить в налоговый орган
выписки из регистров налогового
и (или) бухгалтерского учета
и (или) иные документы, подтверждающие
достоверность данных, внесенных
в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее
камеральную налоговую проверку,
обязано рассмотреть представленные
налогоплательщиком пояснения и
документы. Если после рассмотрения
представленных пояснений и документов
либо при отсутствии пояснений
налогоплательщика налоговый орган
установит факт совершения налогового
правонарушения или иного нарушения
законодательства о налогах и
сборах, должностные лица налогового
органа обязаны составить акт
проверки.
При проведении
камеральных налоговых проверок
налоговые органы вправе также
истребовать в установленном
порядке у налогоплательщиков, использующих
налоговые льготы, документы, подтверждающие
право этих налогоплательщиков
на эти налоговые льготы.
При проведении
камеральной налоговой проверки
налоговый орган не вправе
истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения и документы,
если иное не предусмотрено
НК РФ.
При подаче налоговой
декларации по налогу на добавленную
стоимость, в которой заявлено
право на возмещение налога, камеральная
налоговая проверка проводится
с учетом особенностей, предусмотренных
настоящим пунктом, на основе
налоговых деклараций и документов,
представленных налогоплательщиком.
Налоговый орган
вправе истребовать у налогоплательщика
документы, подтверждающие правомерность
применения налоговых вычетов.
При проведении
камеральной налоговой проверки
по налогам, связанным с использованием
природных ресурсов, налоговые органы
вправе истребовать у налогоплательщика
иные документы, являющиеся основанием
для исчисления и уплаты таких
налогов.
84. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ
ПРОВЕРКИ
Выездная налоговая
проверка проводится на территории
налогоплательщика на основании
решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа. Если
у налогоплательщика отсутствует
возможность предоставить помещение
для проведения выездной налоговой
проверки, выездная налоговая проверка
может проводиться по месту
нахождения налогового органа.
По общему правилу
решение о проведении выездной
налоговой проверки выносит налоговый
орган по месту нахождения
организации или по месту жительства
физического лица. Решение о проведении
выездной налоговой проверки
организации, отнесенной к категории
крупнейших налогоплательщиков, выносит
налоговый орган, осуществивший
постановку этой организации
на учет.
Проверка в отношении
одного налогоплательщика может
проводиться по одному или
нескольким налогам.
Предметом выездной
проверки является правильность
исчисления и своевременность
уплаты налогов. В рамках проверки
может быть проверен период, не
превышающий трех календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении
проверки.
Налоговые органы
не вправе проводить проверки:
– две и более
по одним и тем же налогам
за один и тот же период;
– в отношении
одного налогоплательщика более
двух в течение календарного
года, за исключением случаев
принятия решения руководителем
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного по контролю
и надзору в области налогов
и сборов, о необходимости проведения
проверки налогоплательщика.
Проверка не
может продолжаться более двух
месяцев. Срок может быть продлен
до четырех месяцев, а в исключительных
случаях – до шести месяцев.
Налоговый орган
вправе проводить самостоятельную
проверку филиалов и представительств
по вопросам правильности исчисления
и своевременности уплаты региональных
и (или) местных налогов.
Руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа
вправе приостановить проведение
проверки:
1) для истребования
документов (информации);
2) получения информации
от иностранных государственных
органов в рамках международных
договоров;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на
русский язык документов, представленных
налогоплательщиком на иностранном
языке. Повторной выездной налоговой
проверкой налогоплательщика признается
выездная налоговая проверка, проводимая
независимо от времени проведения
предыдущей проверки по тем
же налогам и за тот же
период. При проведении такой
проверки может быть проверен
период, не превышающий 3 календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении
повторной выездной налоговой
проверки.
Повторная проверка
налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим
налоговым органом – в порядке
контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом,
ранее проводившим проверку, на
основании решения его руководителя
(заместителя руководителя) – в
случае представления налогоплательщиком
уточненной налоговой декларации.
В рамках повторной проверки
проверяется период, за который
представлена уточненная налоговая
декларация.
Проверка, осуществляемая
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-налогоплательщика,
может проводиться независимо
от времени проведения и предмета
предыдущей проверки.
85. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ
Налоговая санкция
– мера ответственности за
совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются
и применяются в виде денежных
взысканий (штрафов). Налоговые санкции
применяются как ответная мера,
отражающая негативную реакцию
государства на налоговое правонарушение.
При этом налоговая ответственность
всегда носит публично-правовой
характер, что обусловлено общественно
значимой, публично-правовой природой
налоговых правоотношений. Споры
по поводу невыполнения налоговых
обязательств находятся в рамках
публичного, а не гражданского
права.
Суммы штрафных
санкций, взыскиваемые с лиц
за нарушение ими требований
налогового законодательства и
определяемые НК, выходят за рамки
налогового долга как такового.
Этим они отличаются от недоимок
и налоговой пени и по существу
представляют собой разновидность
публично-правовой ответственности
имущественного характера.
Налоговые санкции
носят имущественный характер
и применяются в виде штрафов.
В сфере налоговой ответственности
оправдано применение всей системы
административных взысканий. Применение
взысканий за налоговые правонарушения
должно преследовать цели не
компенсационно-восстановительного (эту
задачу решает взыскание недоимки
и пеней), а карательно-воспитательного
характера. Наряду с имущественными
санкциями вполне допустимо за
налоговые правонарушения применять
весь спектр мер административно-правовой
ответственности, включая взыскания
личного и организационного характера.
При наличии
хотя бы одного смягчающего
ответственность обстоятельства
размер штрафа подлежит уменьшению
не меньше, чем в два раза. При
наличии обстоятельства, отягчающего
ответственность, размер штрафа
увеличивается на 100 %.
При совершении
одним лицом двух и более
налоговых правонарушений налоговые
санкции взыскиваются за каждое
правонарушение в отдельности
без поглощения менее строгой
санкции более строгой.
Сумма штрафа, взыскиваемого
с налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента
за налоговое правонарушение, повлекшее
задолженность по налогу (сбору),
подлежит перечислению со счетов
соответственно налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента только после перечисления
в полном объеме этой суммы
задолженности и соответствующих
пеней в очередности, установленной
гражданским законодательством
РФ.
Налоговые органы
могут обратиться в суд с
иском о взыскании штрафов
с организации и индивидуального
предпринимателя в порядке и
сроки, которые предусмотрены
НК; с физического лица, не являющегося
индивидуальным предпринимателем,
в порядке и сроки, которые
предусмотрены НК.
Исковое заявление
о взыскании штрафа с организации
или индивидуального предпринимателя
в случаях, предусмотренных НК
РФ, может быть подано налоговым
органом в течение шести месяцев
после истечения срока исполнения
требования об уплате штрафа.
Пропущенный по уважительной
причине срок подачи указанного
искового заявления может быть
восстановлен судом.
В случае отказа
в возбуждении или прекращения
уголовного дела, но при наличии
налогового правонарушения срок
подачи искового заявления исчисляется
со дня получения налоговым
органом постановления об отказе
в возбуждении или о прекращении
уголовного дела.
86. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нарушение срока
постановки на учет в налоговом
органе установленного НК РФ
срока подачи заявления о постановке
на учет в налоговом органе
при отсутствии признаков налогового
правонарушения влечет взыскание
штрафа в размере 5 тыс. руб.
Уклонение от
постановки на учет в налоговом
органе. Ведение деятельности организацией
или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в
налоговом органе влечет взыскание
штрафа в размере 10 % от доходов,
полученных в течение указанного
времени в результате такой
деятельности, но не менее 20 тыс.
руб.
Нарушение срока
представления сведений об открытии
и закрытии счета в банке
влечет взыскание штрафа в
размере 5 тыс. руб.
Непредставление
налоговой декларации в установленный
срок при отсутствии признаков
налогового правонарушения влечет
взыскание штрафа в размере
5 % суммы налога, подлежащей уплате
(доплате) на основе этой декларации,
за каждый полный или неполный
месяц со дня, установленного
для ее представления, но не
более 30 % указанной суммы и
не менее 100 руб.
Грубое нарушение
правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения, если
эти деяния совершены в течение
одного налогового периода, при
отсутствии признаков налогового
правонарушения влечет взыскание
штрафа в размере 5 тыс. руб.
Неуплата или
неполная уплата сумм налога (сбора)
в результате занижения налоговой
базы, иного неправильного исчисления
налога (сбора) или других неправомерных
действий (бездействия) влечет взыскание
штрафа в размере 20 % от неуплаченной
суммы налога (сбора).
Невыполнение налоговым
агентом обязанности по удержанию
и (или) перечислению налогов.
Неправомерное неперечисление сумм
налога, подлежащего удержанию и
перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в
размере 20 % от суммы, подлежащей
перечислению.
Несоблюдение порядка
владения, пользования и (или)
распоряжения имуществом, на которое
наложен арест, влечет взыскание
штрафа в размере 10 тыс. руб.
Непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового
контроля, в установленный срок
налогоплательщиком в налоговые
органы влечет взыскание штрафа
в размере 50 руб. за каждый
документ.
Ответственность
свидетеля. Неявка либо уклонение
от явки лица, вызываемого в
качестве свидетеля, влечет взыскание
штрафа в размере 1 тыс. руб.
Отказ свидетеля от дачи показаний,
дача заведомо ложных показаний
влекут взыскание штрафа –
3 тыс. руб.