Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги".
Вопрос 4 Элементы юридического состава налога
Обязательные элементы:
Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка
Налоговая ставка — обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период — это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характеризующий методику исчис
Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю.
Факультативные элементы налога:
Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере
Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность.
Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог.
Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога.
Вопрос 5 Принципы налогообложения
Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства. Одни имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК «Основные начала законодательства о налогах и сборах».
Особенности (признаки)
общих принципов налогообложени
5. Стабильный характер. Налоговые реформы осуществляются непрерывно, налоговому законодательству присущи высокий динамизм и изменчивость. На этом фоне общие принципы налогообложения обладают значительной стабильностью. Именно стабильный характер позволяет общим принципам налогообложения выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
Вопрос 6 Источники налоговых
Налоговые правоотношения - вид финансового правоотношения, т.
в. общественное финансовое отношение,
урегулированное нормами подотрасли (раздела)
финансового права - налоговым правом,
- субъекты которого наделяются определенными
правами и обязанностями, возникающими
с связи с взиманием налогов.
Источниками налогового права в
2.истема важнейших источников
1.Конституция Российской Федер
2. Специальное налоговое закон
• федеральное законодательство о налогах
и сборах (или законодательство о налогах
и сборах Российской Федерации), включающее:
- НК РФ;
- иные федеральные законы о налогах и
сборах;
• региональное законодательство
о налогах и сборах:
- законы субъектов РФ;
- иные нормативные правовые акты о налогах
и сборах, принятые законодательными (представительными)
органами субъектов РФ;
• нормативные правовые акты
о налогах и сборах, принятые представительными
органами местного самоуправления.
3. Общее налоговое законодател
4. Подзаконные нормативные пра
• акты органов общей компетенции:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты
по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, принятые органами исполнительной
власти субъектов РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты
по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, принятые исполнительными органами
местного самоуправления;
• акты органов специальной
компетенции - ведомственные подзаконные
нормативные правовые акты по вопросам,
связанным с налогообложением и
сборами органов специальной компетенции,
издание которых прямо предусмотрено
НК РФ.
Решения Конституционного Суда
Нормы международного права и м
Вопрос 7 Налоговая Система РФ
Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).
Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).
Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).
Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Налоговые органы составляют
В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах:
1. Принцип единства налоговой системы.
2. Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.
3. Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.
4. Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.
6. Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
7. Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.
Вопрос 9 Субъекты налоговых правоотношений
Субъектами налоговых
правоотношениях являются: нало
Условно все участники налоговых правоотношений могут быть разделены на семь групп:
1).субъекты, наделенные компетенцией
по установлению и введению
налогов (органы
2).субъекты, на которых
в соответствии с
3).субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);
4).субъекты, содействующие
налоговому администрированию (
5).субъекты, осуществляющие
налоговое администрирование (
6).субъекты, осуществляющие
правоохранительную функцию в
сфере налогообложения (
7).субъекты, рассматривающие
дела и исполняющие решения
о взыскании налоговых санкций
(судебные органы и органы
Вопрос 10 Юридические пределы величины налогового бремени
Уровень экономических
ограничений, создаваемых отчислением
средств на уплату налогов, отвлечением
их от других возможных направлений
использования. Распределение Н.б. между
налогоплательщиками опирается
на два принципа:
а) увязка налога с получаемыми за счет
него благами, например, дорожный налог
платят владельцы транспортных средств.
Такой подход весьма ограничен, так как
отдельные виды государственных расходов
(скажем, пособие по безработице) невозможно
переложить на пользователей;
б) принцип платежеспособности, согласно
которому чем выше доходы лица, тем более
высоким должен быть налог, которым облагается
лицо.
Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.
Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им благ.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.[