Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги".

Файлы: 1 файл

вопросы по налогам.docx

— 121.23 Кб (Скачать файл)

Вопрос 4 Элементы юридического состава  налога

Обязательные элементы:

Объект налогообложения — обязательный элемент, реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка

Налоговая ставка — обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период — это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада.

Порядок и сроки  уплаты налога — обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю.

Факультативные элементы налога:

Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере

Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность.

Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог.

Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога.

 

 

Вопрос 5 Принципы налогообложения

Принцип налогообложения – основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства. Одни имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения. Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

Особенности (признаки) общих принципов налогообложения. 1. Базовый характер. Являясь предписаниями исходного, основополагающего характера, принципы-нормы определяют цели, содержание, структуру, функциональную направленность всех иных налоговых норм. Они задают своеобразную программу развития отрасли в целом и отдельных ее институтов. Правовые принципы обеспечивают единство налогового права, предъявляя к налогово-правовым нормам единые требования. 2. Обобщающий характер. Принципы регулируют самые важные, ключевые аспекты налогообложения. Они представляют собой обобщающие правовые категории, соотносясь с иными нормами налогового права как общие и специальные. 3. Условно-структурный характер. Внутренняя структура принципов-норм носит достаточно произвольный вид. Пытаться выделить здесь устойчивые структурные элементы – гипотезу, диспозицию, санкцию – вряд ли возможно. 4. Приоритетный характер. Общие принципы налогообложения обладают приоритетом (верховенством) по отношению к иным нормам налогового права. В случае противоречий действуют именно указанные нормы-принципы.

5. Стабильный характер. Налоговые реформы осуществляются непрерывно, налоговому законодательству присущи высокий динамизм и изменчивость. На этом фоне общие принципы налогообложения обладают значительной стабильностью. Именно стабильный характер позволяет общим принципам налогообложения выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

 

Вопрос 6 Источники налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения - вид финансового правоотношения, т. в. общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, - субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими с связи с взиманием налогов.  

Источниками налогового права выступают нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. При этомналогово-правовые нормы представляют собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного. 
2.истема важнейших источников налогового права выглядит следующим образом. 
1.Конституция Российской Федерации.  
2. Специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе РФ(НК РФ) оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы: 
• федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее: 
- НК РФ; 
- иные федеральные законы о налогах и сборах;

• региональное законодательство о налогах и сборах: 
- законы субъектов РФ; 
- иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

• нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. 
3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права). 
4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами: 
• акты органов общей компетенции: 
- указы Президента РФ; 
- постановления Правительства РФ; 
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; 
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

• акты органов специальной  компетенции - ведомственные подзаконные  нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. 
Решения Конституционного Суда РФ.  
Нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации

Вопрос 7 Налоговая Система РФ

Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Состав  и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).

Региональные  налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).

Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

Специальные налоговые  режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: 

1.        Принцип единства налоговой системы. 

2.        Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.

3.        Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.

4.        Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.

6.        Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

7.        Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин.   

 

Вопрос 9 Субъекты налоговых  правоотношений

Субъектами налоговых  правоотношениях являются: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. Кроме налогоплательщиков, в НК РФ названы налоговые агенты и сборщики налогов. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Налогоплательщики – это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Условно все участники  налоговых правоотношений могут  быть разделены на семь групп:

1).субъекты, наделенные компетенцией  по установлению и введению  налогов (органы представительной  власти);

2).субъекты, на которых  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах возложена  обязанность по уплате налогов  (сборов) в бюджет или внебюджетный  фонд (налогоплательщики и плательщики  сборов);

3).субъекты, содействующие  уплате налогов и сборов (налоговые  агенты, банки и сборщики налогов);

4).субъекты, содействующие  налоговому администрированию (органы  регистрации, эксперты, специалисты,  переводчики, понятые и свидетели);

5).субъекты, осуществляющие  налоговое администрирование (финансовые  органы, налоговые органы, таможенные  органы, органы государственных  внебюджетных фондов);

6).субъекты, осуществляющие  правоохранительную функцию в  сфере налогообложения (федеральные  органы налоговой полиции, органы  прокуратуры, органы внутренних  дел);

7).субъекты, рассматривающие  дела и исполняющие решения  о взыскании налоговых санкций  (судебные органы и органы принудительного  исполнения).

 

Вопрос 10 Юридические пределы  величины налогового бремени

Уровень экономических  ограничений, создаваемых отчислением  средств на уплату налогов, отвлечением  их от других возможных направлений  использования. Распределение Н.б. между  налогоплательщиками опирается  на два принципа: 
а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; 
б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Налоговое бремя  на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших  в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого  показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью  налогов.

Налоговое бремя  на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая  денежную оценку полученных им благ.

Налоговое бремя  на работника фактически равно экономической  ставке подоходного налога, поскольку  в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно  работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного  налогообложения в разных странах.[

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"