Совершенствование налоговой системы Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить аспект становления налоговой системы в России;
2. Дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;
3. Выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития налоговой системы в России………………………….………….……..…….……..…….…...5
История становления налоговой системы в России ………………………5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации …………………………………………………………13
Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…21
Глава 2. Исследование действующей налоговой системы Российской Федерации……………….……………………….……………….………………...32
2.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы....32
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ……………………………………………………………...35
2.3. Оценка динамики поступлений налоговых платежей на региональном уровне на примере Ростовской области………………………………………51
Глава 3. Пути развития налоговой системы в Российской Федерации…54
Предложения по улучшению налогового регулирования ……………..54
Совершенствование налоговой системы (в 2012-2014 годах) ………...57
Перспективы совершенствованиям налоговой системы в международном сотрудничестве………………………………………………………68
Заключение………………………………………………………………...73
Библиографический список…….……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Совершенствование налоговой системы РФ (Восстановлен).doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

 

Выпускная Квалификационная Работа

 специалиста

 

        ТЕМА: «Совершенствование налоговой системы Российской федерации»

 

 

г. Ростов-на-Дону 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития налоговой системы в России………………………….………….……..…….……..…….…...5

    1. История становления налоговой системы в России ………………………5
    2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации …………………………………………………………13
    3. Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…21

Глава 2. Исследование действующей налоговой системы Российской Федерации……………….……………………….……………….………………...32

2.1.  Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы....32

2.2. Анализ структуры и  динамики налоговых доходов, поступивших  в бюджетную систему РФ……………………………………………………………...35

2.3. Оценка динамики поступлений налоговых платежей на региональном уровне на примере Ростовской области………………………………………51

Глава 3. Пути развития налоговой системы в Российской Федерации…54

    1. Предложения по улучшению налогового регулирования ……………..54
    2. Совершенствование налоговой системы (в 2012-2014 годах) ………...57
    3. Перспективы совершенствованиям налоговой системы в международном сотрудничестве………………………………………………………68

Заключение………………………………………………………………...73

Библиографический список…….………………………………...75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.

В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.

Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить аспект становления налоговой системы в России;

2. Дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;

3. Выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

4. Проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;

5. Предложить направления совершенствования налоговой системы РФ.

В данной работе используются следующие научные методы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический анализ.

Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой, во второй и в третьей главах по три параграфа. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ функционирования налоговой системы РФ. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.

 

 

 

1. Теоретические аспекты становления и развития налоговой системы в России

1.1 История становления налоговой системы в России

Российская налоговая система на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257г. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5-7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» -- 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462--1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации - «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности - прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств - четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В период правления Екатерины II (1729-1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738-1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения - «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н.Тургенев (1789-1871 гг.). Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году.

Вторым по значению налогом выступал оброк плата казенных крестьян за пользованием землей. Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы Российской федерации