Совершенствование налоговой системы Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:01, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить аспект становления налоговой системы в России;
2. Дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;
3. Выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития налоговой системы в России………………………….………….……..…….……..…….…...5
История становления налоговой системы в России ………………………5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации …………………………………………………………13
Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…21
Глава 2. Исследование действующей налоговой системы Российской Федерации……………….……………………….……………….………………...32
2.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы....32
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ……………………………………………………………...35
2.3. Оценка динамики поступлений налоговых платежей на региональном уровне на примере Ростовской области………………………………………51
Глава 3. Пути развития налоговой системы в Российской Федерации…54
Предложения по улучшению налогового регулирования ……………..54
Совершенствование налоговой системы (в 2012-2014 годах) ………...57
Перспективы совершенствованиям налоговой системы в международном сотрудничестве………………………………………………………68
Заключение………………………………………………………………...73
Библиографический список…….……………………………

Файлы: 1 файл

диплом Совершенствование налоговой системы РФ (Восстановлен).doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

Однако построение финансовой системы Советской республики основывалось на словах В. Ленина, сказанных им в 1919 году: «В области финансов партия будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе новой экономической политике. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - «О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию - по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания новой экономической политики, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству» содействует росту населения страны. Это налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета.

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят  Закон СССР «О налогах с  предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М.Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения - Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.

Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость", Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц".

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году вторая. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

1.2. Понятие, принципы  построения и основные функции  налоговой системы Российской Федерации

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.

Понятие "налоговая система" следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов, как для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также для социологов и политологов. С одной стороны, термин "налоговая система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Разные авторы вкладывают в термин "налоговая система" различное содержание или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».

В «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» под ред. Грязновой А. Г. налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».

Большинство авторов рассматривают налоговую систему очень узко. Черник Д. Г., Починок А. П. раскрывают понятие «налоговая система» как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны, а также форм и методов их построения». Примерно аналогичного мнения придерживаются Салин Л. В., Злобина Л. А. и Н. И. Рязанова, подобный подход содержится также в учебнике «Финансы» под ред. В. В. Ковалева.

Удачное определение налоговой системы содержится в работе А. Ю. Казака, который считает, что это «совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые законодательством».

Положительным моментом в данном определении является попытка автора расширить спектр составных частей налоговой системы, однако дефиниция не получилась достаточно полной, так как не включает участников налоговых отношений и законодательство как самостоятельный ее элемент, а не средство обеспечения остальных составляющих налоговой системы.

Алиев Б. Х. дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».

Александров И.М. рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

- законодательная база  для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля и др.

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов; система равных прав налогообложения.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Информация о работе Совершенствование налоговой системы Российской федерации