Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:01, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить аспект становления налоговой системы в России;
2. Дать характеристику налоговой системы Российской Федерации;
3. Выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты становления и развития налоговой системы в России………………………….………….……..…….……..…….…...5
История становления налоговой системы в России ………………………5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации …………………………………………………………13
Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…21
Глава 2. Исследование действующей налоговой системы Российской Федерации……………….……………………….……………….………………...32
2.1. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы....32
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ……………………………………………………………...35
2.3. Оценка динамики поступлений налоговых платежей на региональном уровне на примере Ростовской области………………………………………51
Глава 3. Пути развития налоговой системы в Российской Федерации…54
Предложения по улучшению налогового регулирования ……………..54
Совершенствование налоговой системы (в 2012-2014 годах) ………...57
Перспективы совершенствованиям налоговой системы в международном сотрудничестве………………………………………………………68
Заключение………………………………………………………………...73
Библиографический список…….……………………………
- повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 419 до 446 рублей за тонну;
- изменение мировой цены на нефть марки "Юралс";
- повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 237 до 251 рубля за 1000 куб. м.;
- увеличение прогнозируемого
- рост прогнозируемых объемов
добычи газа горючего
- повышение цен на газовый конденсат.
2.3.Оценка динамики поступлений налоговых платежей на региональном уровне 2008-2010 гг
Нижеприведенный анализ был проведен на основании данных о поступлении администрируемых УФНС по Ростовской области налоговых платежах в бюджет Ростовской области2.
Поступления налогов и сборов в областной бюджет Ростовской области в 2009 году.
В 2009 году от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, поступило в областной бюджет администрируемых ФНС России налогов 39314,1 млн.руб., что на 3511,5 млн.руб. ниже показателей 2008 года.
Структура поступивших налогов и сборов характеризуется следующими данными:
млн.руб.
2008 г. |
2009 г. |
темпы роста (%) |
откл. | |
Поступило в областной бюджет |
42825,6 |
39314,1 |
91,8 |
-3511,5 |
в том числе: |
||||
Налог на доходы физических лиц |
17537,1 |
17639,9 |
100,6 |
102,8 |
Налог на прибыль |
16666,6 |
12971,6 |
77,8 |
-3695 |
Акцизы |
2236,8 |
2242,3 |
100,2 |
5,5 |
Налог на имущество организаций |
3191,7 |
3792,9 |
118,8 |
601,2 |
Основная часть поступлений обеспечена за счет налога на доходы физических лиц – 44,9 %, налога на прибыль – 33%, налога на имущество организаций - 9,6%, акцизов - 5,7 %,
Поступление налогов и сборов в областной бюджет Ростовской области в 2010 году.
В 2010 году от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, поступило в областной бюджет администрируемых ФНС России налогов 46797,7 млн.руб., что на 7483,6 млн.руб., или на 19% выше показателей 2009 года.
Структура поступивших налогов и сборов характеризуется следующими данными:
млн.руб.
2009г. |
2010г. |
темпы роста (%) |
откл. | |
Поступило в областной бюджет |
39314,1 |
46797,7 |
119 |
7483,6 |
в том числе: |
||||
Налог на доходы физических лиц |
17639,9 |
19394,4 |
109,9 |
1754,5 |
Налог на прибыль |
12971,6 |
14896,2 |
114,8 |
1924,6 |
Акцизы |
2242,3 |
5548,0 |
247,4 |
3305,7 |
Налог на имущество организаций |
3792,9 |
4576,1 |
120,6 |
783,2 |
Основная часть поступлений обеспечена за счет налога на доходы физических лиц – 41,4 %, налога на прибыль – 31,8%, налога на имущество организаций – 9,8%, акцизов – 11,8 %.
3.Пути развития налоговой системы в Российской Федерации
Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.
Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель — формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу — доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела.
Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.
Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.
Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.
Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных, прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).
Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно
Предложения по совершенствованию налогового регулирования:
- Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.
- Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.
- Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.
- Упростить методику
расчета для российских
- Следует отменить
или существенно снизить
- Необходимо снизить
налоги на производителей
- Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации.
3.2 Меры по совершенствованию налоговой системы в 2012-2014 годах
В трехлетней перспективе 2012-2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, а также деятельности в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть.
Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде. Реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными в 2010 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
1. Налоговое стимулирование
2. Налог на прибыль организаций.
3. Налог на добавленную стоимость
Информация о работе Совершенствование налоговой системы Российской федерации