Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:02, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, выявить особенности уплаты местных и региональных налогов.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- выявить теоретические аспекты налогообложения;
- классифицировать региональные и местные налоги в соответствии с НК РФ;
- проанализировать проблемы неуплаты налогов;
- провести анализ современного состояния региональных и местных налогов;
- предложить программу по разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджета.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения 4
1.1 Сущность налогов... 4
1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база 11
Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов 23
2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году 23
2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами 30
Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов 42
3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами 42
3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» 54
Заключение 59
Список использованной литературы
Реструктурированная задолженность на 1 января 2006г. составила 21,5 млрд. рублей (2,9% от общей задолженности) и снизилась по сравнению с 1 декабря 2005г. на 10,8%, с 1 января 2005г. - на 47,6%.35
Рост поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2005 года относительно января-апреля 2004 года по субъектам Российской Федерации приведен на диаграмме в приложении 1.
Указанная диаграмма показывает, что в 27 субъектах поступления относительно января-апреля 2004 года снизились (в их числе: Республики Дагестан, Калмыкия, Костромская, Тюменская области, Красноярский и Хабаровский края, Эвенкийский, Чукотский автономные округа и некоторые другие) и в 28 субъектах рост поступлений не превысил уровня среднероссийского ИПЦ (среди них: Чувашская Республика, Республика Бурятия, Владимирская, Амурская, Сахалинская, Пермская, Челябинская, Тульская области, Ставропольский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и некоторые другие).36
А например, в ростовской области происходит следующее. Около 30 муниципальных образований Ростовской области не справляются с планом по сбору собственных доходов. Такие данные были озвучены на координационном совете по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей. При этом было отмечено, что поступления в консолидированный бюджет Ростовской области за два месяца этого года составили 3,8 милиарда рублей, что превышает план на 20%.
По мнению вице-губернатора области Ивана Станиславова, представленные в отчетах глав администраций цифры не соответствуют ни статусу, ни возможностям районов и поселений. Произведя расчеты по одному из представленных отчетов, где сборы за два месяца в бюджет поселения составили всего 30 тысяч рублей налогов, вице-губернатор показал несоответствие этой суммы данным по налоговых поступлениям, а также стоимости имущества поселения. Главам муниципальных образований была поставлена задача в самый короткий срок навести порядок в учете плательщиков налогов, регистрации земельных участков, инвентаризации имущества, принадлежащего физическим лицам, учете крестьянско-фермерских хозяйств и в других вопросах, связанных с наполнением бюджетов.37
Раньше власти субъектов РФ имели право предоставлять некоторым категориям предприятий любые льготы по уплате налога в региональный и местные бюджеты. Однако с 1 января 2004 года это правило отменили, и теперь региональные власти могут только немного снизить налоговую ставку - не более чем на 4 процента. Да и все оффшорные зоны закрылись. Но фирмы все же нашли, о чем можно договориться с регионом, каких послаблений у него попросить.
Регионы заключают с
зарегистрированными в них
Кроме региональных и местных налогов, в региональные и местные бюджеты зачисляется также определенная доля от федеральных (для местных бюджетов также региональных) налогов и сборов, передаваемых бюджетам более низкого уровня в порядке установленном Бюджетным кодексом РФ. Такие налоги называют регулирующими. В Бюджетном кодексе записано, что к доходам бюджетов субъектов РФ относятся также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогично определяются и регулирующие налоги местных бюджетов.39
Таблица 2
Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ (в % ко всем налоговым поступлениям)40
Виды налогов |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Всего налоговых поступлений |
100 |
100 |
100 |
100 |
из них: |
||||
Федеральные налоги |
88 |
91 |
92 |
91 |
Региональные налоги |
7 |
7 |
7 |
7 |
Местные налоги |
5 |
2 |
1 |
2 |
То есть, из данной таблица видно, что доля налогов в федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги, а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2005 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных – еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать.
В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.
Обязанность по
уплате конкретного налога или сбора
возлагается на налогоплательщика
с момента появления
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена
в срок, установленный
Элементами налогообложения являются:
- объект налогообложения:
операции по реализации
Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Конституционный Суд РФ Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П признал, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.
В исключительных
случаях сроки уплаты налога или
сбора могут быть перенесены. Изменение
сроков уплаты налогов производится
в виде отсрочки, рассрочки, налогового
кредита и инвестиционного
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения
лицу ущерба в результате
2) задержки лицу
финансирования из бюджета или
оплаты выполненного им
3) угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное
положение физического лица
5) если производство
и реализация товаров, работ
или услуг носит сезонный
Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки ЦБ РФ.
Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года как с начислением процентов, так и без начисления их в зависимости от оснований предоставления налогового кредита.
Инвестиционный
налоговый кредит представляет собой
такое изменение срока уплаты
налога, при котором организации
на основании предусмотренных
Изменение срока уплаты налога (сбора) не допускается в следующих случаях:
1) возбуждено уголовное дело против налогоплательщика;
2) проводится
производство по делу о
3) есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или имущества от налогообложения.
При неуплате налога (сбора) в срок налогоплательщику направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование об уплате налога направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при наличии у него недоимки.Такие требования должны быть высланы налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.
Особое место
в элементах налогообложения
занимают налоговые льготы, поскольку
налог может считаться
По налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот: - необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта исключается из обложения; - изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения; - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; - понижение налоговых ставок; - целевые налоговые льготы.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
- залог имущества.
Залог имущества оформляется
договором между налоговым
- поручительство.
Поручитель принимает
- пеня. Пеней
признается денежная сумма,
- приостановление операций
по счетам налогоплательщика
- организации, налогового агента
- организации, плательщика
Информация о работе Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов