Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:02, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, выявить особенности уплаты местных и региональных налогов.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- выявить теоретические аспекты налогообложения;
- классифицировать региональные и местные налоги в соответствии с НК РФ;
- проанализировать проблемы неуплаты налогов;
- провести анализ современного состояния региональных и местных налогов;
- предложить программу по разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджета.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения 4
1.1 Сущность налогов... 4
1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база 11
Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов 23
2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году 23
2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами 30
Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов 42
3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами 42
3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» 54
Заключение 59
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

федеральное собрание российской федерации таблица.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

Реструктурированная задолженность  на 1 января 2006г. составила 21,5 млрд. рублей (2,9% от общей задолженности) и снизилась по сравнению с 1 декабря 2005г. на 10,8%, с 1 января 2005г. - на 47,6%.35

Рост поступлений администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2005 года относительно января-апреля 2004 года по субъектам Российской Федерации приведен на диаграмме в приложении 1.

Указанная диаграмма показывает, что в 27 субъектах поступления относительно января-апреля 2004 года снизились (в их числе: Республики Дагестан, Калмыкия, Костромская, Тюменская области, Красноярский и Хабаровский края, Эвенкийский, Чукотский автономные округа и некоторые другие) и в 28 субъектах рост поступлений не превысил уровня среднероссийского ИПЦ (среди них: Чувашская Республика, Республика Бурятия, Владимирская, Амурская, Сахалинская, Пермская, Челябинская, Тульская области, Ставропольский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и некоторые другие).36

А например, в ростовской области  происходит следующее. Около 30 муниципальных  образований Ростовской области  не справляются с планом по сбору  собственных доходов. Такие данные были озвучены на координационном совете по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей. При этом было отмечено, что поступления в консолидированный бюджет Ростовской области за два месяца этого года составили 3,8 милиарда рублей, что превышает план на 20%.

По мнению вице-губернатора области Ивана Станиславова, представленные в отчетах глав администраций цифры не соответствуют ни статусу, ни возможностям районов и поселений. Произведя расчеты по одному из представленных отчетов, где сборы за два месяца в бюджет поселения составили всего 30 тысяч рублей налогов, вице-губернатор показал несоответствие этой суммы данным по налоговых поступлениям, а также стоимости имущества поселения. Главам муниципальных образований была поставлена задача в самый короткий срок навести порядок в учете плательщиков налогов, регистрации земельных участков, инвентаризации имущества, принадлежащего физическим лицам, учете крестьянско-фермерских хозяйств и в других вопросах, связанных с наполнением бюджетов.37

Раньше власти субъектов РФ имели  право предоставлять некоторым категориям предприятий любые льготы по уплате налога в региональный и местные бюджеты. Однако с 1 января 2004 года это правило отменили, и теперь региональные власти могут только немного снизить налоговую ставку - не более чем на 4 процента. Да и все оффшорные зоны закрылись. Но фирмы все же нашли, о чем можно договориться с регионом, каких послаблений у него попросить.

Регионы заключают с  зарегистрированными в них предприятиями  соглашения на получение субвенций  из бюджета. Выходит вот что. Фирма работает в одном регионе, а регистрируется в другом, с властью которого установлена договоренность. Эти чиновники не предоставляют фирме никаких льгот, и налоги она платит честно, ничего не скрывая. Но потом ей возвращают 70-80 процентов от уплаченных налогов - в виде субвенции на развитие бизнеса или что-нибудь в этом роде. В итоге получается, что организация платит всего 20-30 процентов налогов, причем регион получает эти деньги на пустом месте. В накладе же остаются бюджеты других субъектов федерации.38

Кроме региональных и  местных налогов, в региональные и местные бюджеты зачисляется  также определенная доля от федеральных (для местных бюджетов также региональных) налогов и сборов, передаваемых бюджетам более низкого уровня в порядке  установленном Бюджетным кодексом РФ. Такие налоги называют регулирующими. В Бюджетном кодексе записано, что к доходам бюджетов субъектов РФ относятся также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогично определяются и регулирующие налоги местных бюджетов.39

 

 

Таблица 2

Доля налогов разного  уровня в консолидированном бюджете  РФ (в % ко всем налоговым поступлениям)40

Виды налогов

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего налоговых поступлений

100

100

100

100

из  них:

       

Федеральные налоги

88

91

92

91

Региональные налоги

7

7

7

7

Местные налоги

5

2

1

2


То есть, из данной таблица  видно, что доля налогов в  федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги,  а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2005 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных – еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать.

В настоящее время  основная часть доходов территориальных  бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные  налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

2.2 Проблемы, связанные  с неуплатой налогов юридическими  лицами

 

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора  возлагается на налогоплательщика  с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик  обязан самостоятельно исполнить обязанность  по уплате налога, если иное не предусмотрено  законом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена  в срок, установленный законодательством  о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.

Элементами  налогообложения являются:

- объект налогообложения:  операции по реализации товаров  (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами либо иным образом в установленные законодательством сроки применительно к каждому налогу. Конституционный Суд РФ Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П признал, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.

В исключительных случаях сроки уплаты налога или  сбора могут быть перенесены. Изменение  сроков уплаты налогов производится в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты принимается финансовыми органами, таможенными органами, органами соответствующих внебюджетных фондов.

Отсрочка или  рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения  лицу ущерба в результате стихийных  бедствий, технологической катастрофы  или иных обстоятельств непреодолимой  силы;

2) задержки лицу  финансирования из бюджета или  оплаты выполненного им госзаказа;

3) угрозы банкротства  лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное  положение физического лица исключает  возможность единовременной уплаты  налога;

5) если производство  и реализация товаров, работ  или услуг носит сезонный характер.

Отсрочка или  рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Если отсрочка или рассрочка предоставляется  на основании 1 и 2 пунктов, то на сумму  задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании 3, 4 и 5 пунктов, то начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки ЦБ РФ.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока  уплаты налога или нескольких налогов  на срок от 3 месяцев до 1 года как  с начислением процентов, так  и без начисления их в зависимости от оснований предоставления налогового кредита.

Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  на основании предусмотренных законодательством  случаев предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Изменение срока  уплаты налога (сбора) не допускается  в следующих случаях:

1) возбуждено уголовное дело против налогоплательщика;

2) проводится  производство по делу о налоговом  правонарушении или по делу  об административном правонарушении, связанном с нарушением налоговых  законов;

3) есть достаточные  основания полагать, что налогоплательщик воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или имущества от налогообложения.

При неуплате налога (сбора) в срок налогоплательщику  направляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности  уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Требование об уплате налога направляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика при наличии у него недоимки.Такие требования должны быть высланы налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога.

Особое место  в элементах налогообложения  занимают налоговые льготы, поскольку  налог может считаться установленным  и при отсутствии налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По налогам  и сборам предоставляются следующие  виды льгот: - необлагаемый минимум объекта налога, т.е. минимальная часть объекта исключается из обложения; - изъятие из обложения определенных элементов объекта обложения; - освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; - понижение налоговых ставок; - целевые налоговые льготы.

Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов может обеспечиваться следующими способами:

- залог имущества.  Залог имущества оформляется  договором между налоговым органом  и залогодателем. Залогодателем  может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо;

- поручительство. Поручитель принимает обязанность  перед налоговыми органами по  исполнению в полном объеме  обязанности налогоплательщика  по уплате налогов и пени. Поручительство  оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и пени с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке;

- пеня. Пеней  признается денежная сумма, которую  налогоплательщик, плательщик сборов  или налоговый агент должны  выплатить в случае уплаты  ими причитающихся сумм налогов  и сборов в более поздние  по сравнению с установленными законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ;

- приостановление операций  по счетам налогоплательщика  - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора  - организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счету в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (например, выплаты по решению суда имеют более раннюю очередность).

Информация о работе Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов