Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:02, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, выявить особенности уплаты местных и региональных налогов.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- выявить теоретические аспекты налогообложения;
- классифицировать региональные и местные налоги в соответствии с НК РФ;
- проанализировать проблемы неуплаты налогов;
- провести анализ современного состояния региональных и местных налогов;
- предложить программу по разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджета.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения 4
1.1 Сущность налогов... 4
1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база 11
Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов 23
2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году 23
2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами 30
Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов 42
3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами 42
3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» 54
Заключение 59
Список использованной литературы
Прекращение обязанности по уплате налога (сбора) возникает: 1) при уплате налога (сбора) налогоплательщиком; 2) в случае отмены налога (сбора) при отсутствии задолженности у плательщика по его уплате; 3) при освобождении от уплаты налога (сбора) при вступлении в действие соответствующего закона; 4) в связи со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством РФ или ликвидацией юридического лица.
Особые процедуры исполнения налогового обязательства складываются у ликвидируемой организации. Указанные обязательства исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пени и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ.
Ликвидируемая организация
может иметь и излишне
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пени и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пени, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика - организации.
При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы должны применять меры финансовой ответственности в виде штрафных и административных санкций. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за: - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; - уклонение от постановки на учет в налоговом органе; - нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; - непредставление налоговой декларации; - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; - неуплату или неполную уплату сумм налога; - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение; - несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест; - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; - отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; - ответственность свидетеля; - отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода; - неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Налоговым кодексом РФ предусмотрены штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе возникает в случае несвоевременной подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, следует подать в налоговый орган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после государственной регистрации.
При осуществлении
деятельности в РФ через обособленное
подразделение заявление о
Заявление организации
о постановке на учет по месту нахождения
подлежащего налогообложению
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, то штраф взыскивается в двукратном размере.41
Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:
- ни один
налогоплательщик, будь то юридическое
лицо, предприниматель или
- к налогоплательщику
не могут быть повторно
- ответственность за действия, предусмотренные Налоговым кодексом, совершенные физическим лицом, наступает только в том случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- привлечение налогоплательщика - юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;
- в случае
привлечения налогоплательщика
к ответственности за
- налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;
- на налогоплательщика
не может быть возложена
- все сомнения
в виновности
Принципиально
новым моментом при определении
меры ответственности
Умышленным
считается такое правонарушение
В то же время признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших в результате их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.
В зависимости
от вины должностных лиц
Обстоятельством, смягчающим ответственность за нарушение налогового правонарушения, является, в частности, совершение правонарушений вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, является совершение налогового правонарушения лицом, ранее (т.е. в течение 12 месяцев со дня последнего применения санкций) привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
При наличии у налогоплательщика хотя бы одного из указанных смягчающих ответственность обстоятельств размер финансового штрафа уменьшается как минимум в два раза по сравнению с тем размером, который установлен Налоговым кодексом. Однако при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается в два раза.
Если налогоплательщик совершил не менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции применяются к нему за каждое такое правонарушение в отдельности.
Налоговый кодекс
установил и период времени, в
течение которого налоговые органы
могут обратиться в суд с иском
о взыскании с
C 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров». Необходимость принятия данного Закона была вызвана тем, что в российском законодательстве широкое распространение получило установление таких процедур и правил, при которых органы публичной власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд, вместо того чтобы использовать для их реализации административные процедуры и задействовать судебный механизм лишь тогда, когда есть спор, неурегулированное разногласие между соответствующим органом исполнительной власти и конкретным гражданином или организацией. Речь идет прежде всего о взыскании через суд санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Тот факт, что с принятием нового законодательного акта о налогах и сборах появляются и новые проблемы с его применением, становится неприятной традицией. Прежде всего, высока вероятность обращения заинтересованных лиц с жалобой в Конституционный Суд РФ на предмет проверки некоторых положений данного Закона на соответствие ст. 19 Конституции РФ в связи с различным порядком взыскания налоговых санкций, а также недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов в зависимости от размера подлежащих взысканию сумм.
Во-вторых, законодатель предусмотрел различный порядок обращения к исполнению решений налоговых органов и территориальных органов ПФР о взыскании недоимок и пеней. Так, для взыскания недоимок по налогам и пеней сохранен прежний порядок - путем направления налоговым органом в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В то же время решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Противоречива позиция законодателя и в части порядка исполнения решений налоговых органов о взыскании налоговых санкций. С одной стороны, в соответствии с п. 9 ст. 46 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) порядок взыскания налога распространяется и на взыскание штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. С другой - в соответствии с п. 7 ст. 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Причем если норма, содержащаяся в п. 7 ст. 103.1 НК РФ, содержалась еще в тексте законопроекта, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, то нормы о распространении порядка взыскания налога на взыскание налоговых санкций в п. 9 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ появились уже позднее. Следовательно, воля законодателя была направлена на изменение порядка обращения к исполнению решения налогового органа о взыскании налоговых санкций, предусмотренного законопроектом. В силу непонятных причин норма, содержащаяся в п. 7 ст. 103.1 НК РФ, не была исключена, вследствие чего и возникло противоречие.
Может сложиться впечатление, что законодатель предусмотрел различный порядок обращения к исполнению решения налогового органа о взыскании налоговой санкции. Но весьма сомнительно, что законодатель ставил своей целью дифференцировать порядок обращения к исполнению решений о взыскании налоговых санкций в зависимости от их составляющих.
Новый порядок взыскания налоговых санкций, к сожалению, содержит много пробелов и противоречий. Устранить их в силах только законодатель. Быстрого внесения изменений в законодательство ждать не придется, а правовые коллизии породят новые споры, решать их будут судьи, которые и без того несут колоссальную нагрузку по рассмотрению дел данной категории.43
Информация о работе Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов