Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты уплаты платежей за пользование водными ресурсами;
- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;
- рассмотреть проблему и пути совершенствования уплаты платежей.

Файлы: 1 файл

платежи за пользование водными ресурсами-.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

На протяжении многих лет существуют платежи, связанные с использованием водных ресурсов.

В 20-30-х годах был установлен водный сбор, который носил характер налога, а в 1937-97 годах плата за штрафы за сброс сточных вод в поверхностные источники, которые поступали в доход бюджета.

Плата за забор воды для промышленных нужд из поверхностных источников была введена с 1.01.82г., а из подземных – с 1.01.84г. Она должна была стимулировать сокращение водопотребления и возмещение затрат на водообеспечение. Тарифы, по которым взимается плата за забор воды из поверхностных источников, базировались на фактических издержках водохозяйственных систем 1979-80гг. И величина их колебалась от 1 до 5,08 коп./куб.м при средней величине 1,07 коп/куб.м. Тарифы были установлены для забора воды в пределах лимита. Сверхлимитный забор воды оплачивался в пятикратном размере по отношению к тарифу. С 1991г. действует система подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Убытки исчисляются по затратам, необходимым для устранения всех отрицательных последствий. 
Тарифы прейскуранта № 03-03, введенного с 01.01.90г. распространяются на воду, забираемую промышленными предприятиями из водных объектов (поверхностных и подземных источников).

В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект НК РФ был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог. Принятие НК РФ неоднократно переносилось, а самостоятельный законопроект о водном налоге до сих пор находится на стадии согласований. Этот вопрос решается с принятием части второй НК РФ.

Налог введен в 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 "О плате за пользование водными объектами" и призван, наряду с чисто фискальными целями, — пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, решить две важнейшие задачи. Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 "Водный налог". Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами. Новая глава НК РФ увеличивает ставки и отменяет региональные льготы. Глава 25.2 "Водный налог" НК РФ содержит Федеральный закон от 28.07.04 № 83-ФЗ. Поскольку водный налог заменил собой плату за пользование водными объектами, то законодатель внес необходимые изменения и в перечень налогов и сборов, установленный Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 3 закона № 83-ФЗ). Этот закон с 1 января 2005 года утратил силу (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.04 № 95-ФЗ). Однако в перечне, который будет содержать часть первая НК РФ, тоже будет водный налог.

 Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические  аспекты уплаты платежей за  пользование водными ресурсами;

- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;

- рассмотреть проблему  и пути совершенствования уплаты  платежей.

 

 

1 Теоретические  аспекты уплаты платежей за  пользование водными ресурсами

1.1 Экономическое  содержание, история развития, нормативная база платежей за пользование водными объектами

Организационно взимание платы за водопользование реализуется в виде двух схем. Первая схема, которая реализуется в Австралии, странах Азии и Африки, основывается на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

Вторая схема применяется в странах Западной Европы. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Бассейновые объединения осуществляют все виды работ, связанные с охраной вод, рациональным использованием, оценкой водных ресурсов, регулированием стока, контролем за сбросами загрязняющих веществ, водозабором, предотвращением наводнений и паводков и проч. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. При этом государство получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в большей части для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсаций льготным категориям водопользователей.

Система платежей за водные ресурсы определена в Водном кодексе Российской Федерации и включает:

  • плату за пользование водными объектами (водный налог);
  • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:

  • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
  • сверхлимитное изъятие воды;
  • использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование.

В 1998 г. был принят специальный Закон Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами". Согласно данному Закону был введен водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств по лицензиям в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации. Сущность водного налога состоит в изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами. Изымаемый водный налог направляется в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов Российской Федерации (60%). Водный налог является «щадящим» инструментом регулирования водопользования, поскольку не вызовет значительного роста затрат в основных отраслях экономики России.

Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Конкретные дифференцированные ставки платы за пользование водными объектами были установлены исходя из характера этих объектов, видов водопользования и групп водопользователей, а также соблюдения установленных нормативов (лимитов) водозабора и сброса сточных вод.

При превышении установленных лимитов применяются кратные повышающие коэффициенты платежей. Как и по другим видам платежей за природные ресурсы были установлены различные льготы и по данным выплатам. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг), связанных с водопользованием.

При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждающих агрегатов (возвратное водопотребление), применяются два вида платежей: за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится в размере 30% величины установленного тарифа и за сверхлимитный забор плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы.

Размер платы за один кубометр безвозвратного водопотребления определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия, с коэффициентом 1,25.

Плата не взимается за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление и т.д.), кроме того, промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных ископаемых.

Концепция платного водопользования приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Концепция платного пользования (по книге «Водопользование и национальная безопасность»)

Виды платежей

Плата за пользование (водный налог)

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов

Штрафы и повышенные платежи

Цель платы

Налог государства за пользование водными объектами

Сбор средств на восстановление и охрану водных объектов и защиту окружающей среды от вредного воздействия вод

Административно-экономическое воздействие на нарушителей водного законодательства

Сущность платы

За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды

За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды

За ущерб, причиняемый водным объектам, за сверхлимитные заборы воды и сброс сточных вод нормативного качества, за сброс сточных вод сверхнормативного загрязнения, за пользование водным объектом без лицензии и за другие нарушения водного законодательства

Экономическое содержание платежей

Часть дохода от использования водного объекта

Годовая программа затрат на восстановление и охрану водного объекта

Создание дополнительных финансовых ресурсов для восстановления и охраны водных объектов и компенсации ущербов, причиняемых водному фонду в результате нарушения водного законодательства

Плательщики

Юридические лица, независимо от форм собственности, и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование

Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование

Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование

Источник платы

Себестоимость продукции (услуг)

Себестоимость продукции (услуг)

Прибыль

Аккумуляция платежей

Федеральный бюджет —40%, бюджет субъекта федерации — 60%

Федеральный бюджет —40%, бюджет субъекта федерации— 60%

Федеральный бюджет — 40%, бюджет субъекта федерации — 60%

Направление использования средств

На социальные нужды и управление водным фондом

На реализацию программ охраны и восстановления водных объектов, НИР

На восстановление и охрану водных объектов, ликвидацию ущерба водному объекту и окружающей среде


 

Нормативные правовые акты. Отношения по поводу использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, основными из которых являются "О плате за пользование водными объектами", "О недрах", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об охране озера Байкал", "Об охране окружающей природной среды", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и постановлениями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Совершенствование нормативного правового регулирования водных отношений должно осуществляться в следующих направлениях: обеспечение реализации государственной водной политики в соответствии с принятой концепцией, сопряжение административного и гражданского права, более широкое внедрение в сферу водопользования гражданских отношений и методов экономического регулирования, завершение разработки нормативных правовых актов, способствующих реализации принятых федеральных законов.

При этом должно быть обеспечено:

- законодательное закрепление основ организации водного хозяйства и системы обустройства водных объектов;

- совершенствование правового регулирования отношений собственности на водные объекты и разграничение функций и прав федеральных органов управления и органов управления субъектов Российской Федерации в области обустройства, охраны и использования водных объектов;

- согласованность нормативной правовой базы на федеральном и региональном уровнях;

- целевое использование средств, предназначенных для обустройства и охраны водных объектов, предотвращения вредного воздействия вод;

- правовые гарантии по защите инвестиций в водное хозяйство;

- законодательное и нормативное закрепление форм и методов участия общественных организаций и граждан в обсуждении водохозяйственных программ, общественном контроле за рациональным использованием и охраной водных ресурсов.

Основная задача нормирования сводится к тому, чтобы способствовать планированию и наиболее эффективному использованию в производственных процессах технически и экономически обоснованного количества воды. Нормирование включает разработку, утверждение и контроль за выполнением норм водопотребления и лимитов водопользования (включая сброс загрязняющих веществ).

Нормирование водохозяйственной деятельности основывается на понуждении водопользователей к исполнению водоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение утвержденных краткосрочных целевых показателей состояния водных объектов.

Информация о работе Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами