Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты уплаты платежей за пользование водными ресурсами;
- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;
- рассмотреть проблему и пути совершенствования уплаты платежей.
- территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (таблица 3)
Таблица 3 – Налоговые ставки территориального моря РФ при заборе воды
Море |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды |
Балтийское |
8,28 |
Белое |
8,40 |
Баренцево |
6,36 |
Азовское |
14,88 |
Черное |
14,88 |
Каспийское |
11,52 |
Карское |
4,80 |
Лаптевых |
4,68 |
Восточно-Сибирское |
4,44 |
Чукотское |
4,32 |
Берингово |
5,28 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
5,64 |
Охотское |
7,68 |
Японское |
8,04 |
2) при использовании акватории:
- поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях (таблица 4)
Таблица 4 – Налоговые ставки поверхностных водных объектов при использовании акватории
Экономический район |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Северный |
32,16 |
Северо-Западный |
33,96 |
Центральный |
30,84 |
Волго-Вятский |
29,04 |
Центрально-Черноземный |
30,12 |
Поволжский |
30,48 |
Северо-Кавказский |
34,44 |
Уральский |
32,04 |
Западно-Сибирский |
30,24 |
Восточно-Сибирский |
28,20 |
Дальневосточный |
31,32 |
Калининградская область |
30,84 |
- территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод (таблица 5).
Таблица 5 – Налоговые ставки территориального моря РФ при использовании акватории
Море |
Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории |
Балтийское |
33,84 |
Белое |
27,72 |
Баренцево |
30,72 |
Азовское |
44,88 |
Черное |
49,80 |
Каспийское |
42,24 |
Карское |
15,72 |
Лаптевых |
15,12 |
Восточно-Сибирское |
15,00 |
Чукотское |
14,04 |
Берингово |
26,16 |
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) |
29,28 |
Охотское |
35,28 |
Японское |
38,52 |
3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (таблица 6).
Таблица 6 - Налоговые ставки при использовании водных объектов без забора воды
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии |
Нева |
8,76 |
Неман |
8,76 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
9,00 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
8,88 |
Северная Двина |
8,76 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
9,00 |
Реки бассейна Баренцева моря |
8,76 |
Амур |
9,24 |
Волга |
9,84 |
Дон |
9,72 |
Енисей |
13,70 |
Кубань |
8,88 |
Лена |
13,50 |
Обь |
12,30 |
Сулак |
7,20 |
Терек |
8,40 |
Урал |
8,52 |
Бассейн озера Байкал и река Ангара |
13,20 |
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря |
8,52 |
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей |
10,44 |
Прочие реки и озера |
4,80 |
4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (таблица 7).
Таблица 7 - Налоговые ставки при использовании водных объектов для целей сплава
Бассейн реки, озера, моря |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава |
Нева |
1 656,0 |
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень |
1 705,2 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря |
1 522,8 |
Северная Двина |
1 650,0 |
Прочие реки бассейна Белого моря |
1 454,4 |
Печора |
1 554,0 |
Амур |
1 476,0 |
Волга |
1 636,8 |
Енисей |
1 585,2 |
Лена |
1 646,4 |
Обь |
1 576,8 |
Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях |
1 183,2 |
При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
Общая сумма налога,
исчисленная в соответствии с п
Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики - иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.
Пример 1. На реке Северная Двина лесосплав осуществлялся четыре раза на разные расстояния при неизменном объеме 2 тыс. куб. м сплавляемой древесины на расстояние 100, 150, 200 и 250 км.
При ставке платы в 1650 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава правильный расчет платы производится следующим образом:
2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1 (то есть на расстояние 100 км) = 3300 руб.;
2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1,5 (то есть на расстояние 150 км) = 4950 руб.;
2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2 (то есть на расстояние 200 км) = 6600 руб.;
2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2,5 (то есть на расстояние 250 км) = 8230 руб.
Итого: 23 100руб.
Если же сложить общий объем сплавляемой древесины (8 тыс. куб. м), а затем умножить его на налоговую ставку с учетом общего расстояния сплава (700 км), то получим совершенно иную и гораздо большую сумму:
8 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то есть на расстояние 700 км) = 92 400 руб.
Таким образом, разница между правильно (23 100 руб.) и неправильно (92 400 руб.) исчисленными суммами составила 69 300 руб.
В принципе, учитывая, что объем сплава в данном случае был неизменным (2 тыс. куб. м), при расчете водного налога в данном случае можно было бы сложить только расстояние сплава. В этом случае сумма водного налога была той же:
2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то есть на расстояние 700 км) = 23 100 руб.
Но уже при различных объемах сплавляемой древесины следует рассчитывать сумму водного налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого налога получится тоже завышенной.
Пример 2. Предприятие теплоэнергетики в отчетном периоде забрало 12 тыс. куб. м воды для технологических нужд, 8 тыс. куб. м для нетехнологических нужд и сбросило сточных вод 7 тыс. куб. м. Допустим, что размеры ставок платы для данного предприятия в регионе:
— по забору воды для технологических нужд— 15 руб. за 1 тыс. куб. м;
— по забору воды для нетехнологических нужд — 30 руб. за 1 тыс. куб. м;
— за сброс сточных вод — 3,9 руб. за 1 тыс. куб. м. Определим сумму платы за пользование водными объектами: 12 тыс. х 15 + 8 тыс. х 30 + 7 тыс. • 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 руб.
Пример 3. Расчет платы за пользование водными объектами производственным предприятием за отчетный период — месяц.
Установленный лимит забора воды для технологических нужд предприятия — 6000 м3 в месяц. Фактический объем воды, забранный из водного объекта, — 12000 м3. В отчетном периоде произведен также сброс сточных вод в пределах лимита 4000 м3 и сверх лимита 2000 м3.
Установленная ставка за забор воды в пределах лимита — 150 руб. за 1000 м3, за сверхлимитный забор воды — 750 руб. за 1000 м3 (150 • 5). Сумма платы за забор воды составляет 5400 руб. (900 + 4500), в том числе в пределах лимита 900 руб. (150 • 6) и сверх лимита 4500 (750 • 6).
Установленная ставка за сброс сточных вод в пределах лимита — 20 руб. за 1000 м3, сверх лимита 100 руб. за 1000 м3 (20 • 5). Сумма платы за сброс сточных вод составит 280 руб. (80 + 200), в том числе в пределах лимита 80 руб. (20 • 4), сверх лимита 200 руб. (100 • 2).
Общая сумма платы составит 5680 руб. (5400 + 280), в том числе в пределах лимита — 980 руб. (900 + 80) и сверх лимита 4700 руб. (4500 + + 200). Из общей суммы платы 5680 руб. подлежит уплате в федеральный бюджет 2272 руб. (5680 • 40 % : 100 %), в региональный и местный бюджеты по 1704 руб. (4080 • 30 % : 100 %).
С введением в действие главы 25.2 НК РФ еще более обострилась проблема соотнесения вида платежа и его характера. Очевидно, что формально водный налог относится к налоговым платежам, соответственно, он должен иметь все элементы, указанные в ст.17 НК РФ, и подходить под определение налога, данное в ст.8 НК РФ. И если все необходимые элементы налога имеются в наличии, о чем говорит сама структура и содержание главы 25.2 НК РФ, то с признаками налогового платежа вопрос решен не был. Основная проблема заключается в том, что водный налог, не обладает очевидным признаком индивидуальной безвозмездности. Его размер рассчитывается на основе объемов или других количественных характеристик использованных или потребленных водных ресурсов. В свою очередь, ставка налога различается не только по видам водных объектов, но и по так называемым экономическим районам. Анализ размеров ставок позволяет предположить, что в основу их дифференциации положен не только принцип экологической ценности водных объектов, но и потребительская ценность этих объектов для налогоплательщика, что также предполагает неналоговый характер этого платежа. Не углубляясь в рамках данной работы в вопросы экологического и природоохранного законодательства, лишь укажем на п.2 ст.333.12 НК РФ, который вводит меры ответственности не налогового, а природоохранного характера в нормах НК РФ, хотя и использует для этого налоговые инструменты. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Информация о работе Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами