Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты уплаты платежей за пользование водными ресурсами;
- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;
- рассмотреть проблему и пути совершенствования уплаты платежей.

Файлы: 1 файл

платежи за пользование водными ресурсами-.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

 

 

- территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (таблица 3)

Таблица 3 – Налоговые ставки территориального моря РФ при заборе воды

Море

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м морской воды

Балтийское

8,28

Белое

8,40

Баренцево

6,36

Азовское

14,88

Черное

14,88

Каспийское

11,52

Карское

4,80

Лаптевых

4,68

Восточно-Сибирское

4,44

Чукотское

4,32

Берингово

5,28

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

5,64

Охотское

7,68

Японское

8,04


 

 

2) при использовании акватории:

- поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях (таблица 4)

Таблица 4 – Налоговые ставки поверхностных водных объектов при использовании акватории

Экономический район

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Северный

32,16

Северо-Западный

33,96

Центральный

30,84

Волго-Вятский

29,04

Центрально-Черноземный

30,12

Поволжский

30,48

Северо-Кавказский

34,44

Уральский

32,04

Западно-Сибирский

30,24

Восточно-Сибирский

28,20

Дальневосточный

31,32

Калининградская область

30,84


 

 

- территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод (таблица 5).

Таблица 5 – Налоговые ставки территориального моря РФ при использовании акватории

Море

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Балтийское

33,84

Белое

27,72

Баренцево

30,72

Азовское

44,88

Черное

49,80

Каспийское

42,24

Карское

15,72

Лаптевых

15,12

Восточно-Сибирское

15,00

Чукотское

14,04

Берингово

26,16

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

29,28

Охотское

35,28

Японское

38,52


 

 

3) при использовании водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики (таблица 6).

Таблица 6 - Налоговые ставки при использовании водных объектов без забора воды

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии

Нева

8,76

Неман

8,76

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

9,00

Прочие реки бассейна Балтийского моря

8,88

Северная Двина

8,76

Прочие реки бассейна Белого моря

9,00

Реки бассейна Баренцева моря

8,76

Амур

9,24

Волга

9,84

Дон

9,72

Енисей

13,70

Кубань

8,88

Лена

13,50

Обь

12,30

Сулак

7,20

Терек

8,40

Урал

8,52

Бассейн озера Байкал и река Ангара

13,20

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

8,52

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

10,44

Прочие реки и озера

4,80


 

 

4) при использовании водных  объектов для целей сплава  древесины в плотах и кошелях (таблица 7).

Таблица 7 - Налоговые ставки при использовании водных объектов для целей сплава

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

Нева

1 656,0

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

1 705,2

Прочие реки бассейна Балтийского моря

1 522,8

Северная Двина

1 650,0

Прочие реки бассейна Белого моря

1 454,4

Печора

1 554,0

Амур

1 476,0

Волга

1 636,8

Енисей

1 585,2

Лена

1 646,4

Обь

1 576,8

Прочие реки и озера, по которым осуществляется сплав древесины в плотах и кошелях

1 183,2


 

 

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

 Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 НК, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики - иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

 

2 Порядок уплаты  платежей за пользование водными  ресурсами

2.1 Практика исчисления и уплаты водного налога в РФ

Пример 1. На реке Северная Двина лесосплав осуществлялся четыре раза на разные расстояния при неизменном объеме 2 тыс. куб. м сплавляемой древесины на расстояние 100, 150, 200 и 250 км.

При ставке платы в 1650 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава правильный расчет платы производится следующим образом:

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1 (то есть на расстояние 100 км) = 3300 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1,5 (то есть на расстояние 150 км) = 4950 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2 (то  есть на расстояние 200 км) = 6600 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2,5 (то есть на расстояние 250 км) = 8230 руб.

Итого: 23 100руб.

Если же сложить общий объем сплавляемой древесины (8 тыс. куб. м), а затем умножить его на налоговую ставку с учетом общего расстояния сплава (700 км), то получим совершенно иную и гораздо большую сумму:

8 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то есть на расстояние 700 км) = 92 400 руб.

Таким образом, разница между правильно (23 100 руб.) и неправильно (92 400 руб.) исчисленными суммами составила 69 300 руб.

В принципе, учитывая, что объем сплава в данном случае был неизменным (2 тыс. куб. м), при расчете водного налога в данном случае можно было бы сложить только расстояние сплава. В этом случае сумма водного налога была той же:

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то  есть на расстояние 700 км) = 23 100 руб.

Но уже при различных объемах сплавляемой древесины следует рассчитывать сумму водного налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого налога получится тоже завышенной.

Пример 2. Предприятие теплоэнергетики в отчетном периоде забрало 12 тыс. куб. м воды для технологических нужд, 8 тыс. куб. м для нетехнологических нужд и сбросило сточных вод 7 тыс. куб. м. Допустим, что размеры ставок платы для данного предприятия в регионе:

— по забору воды для технологических нужд— 15 руб. за 1 тыс. куб. м;

— по забору воды для нетехнологических нужд — 30 руб. за 1 тыс. куб. м;

— за сброс сточных вод — 3,9 руб. за 1 тыс. куб. м. Определим сумму платы за пользование водными объектами: 12 тыс. х 15 + 8 тыс. х 30 + 7 тыс. • 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 руб.

Пример 3. Расчет платы за пользование водными объектами производственным предприятием за отчетный период — месяц.

Установленный лимит забора воды для технологических нужд предприятия — 6000 м3 в месяц. Фактический объем воды, забранный из водного объекта, — 12000 м3. В отчетном периоде произведен также сброс сточных вод в пределах лимита 4000 м3 и сверх лимита 2000 м3.

Установленная ставка за забор воды в пределах лимита — 150 руб. за 1000 м3, за сверхлимитный забор воды — 750 руб. за 1000 м3 (150 • 5). Сумма платы за забор воды составляет 5400 руб. (900 + 4500), в том числе в пределах лимита 900 руб. (150 • 6) и сверх лимита 4500 (750 • 6).

Установленная ставка за сброс сточных вод в пределах лимита — 20 руб. за 1000 м3, сверх лимита 100 руб. за 1000 м3 (20 • 5). Сумма платы за сброс сточных вод составит 280 руб. (80 + 200), в том числе в пределах лимита 80 руб. (20 • 4), сверх лимита 200 руб. (100 • 2).

Общая сумма платы составит 5680 руб. (5400 + 280), в том числе в пределах лимита — 980 руб. (900 + 80) и сверх лимита 4700 руб. (4500 + + 200). Из общей суммы платы 5680 руб. подлежит уплате в федеральный бюджет 2272 руб. (5680 • 40 % : 100 %), в региональный и местный бюджеты по 1704 руб. (4080 • 30 % : 100 %).

2.2 Проблемы и пути совершенствования уплаты налога за пользование водными ресурсами

С введением в действие главы 25.2 НК РФ еще более обострилась проблема соотнесения вида платежа и его характера. Очевидно, что формально водный налог относится к налоговым платежам, соответственно, он должен иметь все элементы, указанные в ст.17 НК РФ, и подходить под определение налога, данное в ст.8 НК РФ. И если все необходимые элементы налога имеются в наличии, о чем говорит сама структура и содержание главы 25.2 НК РФ, то с признаками налогового платежа вопрос решен не был. Основная проблема заключается в том, что водный налог, не обладает очевидным признаком индивидуальной безвозмездности. Его размер рассчитывается на основе объемов или других количественных характеристик использованных или потребленных водных ресурсов. В свою очередь, ставка налога различается не только по видам водных объектов, но и по так называемым экономическим районам. Анализ размеров ставок позволяет предположить, что в основу их дифференциации положен не только принцип экологической ценности водных объектов, но и потребительская ценность этих объектов для налогоплательщика, что также предполагает неналоговый характер этого платежа. Не углубляясь в рамках данной работы в вопросы экологического и природоохранного законодательства, лишь укажем на п.2 ст.333.12 НК РФ, который вводит меры ответственности не налогового, а природоохранного характера в нормах НК РФ, хотя и использует для этого налоговые инструменты. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Информация о работе Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами