Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты уплаты платежей за пользование водными ресурсами;
- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;
- рассмотреть проблему и пути совершенствования уплаты платежей.

Файлы: 1 файл

платежи за пользование водными ресурсами-.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Платежи за водопользование. Экономическая оценка водных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет их количественных и качественных характеристик, должна стать методологической основой установления минимального уровня платы за пользование водными объектами. При этом плата за пользование водными объектами должна обеспечивать достижение следующих целей:

- поступление доходов в бюджетную систему;

- финансирование работ по обустройству, содержанию и охране каждого конкретного водного объекта на уровне, обеспечивающем поэтапное достижение долгосрочных целевых показателей его состояния;

- стимулирование мероприятий по экономному использованию и эффективной охране водных ресурсов.

Часть платежей направляется на формирование Федерального целевого бюджетного фонда, другая - на формирование аналогичных фондов субъектов Федерации, третья, имея исключительно фискальную функцию, поступает в бюджеты различных уровней. Субъекты Федерации вправе назначать дополнительные (по отношению к федеральным) платежи за предоставление согласованного с водопользователями перечня услуг по достижению краткосрочных целевых показателей состояния водных объектов.

Средства Федерального целевого бюджетного фонда используются для субсидирования федеральных (бассейновых) программ восстановления и охраны водных ресурсов, а также для содержания специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной водного фонда. Федеральные программы составляются с целью выполнения стратегических государственных задач в указанной сфере.

Средства Целевых бюджетных фондов субъектов Федерации используются на реализацию программ достижения целевых показателей состояния водных объектов на их территории. Эти фонды могут пополняться и из других источников: добровольные пожертвования, займы, страховые отчисления и пр.

Минимальные размеры платежей (по существу - их налоговая часть) являются предметом государственного регулирования. Регулирование осуществляется в целях поддержания баланса между общественно осознанной и политически выраженной необходимостью реабилитации водных объектов и сокращения вредных воздействий на них, с одной стороны, и потенциальной выгодой от использования водных объектов с учетом необходимых затрат на водоохранные мероприятия, с другой.

Регулирование платежей с целью создания более благоприятных условий для той или иной отрасли, территории и прочего признается нежелательным. В случае необходимости следует применять механизм прямых субсидий тем, кто в этом нуждается. При этом сумма платежей, в конечном счете, должна удовлетворять сформулированному выше требованию полного покрытия обоснованных затрат.

1.2 Особенности исчисления налога на добычу подземной воды

Согласно пункту 1 статьи 333.8 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 года и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование подземными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Лицензия на пользование недрами с условиями пользования является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, водопользование может осуществляться только при наличии лицензии.

Вместе с тем, осуществление организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии, не является основанием для неуплаты водного налога данными водопользователями. В данном случае водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным статьей 333.12 НК. При этом, за безлицензионное водопользование указанные организации могут привлекаться к административной ответственности на основании пункта 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым, самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таких предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации (письмо от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24) для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление указанного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Исходя из вышеизложенного, вы являетесь плательщиком водного налога на общих основаниях без освобождения от налогообложения в части использования воды для орошения, водопоя скота и птицы.

1.3 Порядок исчисления  и взимания платы за пользование  водными объектами

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 НК, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее - виды водопользования):

1) забор воды из водных  объектов;

2) использование акватории  водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

4) использование водных  объектов для целей сплава  древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных  водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных  объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных  объектов для санитарных, экологических  и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных  объектов и использование акватории  водных объектов для рыбоводства  и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории  водных объектов для плавания  на судах, в том числе на  маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории  водных объектов для размещения  и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории  водных объектов для проведения  государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных  объектов для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных  объектов для орошения земель  сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных  водных объектов шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории  водных объектов для рыболовства  и охоты.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

- поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (таблица 2).

Таблица 2 – Налоговые ставки поверхностных и подземных водных объектов при заборе воды

Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

из подземных водных объектов

Северный

Волга

300

384

 

Нева

264

348

 

Печора

246

300

 

Северная Двина

258

312

 

Прочие реки и озера

306

378

Северо-Западный

Волга

294

390

 

Западная Двина

288

366

 

Нева

258

342

 

Прочие реки и озера

282

372

Центральный

Волга

288

360

 

Днепр

276

342

 

Дон

294

384

 

Западная Двина

306

354

 

Нева

252

306

 

Прочие реки и озера

264

336

Волго-Вятский

Волга

282

336

 

Северная Двина

252

312

 

Прочие реки и озера

270

330

Центрально- Черноземный

Днепр

258

318

 

Дон

336

402

 

Волга

282

354

 

Прочие реки и озера

258

318

Поволжский

Волга

294

348

 

Дон

360

420

 

Прочие реки и озера

264

342

Северо-Кавказский

Дон

390

486

 

Кубань

480

570

 

Самур

480

576

 

Сулак

456

540

 

Терек

468

558

 

Прочие реки и озера

540

654

Уральский

Волга

294

444

 

Обь

282

456

 

Урал

354

534

 

Прочие реки и озера

306

390

Западно-Сибирский

Обь

270

330

 

Прочие реки и озера

276

342

Восточно-Сибирский

Амур

276

330

 

Енисей

246

306

 

Лена

252

306

 

Обь

264

348

 

Озеро Байкал и его бассейн

576

678

 

Прочие реки и озера

282

342

Дальневосточный

Амур

264

336

 

Лена

288

342

 

Прочие реки и озера

252

306

Калининградская область

Неман

276

324

 

Прочие реки и озера

288

336

Информация о работе Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами