Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 07:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и пути совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты уплаты платежей за пользование водными ресурсами;
- рассмотреть уплату платежей за пользование водными ресурсами на конкретных примерах;
- рассмотреть проблему и пути совершенствования уплаты платежей.
Платежи за водопользование. Экономическая оценка водных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет их количественных и качественных характеристик, должна стать методологической основой установления минимального уровня платы за пользование водными объектами. При этом плата за пользование водными объектами должна обеспечивать достижение следующих целей:
- поступление доходов в бюджетную систему;
- финансирование работ по обустройству, содержанию и охране каждого конкретного водного объекта на уровне, обеспечивающем поэтапное достижение долгосрочных целевых показателей его состояния;
- стимулирование мероприятий по экономному использованию и эффективной охране водных ресурсов.
Часть платежей направляется на формирование Федерального целевого бюджетного фонда, другая - на формирование аналогичных фондов субъектов Федерации, третья, имея исключительно фискальную функцию, поступает в бюджеты различных уровней. Субъекты Федерации вправе назначать дополнительные (по отношению к федеральным) платежи за предоставление согласованного с водопользователями перечня услуг по достижению краткосрочных целевых показателей состояния водных объектов.
Средства Федерального целевого бюджетного фонда используются для субсидирования федеральных (бассейновых) программ восстановления и охраны водных ресурсов, а также для содержания специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной водного фонда. Федеральные программы составляются с целью выполнения стратегических государственных задач в указанной сфере.
Средства Целевых бюджетных фондов субъектов Федерации используются на реализацию программ достижения целевых показателей состояния водных объектов на их территории. Эти фонды могут пополняться и из других источников: добровольные пожертвования, займы, страховые отчисления и пр.
Минимальные размеры платежей (по существу - их налоговая часть) являются предметом государственного регулирования. Регулирование осуществляется в целях поддержания баланса между общественно осознанной и политически выраженной необходимостью реабилитации водных объектов и сокращения вредных воздействий на них, с одной стороны, и потенциальной выгодой от использования водных объектов с учетом необходимых затрат на водоохранные мероприятия, с другой.
Регулирование платежей с целью создания более благоприятных условий для той или иной отрасли, территории и прочего признается нежелательным. В случае необходимости следует применять механизм прямых субсидий тем, кто в этом нуждается. При этом сумма платежей, в конечном счете, должна удовлетворять сформулированному выше требованию полного покрытия обоснованных затрат.
Согласно пункту 1 статьи 333.8 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 года и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование подземными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Лицензия на пользование недрами с условиями пользования является государственным разрешением, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Таким образом, водопользование может осуществляться только при наличии лицензии.
Вместе с тем, осуществление организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии, не является основанием для неуплаты водного налога данными водопользователями. В данном случае водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным статьей 333.12 НК. При этом, за безлицензионное водопользование указанные организации могут привлекаться к административной ответственности на основании пункта 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым, самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таких предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Согласно разъяснениям Министерства Финансов Российской Федерации (письмо от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24) для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление указанного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.
Исходя из вышеизложенного, вы являетесь плательщиком водного налога на общих основаниях без освобождения от налогообложения в части использования воды для орошения, водопоя скота и птицы.
Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 333.9 НК, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее - виды водопользования):
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных
объектов для обеспечения пожар
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
5) забор воды из водных
объектов и использование
6) использование акватории
водных объектов для плавания
на судах, в том числе на
маломерных плавательных
7) использование акватории
водных объектов для
8) использование акватории
водных объектов для
9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
11) использование водных
объектов для проведения
12) особое пользование
водными объектами для
13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
14) забор из подземных
водных объектов шахтно-
15) использование акватории
водных объектов для
По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.
В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.
При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговым периодом признается квартал.
Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:
1) при заборе воды из:
- поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (таблица 2).
Таблица 2 – Налоговые ставки поверхностных и подземных водных объектов при заборе воды
Экономический район |
Бассейн реки, озера |
Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной | |
из поверхностных водных объектов |
из подземных водных объектов | ||
Северный |
Волга |
300 |
384 |
Нева |
264 |
348 | |
Печора |
246 |
300 | |
Северная Двина |
258 |
312 | |
Прочие реки и озера |
306 |
378 | |
Северо-Западный |
Волга |
294 |
390 |
Западная Двина |
288 |
366 | |
Нева |
258 |
342 | |
Прочие реки и озера |
282 |
372 | |
Центральный |
Волга |
288 |
360 |
Днепр |
276 |
342 | |
Дон |
294 |
384 | |
Западная Двина |
306 |
354 | |
Нева |
252 |
306 | |
Прочие реки и озера |
264 |
336 | |
Волго-Вятский |
Волга |
282 |
336 |
Северная Двина |
252 |
312 | |
Прочие реки и озера |
270 |
330 | |
Центрально- Черноземный |
Днепр |
258 |
318 |
Дон |
336 |
402 | |
Волга |
282 |
354 | |
Прочие реки и озера |
258 |
318 | |
Поволжский |
Волга |
294 |
348 |
Дон |
360 |
420 | |
Прочие реки и озера |
264 |
342 | |
Северо-Кавказский |
Дон |
390 |
486 |
Кубань |
480 |
570 | |
Самур |
480 |
576 | |
Сулак |
456 |
540 | |
Терек |
468 |
558 | |
Прочие реки и озера |
540 |
654 | |
Уральский |
Волга |
294 |
444 |
Обь |
282 |
456 | |
Урал |
354 |
534 | |
Прочие реки и озера |
306 |
390 | |
Западно-Сибирский |
Обь |
270 |
330 |
Прочие реки и озера |
276 |
342 | |
Восточно-Сибирский |
Амур |
276 |
330 |
Енисей |
246 |
306 | |
Лена |
252 |
306 | |
Обь |
264 |
348 | |
Озеро Байкал и его бассейн |
576 |
678 | |
Прочие реки и озера |
282 |
342 | |
Дальневосточный |
Амур |
264 |
336 |
Лена |
288 |
342 | |
Прочие реки и озера |
252 |
306 | |
Калининградская область |
Неман |
276 |
324 |
Прочие реки и озера |
288 |
336 |
Информация о работе Совершенствования уплаты платежей за пользование водными ресурсами