Современная налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………......6
1.2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………….......9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_nalogam.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

1) размеры ставок;

2) объем налоговых льгот;

3) долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет;

4) уровень собираемых налогов и т.д.

С научной точки зрения, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья:

- правовое регулирование и регламентирование;

- налоговое планирование и прогнозирование;

- налоговое регулирование;

- управление налогообложением;

- налоговый контроль.

Налоговое планирование - это волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов, координации процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.

Налоговое прогнозирование вместе с планированием обеспечивает оценку хозяйственно-воспроизводственных  ситуаций за истекший период; намечает перспективы хозяйственного развития; вырабатывает концепцию налогообложения; законодательно закрепляет процедуру налогообложения и утверждает бюджет по налогам.

Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологий в  отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование  внутри налоговых отчислений.  Управление налогами осуществляется аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны - льготы и санкции.

Налоговый контроль обеспечивает правильность исчисления, своевременность и полноту  поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды  от юридических и физических лиц. Налоговый механизм позволяет упорядочивать  налоговые отношения, опираясь на налоговое  право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм, формируемый как  экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налоги», служит воспроизводственным  целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто  субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.6

 К проблеме ориентирования  налоговой системы страны на  прямые или косвенные налоги  существуют два подхода. В основе  первого подхода лежит положение  о том, что те физические  и юридические лица, которые имеют  более высокие доходы, должны  платить и более высокие налоги  по сравнению с теми, кто не  располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй  подход основан на том, что  более  высокие налоги должен платить  тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку  именно эти категории населения  и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций  заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые  отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов  охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов  для каждого налогоплательщика  отсутствуют.7 

 

1.3.  Система органов государственной власти, осуществляющих  реализацию налоговой политики

Налоговую политику осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ и органы исполнительной власти, наделенные  соответствующей компетенцией, ФНС, Органом непосредственно  ответственным  за  проведение  единой налоговой политики на территории Российской Федерации является  Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Министерство РФ по  налогам и сборам.

Налоговые органы РФ - единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой властиподчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих действия контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющиеся и агентами валютного контроля. Налоговые органы РФ - единая централизованная система контроля:

- за соблюдением налогового законодательства РФ;

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;

- за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Главными задачами налоговых органов являются:

1) контроль за соблюдением налогового законодательства;

2) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

3) валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

В структуре налоговых органов  можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и  местный), соответствующих уровням  государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации. Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Федеральная налоговая служба (ФНС  России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

- соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

- представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Свои функции и полномочия ФНС  РФ осуществляет непосредственно и  через свои территориальные органы. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов.

Специализированные межрегиональные  инспекции ФНС России создаются  в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию  на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС  России подчиняются непосредственно  ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование - крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональная инспекция ФНС РФ по федеральному округу создана для:

а) осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

б) проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

в) осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ. 

Управления ФНС России по субъектам  РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков, проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Специализированные межрайонные  инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления  налогового контроля за крупнейшими  налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России. Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

-  осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;

-  имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция ФНС  России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

1) осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);

2) осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

3)   организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые инспекции  создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или  нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

Министерство Финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности. Основными задачами Министерства Финансов РФ являются разработка и реализация стратегических направлений единой государственной  финансовой политики, а также составление проекта и исполнение  федерального бюджета, в частности его доходной части. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство Финансов РФ осуществляет следующие функции в налоговой сфере:

1) разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране; 

2)   разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации; 

3)    обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов; 

4)    разработку с участием ФНС РФ, ФСНП РФ и других  заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и  налоговой системы; 

5)   участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения; 

6)  проведение по поручению Правительства РФ с участием ФНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением  межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ; 

7)  участие в формировании таможенной политики страны,  в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин; 

8) методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и  принятие мер по его совершенствованию, утверждение планов  счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности; 

Информация о работе Современная налоговая политика РФ