Современная налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………......6
1.2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………….......9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_nalogam.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

9) обобщение практики применения законодательства по  вопросам. входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку  и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.

  Права Минфина РФ в налоговой сфере определяются в  соответствии с его функциями. Минфин РФ имеет также право  предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в  федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых  решениях ГНС РФ. Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и  подчиненности и гражданами. Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.8

1.4.  Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

Нормативно-правовыми актами, определяющими  основные направления налоговой  политики, являются официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.9 Система источников нормативно-правовых актов  выглядит следующим образом:

1) Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

2)  Специальное налоговое законодательство, которое  включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах,  включающее:

- НК РФ;

- Иные федеральные законы о налогах и сборах (федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ).     

б) региональное законодательство  о налогах и сборах:

-   Законы субъектов РФ;

- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

Региональное законодательство о  налогах и сборах представляет собой  законодательство субъектов РФ о  налогах и сборах. Оно состоит  из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах субъектов РФ, принятых в  соответствии с НК РФ. 

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

3) Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.

4) Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

а) Акты органов общей компетенции:

- Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам;

- Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу;

- Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах;

- Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

б) Акты органов специальной компетенции.

К этой группе относятся ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам  органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные  нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

5)  Решения  Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

6)  Нормы международного права и международные договора РФ.

В настоящее время выделяют две  группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

- Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. (Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г., вступившая в силу в 1965г.);

- Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения (соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других).10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1.  Критерии эффективности налоговой политики

Экономическая политика Правительства реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок. Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется Правительством, но находится под контролем Парламента. Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение Правительства повысить процентные ставки ведет к сокращению расходов частного сектора на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая политика может сократить норму накопления. Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

При осуществлении анализа налоговой  политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения  имеет следующие черты:

а) Большую часть поступлений составляют налоги на отечественные товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных пошлин приходится свыше 40%;

б) Внутренние подоходные налоги не столь значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей степени, чем частные лица. Это связано с удобством использования крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.

В отличие от стран с низкими  доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах  играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами  социального страхования.

Критерии макроэкономической эффективности  налоговой политики:

1) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы, с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений. К автоматическим относят повышение суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы. Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике. Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок, может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

2) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

Широкая налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых  ставках. При значительном сужении  налоговой базы необходимы гораздо  более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

3) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

4) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных расходах и при  минимальных нарушениях характера  производства, а также характера  получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной  после их уплаты.

 

2.2. Оценка современной налоговой политики РФ

Налоговая политика, проводимая сегодня  в России, формируется  в результате действия мер, направленных на удержание  доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих  льготные режимы налогообложения для  отраслей и  групп предприятий, имеющих  значительное влияние во властных структурах.  Осуществляемая ныне Правительством налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего, за счет усиления налогового  бремени  предприятий  и населения решить проблему наполнения бюджета. Такие меры могут принести  успех только в очень ограниченном временном промежутке. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике,  крайне медленные темпы проведения  приватизации не позволяют включить механизм рыночной конкуренции. Ограничения  роста цен задаются только границами платежеспособного спроса. В этих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.

    Практика показывает, что следствием увеличения ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляции. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен (это касается товаров первой необходимости, спрос на которые неэластичен по цене,  а также невзаимозаменяемых  товаров и тех, что производятся предприятиями - монополистами), либо через сокращение вследствие роста цен спроса (на товары, на которые он эластичен по цене)  ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, что с позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономического кризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственно удерживать низкие цены на свою продукцию с тем, чтобы, с одной стороны снизить абсолютную массу налоговых платежей  в бюджет, а с другой,  путем создания искусственного дефицита осуществлять конечную реализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческих структур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка: потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов, поскольку основная масса прибыли присваивается производителем и посредником бесконтрольно.11

Налоговая политика формируется и  реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия  может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.12

Таблица 1.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, в бюджетную систему Российской Федерации, млрд. руб.

 

2010г.

2011г.

2012г.

1 квартал 2013 г.

Федеральный бюджет

3207,2

4 480,8

5 166,2

1 326,6

Консолидированные бюджеты субъектов  РФ

4488,6

5 239,1

5 793,1

1 296,5

Всего

7825,9

9 720,0

10 953,3

2 623,1

Информация о работе Современная налоговая политика РФ