Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………......6
1.2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………….......9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43
*Данные ФНС России
В 2012 году поступления налогов, сборов и иных платежей в консолидированный бюджет РФ составили 10 953,3 млрд. руб., что 1 233,3 млрд. руб. больше предыдущего года. Согласно данным ФНС России, наибольший удельный вес поступлений налогов в 2012 году приходится на НДПИ, объем которого составляет 2459,4 млрд. руб., и на 1 квартал 2013 года - 632,2 млрд. руб. Наименьший удельный вес поступлений налогов приходится на акцизы. Их объем в 2012 году равен 783,6 млрд. руб. (Таблица 2)
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
*Данные ФНС России
На существенную неравномерность налогового бремени указывает и еще один интересный аспект - вклад отрасли в ВВП страны. Налоговая нагрузка - несомненный элемент оценки состояния современной налоговой политики России. Общая налоговая нагрузка на бизнес на современном этапе развития равна 56%. Общая налоговая нагрузка России в 2012 году равна 34,2%, что на 1,4% меньше величины 2011 года.
Таблица 3.
Общая налоговая нагрузка на экономику РФ, %.
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Налоговая нагрузка |
27,5 |
35,6 |
34,2 |
*Данные ФНС России
Снижение уровня налоговой нагрузки
связано с упразднением ряда налоговых
платежей, снижением ставок налогов,
сокращением объектов налогообложения
и исключением отдельных
Но, существует еще и такое понятие, как «налоговая нагрузка по отраслям экономики». Здесь, самые большие диспропорции в отраслевой экономике России наблюдаются у нефтегазодобывающей отрасли - создавая менее 10% ВВП, отрасль обеспечивает поступление более 30% налогов в бюджет. На другом полюсе находится сельское хозяйство - более 3% ВВП и только около 0,1% налоговых поступлений. Налоговая нагрузка в текстильном и швейном производстве в 2012 году составила 7,6% (в 2011 году - 6,9%), в сфере транспорта и связи - 9,1% (в 2011 году - 9,7%), в оптовой и розничной торговле - 2,8% (в 2011 году - 2,4%). Рентабельность в текстильном и швейном производстве в 2012 году была на уровне 12,3% (в 2011 году - 7,1%), в сфере транспорта и связи - на уровне 12,2% (в 2011 году - 12,8%), в оптовой и розничной торговле - в 2012 году 8,2%, (в 2011 году - 6,8%). Впрочем, невысокая налоговая нагрузка в металлургии, химической промышленности и нефтепереработке во многом связана с действием двух факторов. Во-первых, в структуре их себестоимости значительную долю занимают материальные затраты, которые сокращают налогооблагаемую базу по налогу НДС. Во-вторых, эти отрасли являются экспортоориентированными (более трети их продукции продается за рубеж), а при экспорте продукции предприятия имеют право вернуть НДС, что также снижает налоговую нагрузку.
Максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году, был снижен с 34 до 30%, а с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен тариф в размере 10%. При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивали указанные взносы по максимальному тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций, снижен до 20% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.
Однако в России существуют
проблемы, связанные с просроченной
налоговой задолженностью. Просроченной
задолженностью считается не погашенная
задолженность по налоговым и иным обязательным
платежам в установленные законодательством
сроки. Согласно данным ФНС России, объем
совокупной задолженности в бюджетную
систему РФ (включая пени и налоговые санкции)
в 2012 году составил 1 131,2 млрд. рублей, что
в свою очередь на 5,4 млрд. рублей превышает
2011 год. Но, совокупный объем задолженности
за I квартал 2013 года равен 1 153,9 млрд. рублей,
что превышает годовой объем налоговой
задолженности 2012 года на 22,7млрд. рублей.
Это объясняется нарастающим эффектом,
т.к. задолженность 2012 года, не списывается,
а переносится на следующий отчетный период.
Таблица 4.
Структура задолженности бюджетной системы РФ, млрд. руб.
Вид задолженности |
2010 год, млрд. руб. |
2011 год, млрд. руб. |
2012 год, |
I квартал 2013 года, |
Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) |
1 100,0 |
1 125,8 |
1 131,2 |
1 153,9 |
Неурегулированная задолженность |
435,8 |
506,2 |
544,5 |
575,7 |
Не подлежит взысканию налоговыми органами |
589,6 |
619, 7 |
586,7 |
578,2 |
Отсроченная, реструктурированная задолженность |
21,3 |
32,1 |
27,4 |
25,6 |
Взыскивается судебными приставами |
140,9 |
161,2 |
167,8 |
152,0 |
Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа |
51,6 |
61,4 |
64,2 |
59,5 |
Приостановленная к взысканию по банкротству |
250,7 |
325,6 |
318,1 |
317,7 |
Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами) |
24,3 |
40,8 |
13,9 |
28,3 |
*Данные ФНС России
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на январь-февраль 2013г. составила 761,5 млрд. рублей. По сравнению с 2012г. она увеличилась на 4,6%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,8%, налогу на прибыль организаций - на 6,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,0%, акцизам в целом - на 4,8%.
Таблица 5.
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов, млрд. руб.
2010г. |
2011г. |
2012г. |
январь-февраль 2013г. | |
Всего |
675,4 |
703,4 |
675,3 |
761,5 |
в том числе: |
||||
по федеральным налогам и сборам |
569,9 |
584,4 |
553,2 |
621,0 |
по региональным налогам и сборам |
61,9 |
70,2 |
77,8 |
78,8 |
по местным налогам и сборам |
30,8 |
32,9 |
26,7 |
38,9 |
по налогам со специальным налоговым режимом |
12,8 |
15,9 |
17,7 |
22,8 |
* По данным ФНС без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.
В настоящее время в российской налоговой системе действует около 200 различных льгот и преференций - по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.
Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации. В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
3. 1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран
В 2011 году стало очевидно, что ведущие экономики мира вступили в новую фазу своего развития, связанную с эскалацией долговых и бюджетных проблем, вызванных глобальным экономическим кризисом 2008-2009 гг. Существенное сокращение налоговых поступлений в период рецессии конца 2008-2009 гг.13 наряду с масштабными программами антикризисной поддержки национальных экономик привели к росту дефицитов государственных бюджетов, а также способствовали увеличению долговых обязательств правительств большинства развитых стран.
Современная налоговая политика
в ведущих странах мира уже
потерпела существенные изменения,
вызванные новыми условиями развития
системы мирохозяйственных
Действительно, в период глобального кризиса или же сразу после него некоторые ведущие страны мира пошли на снижение налогов и на введение налоговых льгот, расширяющих инвестиционный и инновационный потенциал субъектов бизнеса. Так, в области прямых налогов в период с 2008-2011 гг. произошли следующие изменения:
- налог на прибыль понизился в Великобритании (с 28 до 27%), Чехии (с 21 до 19%), Греции (с 25 до 20%), Швеции (с 28 до 26,3%);
- высшая ставка индивидуального подоходного налога сократилась в Дании (с 59 до 51,5%), Литве (с 24 до 15%) и Польше (с 40 до 23%).
В части косвенных налогов
в период кризиса некоторые европейские
государства предприняли
Оценивая предпринятые изменения в налоговых системах развитых стран, на снижение ставки налогов, следует обратить внимание на то, что они касались преимущественно стран ЕС, в то время как государства - члены ОЭСР Северной Америки, Азии и Океании от сокращения налогов в период кризиса и в ближайшей посткризисной перспективе воздержались.
Заслуживает внимания и опыт Японии, которая пострадала от финансовых последствий глобального кризиса, и в 2011 году пережила серию природных и техногенных катастроф. Для решения проблем в области государственных финансов здесь предполагается поднять ставку налога с продаж. Для этого в начале 2012 года даже произошли заметные изменения в кабинете министров страны. 18 января 2011 года министр финансов Японии Ёсихико Нода анонсировал намерения правительства провести системное реформирование налогообложения страны в период до марта 2012 года. Реформа ставит своей целью увеличить налоговые сборы в долговременной перспективе, а также снизить бюджетные затраты на финансирование национальной системы здравоохранения и социального обеспечения. В своем выступлении министр не затронул конкретные детали планируемой реформы, но со всей очевидностью дал понять, что потребительский налог, составляющий в настоящее время 5%, будет увеличен, а затраты государственного бюджета подвергнутся сокращению. Налоговая политика Правительства направлена на сокращение государственной задолженности, которая достигает приблизительно 180% ВВП.