Современная налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.
4. Определить наиболее перспективные пути совершенствования налоговой политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………......6
1.1. Сущность и значение налоговой политики……………………………......6
1.2. Задачи и типы налоговой политики…………………………………….......9
1.3. Система органов, осуществляющих реализацию налоговой политики государства……………………………………………………………………….13
1.4. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..19
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………23
2.1. Критерии эффективности налоговой политики государства…………….23
2.2. Оценка современной налоговой политики РФ……………………………25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ…………………………………………………………………………………33
3.1. Налоговая политика ведущих зарубежных стран…………………….......33
3.2. Проблемы и перспективы повышения эффективности налоговой политики РФ……………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_nalogam.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

Наряду с повышением действующих налогов правительства ряда стран уже выступили с предложением введения нового налога – налога на финансовые операции, который также призван реализовывать фискальную роль налоговой системы, обеспечивая правительства дополнительными налоговыми поступлениями. Главными инициаторами введения подобного налога, идея которого восходит к известному предложению Дж. Тобина (так называемый «налог Тобина»), стали Германия и Франция. Смысл введения налога на финансовые операции заключается в переложении расходов по экстренной антикризисной поддержке нуждающихся стран с рядовых налогоплательщиков - физических лиц на финансовые институты, спекулятивная активность которых способствовала возникновению различного рода «мыльных пузырей», что, в конечном счете, обернулось крахом финансовых систем ряда стран. Президент Франции уже заявил, что в 2012 году налог на финансовые операции ввели и ставка равна 0,1%. 15

Нужно отметить, что системы  налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Так, например, во Франции наибольшее внимание уделяется НДС, в то время как в США такого вида налога не существует.

Меры, принятые государствами  в рамках антикризисных программ, преимущественно сведены к незначительному  снижению корпоративных налогов (ставки стремятся к 20%), дополнительному  стимулированию производственной, инвестиционной и инновационной деятельности посредством  предоставления различного рода налоговых  льгот. Налогообложение же физических лиц скорректировано преимущественно  посредством также незначительного снижения ставок подоходных налогов, либо посредством предоставления налогоплательщикам дополнительных социальных вычетов.

В зарубежных странах оказывалось  активное давление на оффшоры и финансовые центры с аналогичными функциями, а  также более активно вводились  меры по борьбе с уходом от налогов. Следует отметить возрастание бюджетного дефицита, что означает сокращение бюджетных расходов или увеличение налогового бремени в последующие  годы.

Таким образом, конкретные задачи внесения изменений или реформирования налоговой системы в развитых странах решаются по-разному, однако можно выявить некоторые общие закономерности:

  1. направление на предотвращение уклонения от уплаты налогов, реализуемое через подписание межгосударственных соглашений об обмене информацией, налоговых соглашений, использование налоговой амнистии и ужесточение ответственности за налоговые правонарушения;
  2. поиск оптимальной структуры налогов и сборов путем изменения отдельных элементов налогов (увеличение, уменьшение налоговых ставок, порога налогооблагаемых доходов, объектов налогообложения);
  3. увеличение налоговой нагрузки на финансовый сектор экономики;
  4. усиление направленности в сторону экологизации налоговых систем.

Разумное сочетание внешней  и внутренней налоговой политики, направленной на предотвращение уклонения  от уплаты налогов, развитие высокотехнологического производства и улучшение экологической  безопасности нации позволит промышленно  развитым странам не только компенсировать потери от финансового кризиса, но и  заложить основы формирования принципиально  нового подхода к построению налоговых  систем, направленного в первую очередь на реализацию социально значимых аспектов развития современного общества.16

 

3.2. Проблемы и перспективы  повышения эффективности налоговой политики России

Проблемы налоговой политики в России носят достаточно масштабный характер. Однако некоторые проблемы, точнее их решения уже начинают реализовываться. Достаточно остро стоят такие  проблемы как: проблема страховых взносов  во внебюджетные фонды, отмена единого  налога на вмененный доход, введение налога на недвижимость для физических лиц, подорожание акцизов, вопрос об учреждение налога на добавочный доход при добыче полезных ископаемых, увеличение ставки транспортного налога.

Множество льгот по видам  налогов для различных групп  субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки  огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и  хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку  и обслуживание аппаратуры, что требует  больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое  бремя является основным мотивом  ухода субъектов хозяйственной  деятельности от уплаты налогов и  сборов.

Для налоговой политики Российской Федерации характерно:

1. Высокий уровень налогового  бремени, возложенный на предприятия и на физических лиц. Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого - то может быть незначительна, а кого - то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая политика эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.

2. Законодательная и нормативная  база налоговой системы весьма  сложна и запутана.

3. Сложность процедур  ведения бухгалтерского учета  и предоставления бухгалтерской  отчетности. Следует учесть тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета.

4. Не учтены сложные  взаимосвязи всех участников  общественных отношений, складывающихся  в процессе установления и  взимания налогов.

Обобщить и свести воедино  все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях  и предложениях содержится рациональные предложения.

К основным направлениям совершенствования налогового регулирования можно отнести:

- снижение общей налоговой  нагрузки;

- упорядочение и упрощение налогового законодательства;

- увеличение доходов бюджета  за счет выведения бизнеса  «из тени».

Сокращение налоговой  нагрузки на уровне федерального бюджета  было компенсировано ростом налоговых  поступлений от увеличения налоговой  базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно .

Проанализировав данную тему, можно сказать, что основной проблемой налоговой политики является слишком медленное исполнение задач и меры в области налоговой политики. И в связи с этим, считается уместным предложить:

1. Снизить налоги. В частности НДС. Освобождение от НДС способствует ввозу на территорию РФ технологического оборудования и комплектующих, а также применение льгот по этому налогу при реализации российского высокотехнологичного оборудования;

2. Сократить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счёт увеличения социальных налоговых вычетов. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования;

3. Создать школы в области налогов и налогообложения. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую политику, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения того или иного комплекса мероприятий;

4. Провести  контроль за гражданами, владеющими дорогими машинами или элитной недвижимостью, уплачивающими повышенные налоги в бюджет;

5. Разработать методику прогнозирования и планирования налоговых поступлений. Информационный механизм взаимодействия федерального центра обязан стабильно функционировать с региональными налоговыми органами. Структура информационных баз данных в центре и в регионах должна быть универсальной, совместимой с налоговой отчетностью;

6. Должен быть введен институт налогообложения нераспределенной прибыли, который боролся бы с уклонением от уплаты налогов. Этот институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у ее участников российских предприятий;

7. Налогообложение отдельных отраслей. С целью укрепления позиций отдельных отраслей или ускорения развития, можно предложить налоговые стимулы в этой отрасли для инвестиций.

Что касается перспектив, то можно отметить, что для Российской Федерации налоговая политика - это  молодая самостоятельная часть  финансовой политики, и о грамотной  налоговой политике говорить ещё довольно-таки рано. Но, Правительство стремится к её совершенствованию путём внесения различных изменений в нормативно-правовые акты, созданием новых и проведением различных реформ в данном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитая экономика возможна при развитой системе органов  государственной власти, грамотной  и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления  налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано.

Налоговую политику формирует  государство в соответствии с  социально-экономическими целями и  своими функциями, обеспечивая формирование доходных источников бюджетов всех уровней.

Следует особо осторожно  подходить к изменениям налоговой  политики, поскольку, меняя объемы изъятий  финансовых ресурсов хозяйствующих  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков.

Государству необходимо построить  такую систему налогообложения, которая способствовала бы повышению  эффективности производства, была бы достаточно проста, обеспечивала бы поступление  в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система  установленных государством налогов  приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций.

В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы. Предложений  же о принципиально иной налоговой политике, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую политику можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

Несомненно, вся эта неразбериха  с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую политику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Федеральный закон РФ  № 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации"

4. Федеральный закон "О  введении в действие части  первой Налогового кодекса Российской  Федерации"

5. Федеральный закон №  118-ФЗ "О введении в действие  части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении  изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о  налогах".

Учебная литература

6. Ковалева А.М. Финансы: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: «Финансы и статистика», 2011.

7. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2008.

8.Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- 3-е издание изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2007.

9. Черник Д.Г., Л.П. Павлова, А.З. Дадашев, Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

10. Налоги налогообложение: учебное пособие/ О.В. Качур.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2009.

11. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М., 2008.

Информация о работе Современная налоговая политика РФ