Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
- изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Орловской области;
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.
Введение
Налоговая
система является одним из самых
важных элементов Российской экономики.
Она выступает главным
С 1 января 2003 года главой 28 Налогового кодекса РФ был введен новый налог – транспортный.
Тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как транспортный налог является новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.
Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить
нормативно-правовые основы
- изучит
порядок исчисления и уплаты
транспортного налога на
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.
Объектом исследования является транспортный налог как инструмент налогового регулирования.
Предмет исследования – УФНС России по Орловской области в сфере исчисления и уплаты транспортного налога.
В первой главе работы рассматривается понятие транспортного налога, нормативно-правовые основы транспортного налога и его место в налоговой системе страны, экономическая сущность налога и порядок его исчисления и уплаты.
Во второй главе работы проведен анализ собираемости транспортного налога в Российской Федерации и анализ поступлений по транспортному налогу на территории Орловской области.
В третьей главе работы определены направления по совершенствованию механизма исчисления и уплаты транспортного налога в РФ и проблемы уплаты.
Для написания курсовой работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов. Таких как,
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Нормативно-правовая база в отношении транспортного налога и характеристика его основных элементов
Современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключились с 2003 года1:
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования2. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 г. Таким законом определяются элементы налогообложения - налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.
Транспортный налог является
региональным. А это значит, что
он устанавливается как
Отдельного внимания заслуживают налоговые льготы. На федеральном уровне, а именно непосредственно в самой гл. 28 НК РФ, таких льгот не предусмотрено. Но в то же время в ст. 356 указанной главы предусмотрено, что законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком3.
Поэтому потенциальному
плательщику транспортного
Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным
средствам, зарегистрированным на физических
лиц, приобретенным и переданным
ими на основании доверенности на
право владения и распоряжения транспортным
средством до момента официального
опубликования настоящего Федерального
закона, налогоплательщиком является
лицо, указанное в такой
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Также индивидуальные
предприниматели являются плательщиками
транспортного налога. Однако в отношении
них следует учесть, что в главе
28 Налогового Кодекса Российской Федерации
не упоминается об индивидуальных предпринимателях,
и она регулирует лишь порядок
налогообложения организаций и
физических лиц. А поскольку в
целях применения налогового законодательства
под индивидуальными
От уплаты транспортного налога освобождаются:
В соответствии
с действующим Налоговым
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу Форма налогового расчета утверждается Минфином РФ (НК РФ ст.363.1)..
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации5.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Соответственно и уплата налога, физическими лицами, производится не более чем за три налоговых периода или три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со статьей 359 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база по транспортному налогу определяется6:
1.2 Транспортный налог как
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
А поскольку лицами
в соответствии со ст. 11 НК РФ
признаются юридические и
При этом организации,
применяющие упрощенный режим
налогообложения, также
Предприятия, находящиеся
на УСН, исчисляют и
Вернемся к определению
понятия налогоплательщика для
целей исчисления и уплаты
транспортного налога. Таковым признается,
как уже было указано выше,
лицо, на которое зарегистрировано
транспортное средство, являющееся
объектом налогообложения. И
Указанного вывода
придерживаются следующие
- Минфин России. По его мнению (Письмо от 04.07.2006 № 03-06-04-04/28), платить налог должны лишь те фирмы, на которых зарегистрирован транспорт. Факт владения транспортным средством значения не имеет;
- арбитражный суд. В Постановлении ФАС ВСО от 17.03.2009 № А33-13239/07-Ф02-871/09, А33-13239/07-Ф02-875/09 отражено, что списание организацией транспортных средств со своего баланса без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не является основанием для признания данной организации неплательщиком транспортного налога.
В ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. К ним, в частности, отнесены автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.