Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
- изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Орловской области;
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

 Достаточно часто на  практике возникают вопросы о  том, признаются ли объектом  налогообложения транспортные средства, которые не используются по  назначению, находятся на штрафстоянке. Необходимо ли с них платить  транспортный налог?

 Ответ на данный  вопрос можно найти в Письме  Минфина от 18.02.2009 № 03-05-05-04/01. Согласно его положениям, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобиль давно уже стоит в гараже, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.

 Мнение судов по  рассматриваемому вопросу аналогичное.  Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского  округа от 27.07.2007 № А29-8682/2006а арбитры указали, что транспортный налог должен быть уплачен независимо от технического состояния и фактического использования транспортных средств.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения  транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта  их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом9.

 Такой документ согласно  п. 17.4 Методических рекомендаций  по применению главы 28 НК РФ (Приказ МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177) выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При этом налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

 В случае документального  подтверждения кражи транспортное  средство перестает быть объектом  налогообложения и, соответственно, по нему перестает уплачиваться  транспортный налог.

 Что касается налоговой  базы, то в зависимости от вида  транспортных средств она определяется  по-разному. Например, для транспортных  средств, имеющих двигатели, - это  мощность двигателя в лошадиных  силах.

Статья 360 НК РФ устанавливает  налоговый период по транспортному  налогу - это календарный год. Отчетными  периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

С 2011 г. вступили в действие новые поправки в НК РФ, в том  числе уменьшающие налоговые  ставки транспортного налога, установленные  непосредственно самим Налоговым  кодексом РФ.

 Между тем субъекты  России, как и раньше, имеют право  увеличивать и уменьшать эти  ставки, но не более чем в  десять раз.

 Однако с 2011 г. указанное  ограничение размера уменьшения  налоговых ставок законами субъектов  Российской Федерации не применяется  в отношении автомобилей легковых  с мощностью двигателя (с каждой  лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

 Остальные нормы ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ  остались в силе, и субъекты  РФ также могут устанавливать  дифференцированные налоговые ставки  в отношении каждой категории  транспортных средств, а также  с учетом количества лет, прошедших  с года выпуска транспортных  средств, и (или) их экологического  класса10.

 Как всем известно, налоговые ставки устанавливаются  в зависимости от вида транспортного  средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус и т.д.). При этом  для одной и той же мощности  двигателей для указанных категорий  транспортных средств могут быть  установлены различные ставки. И  не всегда возможно точно определить, к какой категории транспортного  средство относится зарегистрированный  на ваше предприятие автомобиль. Особенно ситуация актуальна  для автомобилей ИЖ, "Газелей"  и других фургонов.

Налоговый кодекс РФ обязывает все организации, вне зависимости от того, на каком режиме налогообложения они находятся, самостоятельно, в отличие, скажем, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. п. 1, 2 ст. 362 НК РФ).

Сумма авансовых платежей по налогу, если, конечно, региональный законодатель не отменил обязанность  уплаты промежуточных платежей, исчисляется  по завершении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  базы и налоговой ставки.

В соответствии с нормами  п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место их государственной  регистрации (а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества).

 Регистрация транспортных  средств осуществляется в соответствии  с Правилами регистрации автомототранспортных  средств и прицепов к ним  в государственной инспекции  безопасности дорожного движения  МВД России (Приложение № 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств").

 Согласно п. 24 указанных  Правил регистрация транспортных  средств за юридическими лицами  производится по месту нахождения  юридических лиц, определяемому  местом их государственной регистрации,  либо по месту нахождения их  обособленных подразделений.

 Таким образом, транспортное средство может быть зарегистрировано как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения, причем вне зависимости от выделения такого обособленного подразделения на отдельный баланс, наличия у него расчетного счета.

По транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации, декларация должна быть представлена в налоговые органы по месту нахождения этой организации. В случае же, если автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, соответственно, налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.

 Достаточно часто возникают  ситуации, когда автомобиль передается  для эксплуатации в обособленное  подразделение, где ставится на  временный учет.

 В данном случае  отчетность все-таки следует представлять  по месту нахождения головной  организации. Ведь НК РФ четко  определяет, что она должна быть  сдана в налоговый орган по  месту нахождения транспортных  средств, которым признается именно  место их постоянной регистрации.  О возможности сдачи отчетности  по месту временного учета  в Налоговом кодексе РФ ничего  не говорится.

 Согласно п. 1 ст. 363 НК  РФ уплата налога и авансовых  платежей по налогу производится  налогоплательщиками в бюджет  по месту нахождения транспортных  средств в порядке и сроки,  которые установлены законами  субъектов Российской Федерации.

 При этом срок уплаты  налога для организаций не  может быть установлен ранее  срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т.е. не ранее срока  подачи годовой налоговой декларации, которая, в свою очередь, должна  быть представлена не позднее  1 февраля года, следующего за  истекшим налоговым периодом.

Нормами Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность организаций по уплате как самого налога, так и суммы авансов по нему. При этом региональный законодатель в своем нормативно-правовом акте может отменить обязанность по уплате промежуточных (авансовых) платежей (п. 2 ст. 363 НК РФ)11.

 

 

1.3  Зарубежная практика в  сфере исчисления и уплаты  транспортного налога

Впервые транспортный налог  включили в стоимость бензина  в США практически одновременно с появлением первого массового  автомобиля Ford-T в 1908 году.

В большинстве стран не существует единого транспортного  налога. Вместо него могут взиматься  следующие налоги12:

· Налог на имущество - налог, прямо или косвенно зависящий  от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и  налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.

· Дорожный налог - налог, денежная сумма от уплаты которого идёт на строительство  и ремонт автотрасс.

· Экологический налог - налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование не загрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).

Некоторые из этих налогов  могут отсутствовать, быть скрытыми либо объединяться вместе.

Ставки и прочие вопросы  налогообложения определены Законом  Украины ”О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов” (утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса Украины).

Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые  осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию  транспортных средств и/или имеют  зарегистрированные на Украине собственные  транспортные средства, которые и  являются объектом налогообложения.

В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше лошадей - тем больше платить, это правило действует даже для самолетов (за исключением реактивных). Деньги, собранные с автовладельцев, до 2003 года направлялись в специальный дорожный фонд и целенаправленно тратились на строительство, содержание и ремонт дорог. Последние же шесть лет суммы уходят просто в бюджет. Вот и получается, что чиновники, которые закупают служебный транспорт на бюджетные деньги, ежегодно меняют свои казенные лимузины в том числе и на средства простых автомобилистов.

Государств, в которых, подобно  нашим, водители платят за количество «лошадей» без учета их качества, в мире осталось не так много. Последние  пять-десять лет в цивилизованных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию так, чтобы города не вставали в пробках, а их жители не задыхались от выхлопных газов. Почти вся  Европа уже ввела налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей  и, наоборот, санкции для водителей  «вредных машин».

Больше всех с транспортным налогом экспериментируют немцы. Еще  в прошлом году в разных землях Германии налоги формировались по совершенно разным принципам. Кое-где фискалы  собирали с бюргеров деньги за массу  и габариты автомобиля. Но в основном же имел значение экологический класс. В некоторых регионах Германии евро водителей текли в казну автоматически - при регистрации машины ее владелец должен был обязательно сообщить номер своего банковского счета, с которого власти сами снимали налог.

С июля 2009 года в Германии введен единый принцип налогообложения  автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем  выброса CO2. «Кубики» машин с бензиновыми  двигателями стоят не так дорого - 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже - по 9 евро за каждые 100 см313.

Но дополнительно хозяева  машин в Германии платят и за объем  выбросов CO2, причем этот газ стоит  куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма - если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет  ежегодно снижаться: в 2012 году максимально  разрешенный «бесплатный выхлоп»  немцы опустят до 110 граммов на километр, а в 2014 - уже до 95. Такая  система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов - имея довольно мощный автомобиль, они  платят совсем небольшие налоги.

Почти идентичная система  действует и во Франции. При регистрации  нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой  зависит от мощности двигателя автомобиля (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства  машин должны платить за каждый грамм CO2, который их железный конь выбрасывает  в атмосферу. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 граммов  газа на километр. Деньги, собранные  с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

В США сбор налогов с  автомобилистов построен по принципиально  иной, но также «экологичной» схеме - больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в  цену на топливо. Чем больше бензина  или солярки пожирает твой автомобиль, и чем больше ты ездишь, тем больше отдаешь в бюджет.

Таким образом, какой-нибудь американский дедуля, хранящий в гараже Dodge Charger и изредка выезжающий на нем на встречи с другими пенсионерами, будет платить небольшой налог. А человек, разъезжающий ежедневно на каком-нибудь небольшом автомобиле вроде Toyota Yaris, отдаст казне более крупную сумму. Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт дорог.

Информация о работе Транспортный налог