Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
- изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Орловской области;
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ  ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ  РОССИИ

3.1 Проблемы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации

 

Транспортный налог еще  в стадии законопроекта вызвал в  обществе бурные дискуссии и робкие протесты. Тем не менее, как упоминалось  выше, с 1 января 2003 года он введен в  действие, с почти одновременной (с разницей в 2 года) отменой закона «О территориальных дорожных фондах в РФ». В настоящее время, по прошествии 4х лет, можно выделить основные проблемы, возникшие с введением транспортного  налога.

1) Собираемость транспортного  налога в России составляет  около 50%, что связано с недополучением  поступлений в бюджет в результате  предоставления налоговых льгот,  отсутствием достоверной информации  о владельцах автотранспортных  средств, а также с уклонением  от уплаты транспортного налога. Налоговым законодательством определен  поря док принудительного взыскания  налогов с физических лиц, но  на практике он является трудно  реализуемым.

В целях повышения собираемости транспортного налога было бы целесообразно  установить в НК РФ норму, устанавливающую  обязанность плательщика транспортного  налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности  по уплате транспортного налога при  регистрации, перерегистрации, прохождении  технического осмотра транспортных средств. Обусловлено это тем, что  в общей сумме транспортного  налога, подлежащего к уплате в  бюджет субъекта Российской Федерации, примерно 70% приходится на налог, взимаемый  с физических лиц, и 30% - с организаций. Если от организаций поступает 91,9% от начисленной суммы налога, то от физических лиц - только 68,5%. При этом меры принудительного взыскания транспортного налога с физических лиц возможны только в судебном порядке.

Также решить проблему собираемости транспортного налога можно и  иным путем. В соответствии со ст. 360 гл. 28 «Транспортный налог» НК налоговым  периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков - юридических лиц. Таким образом, налогоплательщиками - физическими  лицами сумма транспортного налога уплачивается только по окончании налогового периода. С учетом того, что основной долей плательщиков транспортного  налога являются физические лица, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и  снизить задолженность по данному  налогу. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения  в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, предоставляющие право  субъектам Российской Федерации  устанавливать для налогоплательщиков - физических лиц сроки уплаты транспортного  налога в течение налогового периода.

Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса  инфляции.

2) Действующие ставки  транспортного налога не отражают  разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов  на дорожную сеть страны. Так,  например, в соответствии с федеральным  законом № 110 для транс портных  средств с мощностью двигателя  до 200 л.с. установлены одинаковые  на логовые ставки (510 руб. с  каждой лошадиной силы) для легковых, грузовых автомобилей и автобусов.  Для транспортных средств с  мощностью двигателя свыше 200 л.с. предусмотрены самые высокие  налоговые ставки: для легковых  автомобилей 1530 руб. с каждой  лошадиной силы. В то же время  как для автобусов и грузовых  автомобилей ставки существенно  ниже 20 руб. и 1317 руб. соответствен  но, что не соответствует реальной нагрузке транспортных средств на дорожную сеть и отличается от практики европейских стран, где эта разница нагрузки выражается в значительной дифференциации ставок транспортного налога между легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами.

В большинстве стран при  установлении ставок транспортных налогов  на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на ось, так как эти  факторы напрямую связаны с затратами  на обслуживание данного транспортного  средства дорожной сетью.

Российская система налогов  на авто транспорт и нефтепродукты, в отличие от аналогичных налогов  в европейских странах, не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства. Так, поступления  от сбора на логов на автотранспорт  и нефтепродукты в 2005 г. составили 34% от общей суммы рас ходов  на дорожное хозяйство (Федеральные, территориальные  и муниципальные дороги). Налоги, установленные российским законодательством  для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия авто транспортных средств на нее. В целом ряде случаев  установленные объекты налогообложения  и ставки налогов в отличие  от международной практики приводят к нерациональному распределению  налоговой нагрузки между налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налогов.

3) Действующие ставки  транспортного налога не отражают  разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов  на экологию. Данная проблема  может быть решена с помощью  дифференцированной схемы налогообложения  в сфере автотранспорта: взимать  крупный налог с владельцев  больших, мощных автомобилей,  и почти освобождать от него  малые автомобили. Например, автомобиль  с объемом двигателя 4,5 л, даже  если он соответствует требованиям  "евро3", выделяет в атмосферу вредных выбросов больше, чем автомобиль с объемом 1,1 л, но без "евро".

4) Увеличение ставок транспортного  налога (особенно для автомобилей  с мощностью двигателя более  200 л.с.), существенно превышающее  значение ставок налогов на  транспорт большинства европейский  стран, приводит к понижению  конкурентоспособности российского  транспорта при осуществлении  международных автоперевозок.

Напомним, что субъектам  федерации дано право увеличивать  или уменьшать установленные  НК РФ ставки, но не более чем в  пять раз. Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают  ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного  налога, который у нас и так  один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости  пассажирских и грузовых перевозок. Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров  и услуг. А на машинах у нас  развозят и хлеб, и лекарства. Мало того, что у перевозчиков не останется  средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных. Все гораздо хуже - легально заниматься автоперевозками  при таких ставках за «лошадиную силу» станет экономически нецелесообразно.

Перечисленные проблемы свидетельствуют  о том, что российская система  налогообложения транспортных средств  нуждается в дальнейшей доработке  и совершенствовании. Причем можно  отметить интересный факт: приведенные  выше варианты решения этих проблем  противоречат друг другу, что можно  объяснить разностью сфер интересов  различных категорий налогоплательщиков и прочих заинтересованных лиц. 

3.2 Совершенствование механизма  исчисления и уплаты транспортного  налога

В целях  повышения налоговой  автономии  органов власти субъектов  Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов  региональных бюджетов,  с 2010 года внесены  следующие изменения в главу 28 НК РФ:

  1. предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса;
  2. увеличить средние ставки транспортного налога, установленные статьей 361 Кодекса в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно  отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, страховых взносов  во внебюджетные фонды, в процессе администрирования  налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие  транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования  транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства  налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в  ст. 359 НК РФ.

Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования  должны заключаться не только в изменении  законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.

К сожалению, транспортный налог  в настоящее время не является  целевым.

Новая форма налоговой  декларации утверждена приказом ФНС  России №ММВ-7 11/99@ от 20 февраля 2012 года, и в соответствии с пунктом 2 настоящего приказа применяется начиная  с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый  период - 2012 год.

С 1 января 2011 года отменена обязанность представления налоговых  расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. В новой  форме налоговой декларации предусмотрено  указание «сумм авансовых платежей, исчисленных к уплате» за 1-3 кварталы текущего налогового периода.

Новая форма предполагает заполнение отдельных листов с расчетами  по каждому транспортному средству, в отличие от действующей формы, где расчеты по налогу приводятся списком на одном листе.

Также в новой форме  декларации расширен диапазон показателей, добавлен «экологический класс» и «количество  лет, прошедших с года выпуска  транспортного средства», что позволит налоговым органам контролировать правильность применения налогоплательщиком льгот, установленных  региональным законодательством о транспортном налоге, без дополнительного обращения  к налогоплательщику за подтверждающими  документами.

Кроме того, расширена возможность  указания нескольких льгот, применяемых  при расчете транспортного налога, в том числе в виде освобождения от налога, уменьшения суммы налога, снижения налоговой ставки, с указанием  соответствующих реквизитов законодательства.

Для сокращения трудовых и  временных затрат налогоплательщиков по формированию новой налоговой  декларации по транспортному налогу в программе «Налогоплательщик ЮЛ» предусмотрена возможность формирования разделов по транспортным средствам путем группового выбора транспортных средств из списка, что позволит автоматизировано заполнить по каждому транспортному средству соответствующие показатели новой формы декларации.

Госдума 21 мая приняла  в первом чтении законопроект о повышенном транспортном налоге на автомобили, стоимость  которых превышает пять миллионов  рублей. Об этом сообщает «Прайм». Документ поступил в Госдуму 1 апреля. Предполагается, что в случае принятия закона он начнет действовать с 1 января 2014 года.

Согласно законопроекту, для легковых автомобилей, стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, транспортный налог  будет удвоен.

Данное нововведение можно  охарактеризовать скорее как психологическое, чем экономическое. Основной целью  законопроекта может быть снятие социальной напряженности в обществе, возникшей, в том числе, из-за большого разрыва между социальными слоями.

Данный закон можно  напрямую связать с запретом на владение чиновниками и другими госслужащими недвижимостью за границей и с  налогом на недвижимость. Так называемый налог на роскошь призван не только повысить доход бюджета и укрепить экономику страны, но и сбалансировать настроения в обществе. Учитывая, что  появление указанного налога население  уже давно ждало, новый закон  можно оценить как многообещающий и перспективный в действии.

Законопроект, разработанный  Минфином во исполнение послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, предусматривает применение повышающих коэффициентов к ставкам транспортного  налога.

На легковые автомобили средней  стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых  прошло не более пяти лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 2.

На легковые автомобили средней  стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых  прошло не более 10 лет, а также на легковые автомобили средней стоимостью свыше 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, транспортный налог будет  взиматься с коэффициентом 3.

Порядок расчета средней  стоимости будет определяться Минпромторгом. Перечень легковых автомобилей средней  стоимостью от 5 миллионов рублей ежегодно (не позднее 1 марта) будет размещаться  на официальном сайте Минпромторга.

Информация о работе Транспортный налог