Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
- изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Орловской области;
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА
3.1 Проблемы налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
Транспортный налог еще
в стадии законопроекта вызвал в
обществе бурные дискуссии и робкие
протесты. Тем не менее, как упоминалось
выше, с 1 января 2003 года он введен в
действие, с почти одновременной
(с разницей в 2 года) отменой закона
«О территориальных дорожных фондах
в РФ». В настоящее время, по прошествии
4х лет, можно выделить основные проблемы,
возникшие с введением
1) Собираемость транспортного
налога в России составляет
около 50%, что связано с недополучением
поступлений в бюджет в
В целях повышения собираемости
транспортного налога было бы целесообразно
установить в НК РФ норму, устанавливающую
обязанность плательщика
Также решить проблему собираемости
транспортного налога можно и
иным путем. В соответствии со ст. 360
гл. 28 «Транспортный налог» НК налоговым
периодом по транспортному налогу признается
календарный год. При этом отчетные
периоды по транспортному налогу
предусмотрены только для налогоплательщиков
- юридических лиц. Таким образом,
налогоплательщиками - физическими
лицами сумма транспортного налога
уплачивается только по окончании налогового
периода. С учетом того, что основной
долей плательщиков транспортного
налога являются физические лица, установление
сроков уплаты налога в течение налогового
периода позволило бы равномерно
распределить налоговую нагрузку и
снизить задолженность по данному
налогу. В связи с этим было бы
целесообразно внести изменения
в главу 28 «Транспортный налог» Налогового
кодекса, предоставляющие право
субъектам Российской Федерации
устанавливать для
Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса инфляции.
2) Действующие ставки
транспортного налога не
В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на ось, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью.
Российская система налогов
на авто транспорт и нефтепродукты,
в отличие от аналогичных налогов
в европейских странах, не обеспечивает
поступлений, необходимых для финансирования
дорожного хозяйства. Так, поступления
от сбора на логов на автотранспорт
и нефтепродукты в 2005 г. составили
34% от общей суммы рас ходов
на дорожное хозяйство (Федеральные, территориальные
и муниципальные дороги). Налоги,
установленные российским законодательством
для каждого класса автомобилей,
не компенсируют расходов на содержание
и ремонт дорожной сети в соответствии
со степенью воздействия авто транспортных
средств на нее. В целом ряде случаев
установленные объекты
3) Действующие ставки
транспортного налога не
4) Увеличение ставок
Напомним, что субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в пять раз. Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок. Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров и услуг. А на машинах у нас развозят и хлеб, и лекарства. Мало того, что у перевозчиков не останется средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных. Все гораздо хуже - легально заниматься автоперевозками при таких ставках за «лошадиную силу» станет экономически нецелесообразно.
Перечисленные проблемы свидетельствуют
о том, что российская система
налогообложения транспортных средств
нуждается в дальнейшей доработке
и совершенствовании. Причем можно
отметить интересный факт: приведенные
выше варианты решения этих проблем
противоречат друг другу, что можно
объяснить разностью сфер интересов
различных категорий
3.2 Совершенствование механизма
исчисления и уплаты
В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов, с 2010 года внесены следующие изменения в главу 28 НК РФ:
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, страховых взносов во внебюджетные фонды, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в ст. 359 НК РФ.
Подытоживая, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
К сожалению, транспортный налог в настоящее время не является целевым.
Новая форма налоговой
декларации утверждена приказом ФНС
России №ММВ-7 11/99@ от 20 февраля 2012 года,
и в соответствии с пунктом 2 настоящего
приказа применяется начиная
с представления налоговой
С 1 января 2011 года отменена
обязанность представления
Новая форма предполагает
заполнение отдельных листов с расчетами
по каждому транспортному
Также в новой форме
декларации расширен диапазон показателей,
добавлен «экологический класс» и «количество
лет, прошедших с года выпуска
транспортного средства», что позволит
налоговым органам
Кроме того, расширена возможность
указания нескольких льгот, применяемых
при расчете транспортного
Для сокращения трудовых и временных затрат налогоплательщиков по формированию новой налоговой декларации по транспортному налогу в программе «Налогоплательщик ЮЛ» предусмотрена возможность формирования разделов по транспортным средствам путем группового выбора транспортных средств из списка, что позволит автоматизировано заполнить по каждому транспортному средству соответствующие показатели новой формы декларации.
Госдума 21 мая приняла в первом чтении законопроект о повышенном транспортном налоге на автомобили, стоимость которых превышает пять миллионов рублей. Об этом сообщает «Прайм». Документ поступил в Госдуму 1 апреля. Предполагается, что в случае принятия закона он начнет действовать с 1 января 2014 года.
Согласно законопроекту, для легковых автомобилей, стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, транспортный налог будет удвоен.
Данное нововведение можно
охарактеризовать скорее как психологическое,
чем экономическое. Основной целью
законопроекта может быть снятие
социальной напряженности в обществе,
возникшей, в том числе, из-за большого
разрыва между социальными
Данный закон можно
напрямую связать с запретом на владение
чиновниками и другими
Законопроект, разработанный
Минфином во исполнение послания президента
РФ Владимира Путина Федеральному собранию,
предусматривает применение повышающих
коэффициентов к ставкам
На легковые автомобили средней
стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей
включительно, с года выпуска которых
прошло не более пяти лет, транспортный
налог будет взиматься с
На легковые автомобили средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также на легковые автомобили средней стоимостью свыше 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет, транспортный налог будет взиматься с коэффициентом 3.
Порядок расчета средней
стоимости будет определяться Минпромторгом.
Перечень легковых автомобилей средней
стоимостью от 5 миллионов рублей ежегодно
(не позднее 1 марта) будет размещаться
на официальном сайте