Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить механизм взимания и исчисления транспортного налога, раскрыть взаимосвязь всех понятий, их внутреннюю логику и методику функционирования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы взимания транспортного налога;
- изучить нормативно-правовые основы транспортного налога, порядок исчисления;
- изучит порядок исчисления и уплаты транспортного налога на территории Орловской области;
- оценить проблему уплаты транспортного налога в РФ;
- проанализировать совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога.
Американская система, кстати,
давно не дает покоя некоторым
нашим политикам. Предложения включить
налог в цену топлива появлялись
уже много раз. Так, в прошлом
месяце фракцией ЛДПР в Госдуме был
подготовлен соответствующий
Зато можно порадоваться,
что мы живем не в Дании и
не в Израиле. В этих странах автомобилисты
должны платить в государственную
казну куда больше российских водителей.
В Дании власти пытаются поддерживать
экологичные виды транспорта вроде
велосипедов и мопедов, поэтому
при регистрации автомобиля берут
с водителя 105 процентов стоимости
машины. Если же машина стоит больше
34 тысяч крон (это чуть меньше 18 000
долларов США), то хозяину придется
отдать государству аж 180 процентов
ее цены. При этом в Дании большим
акцизом облагается и бензин - то
есть водители платят налог дважды:
при регистрации и при
Датчане, однако, на высокие налоги не слишком жалуются. Запредельные ставки в этой стране действуют на все, а не только на автомобили: на доход, недвижимость, дарение, наследование. Есть даже специальный налог на спорт! Но все собранные налоги (а это 50 процентов ВВП страны) Дания тратит на финансирование социальной сферы - пенсии, медицину, образование. Получается, что налогоплательщик получает от государства бесплатно ровно столько, сколько отдает налогов.
В Израиле с лета этого
года все автомобили условно поделили
на 15 экологических групп по уровню
загрязнения окружающей среды. Покупатели
самых «вредных» машин платят
в казну 92 процента стоимости машины.
Минимальный же налог - 10 процентов
цены - должны отдать государству хозяева
электромобилей. За гибриды израильские
власти просят 30 процентов. В среднем
же водители платят государству около
70 процентов стоимости
Быть автомобилистом в
Японии тоже весьма накладно. Здесь
нельзя поставить машину на учет без
справки о том, что для нее
есть парковочное место (а в Токио
аренда куска асфальта может стоить
100 000 йен, то есть тысячу долларов США
в месяц!). Кроме того, владельцы
машин обязаны проходить
Что касается фискальных сборов, то жителям Страны восходящего солнца приходится платить три вида транспортных налогов. Первый платится при покупке машины, он не такой большой - около 5 процентов ее стоимости. Второй - при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Чтобы «поставить на учет» машину с двигателем объемом 2,5 литра, придется заплатить около 500 долларов.
И, наконец, ежегодно в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя. Владельцы компактных машинок отделаются суммой в 5000 йен (54 доллара), а хозяину какого-нибудь Land Cruiser нужно будет отдать все 50 000 йен. Зато все деньги, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра.
В Китае до недавних пор действовала система, аналогичная российской - со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Теперь китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами - развивать свой автопром. Сейчас в Китае покупатели автомобилей платят налоги, исходя из цены автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10 процентов его стоимости, то желающему купить иномарку придется раскошелиться на все 40.
В Австралии налоговые ставки почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10 процентов от цены легковушки и 5 - от грузовика. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» 33 процента от стоимости машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долларов. Этой системой недовольны и жители, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что люкс-автомобили используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем дешевые устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже регулярно повышают налог на роскошные автомобили.
В России, выходит, далеко не
самый «зверский» транспортный налог.
Чего же протестуют? В странах, о
которых здесь рассказано, (и на
которые любят ссылаться
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО
2.1 Анализ собираемости
В настоящее время в нашей стране наблюдается некоторая стабилизация состояния экономики. Не рассматривая причин данной стабилизации, представляется важным отметить ее следствие, а именно - переосмысление многими россиянами отношения к собственности. К сожалению, благосостояние (и, что важнее, менталитет) большинства российских граждан еще не достигли того уровня, когда возникает возможность и потребность вкладывать свободные денежные средства в собственность, способную приносить доход (фондовые, валютные ценности). В большинстве своем россияне под частной собственностью понимают дорогостоящие предметы длительного пользования: бытовую технику, недвижимость и, конечно же, автомобили и прочие виды транспорта15.
Автомобилизация в нашей
стране происходит быстрыми темпами. Причем,
не только в экономически развитых
районах страны, но и в других
регионах. Автомобиль уже не рассматривается
как роскошь, а активно используется
в трудовой деятельности, в сфере
предпринимательства, в личных целях.
Одни покупают его для редких поездок
на дачу, другой - для постоянных разъездов
по делам, третьему - просто нужно средство
передвижения, а четвёртый - только
ради факта обладания автомобилем,
ради повышения социального статуса
в глазах окружающих. Организации
приобретают транспортные средства
чаще для обеспечения
Наряду с автомобилем,
рост благосостояния граждан дает им
возможность приобретать и
Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с вопросами налогообложения, которые возникают при покупке и эксплуатации различных видов транспорта. Эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий, главных бухгалтеров, администраций территориальных образований, многочисленной армии налогоплательщиков. Этим и обусловлен выбор темы данной Курсовой работы, а также личной заинтересованностью как потенциального владельца транспортного средства.
С 1 января налог на легковые автомобили, ставки для которых практически не менялись в течение 8 последних лет, повысится на 5-8 рублей с каждой лошадиной силы в год.
Прежней останется налоговая ставка для мотоциклов и мотороллеров. И что особенно приятно, малолитражки (до 70 л.с.) остаются в привилегированном положении и налогом не облагаются.
Изменения произошли и в статье о налоговых льготах. Законом установлен верхний предел мощности транспортных средств в 200 л.с., на которые распространяются льготы по уплате налогов определенным категориям граждан (это ограничение не касается многодетных семей). За счет этих мер власти рассчитывают пополнить казну в 2014 году на 2,5 млрд рублей16.
В России могут ввести плату за движение по дорогам для компаний, занимающихся грузоперевозками. Министерство транспорта подготовило проект постановления, предусматривающего взимание денег с грузовых автомобильных перевозчиков за каждый пройденный ими километр. Согласно постановлению, правительство должно создать оператора, который будет взимать плату. Эта структура бесплатно оснастит все грузовики бортовыми компьютерами, которые будут фиксировать перемещение автомобилей. Компьютеры будут начислять грузовым компаниям плату за движение по дорожному полотну.
Российские автомобилисты – вечные доноры. Купил машину – распахни кошелек и готовься к техосмотрам, страховкам, росту штрафов и цен на бензин, платным парковкам... Можно экономить на бензине, выезжая лишь по большой надобности, на штрафах, строго соблюдая ПДД… Но от транспортного налога, который в России только растет, никуда не деться.
Более чем в 100 странах мира дорожный налог просто включен в стоимость топлива, что логично. Какая разница, сколько в твоей машине «лошадей», если она стоит в гараже? Важно, как часто она ездит и насколько экологична. Катаешься сутками на мощном прожорливом внедорожнике – значит, больше тратишь бензина и в итоге «платишь» налог, который отчисляется с каждого купленного тобой литра топлива автоматически. В некоторых странах транспортный налог зависит от годового пробега, а этот самый пробег вычисляется через спутники – так, например, дела обстоят в Голландии. У нас же транспортный (дорожный) налог привязан к лошадиным силам двигателя. Странное отечественное изобретение. Как говорится, силы есть – ума не надо?
В 2009 году правительство разработало трехлетний план, согласно которому при добавлении в акциз топлива трех рублей (по 1 рублю каждый год) транспортный налог можно будет смело отменять. Но странное дело: сейчас акциз введен полностью, бензин подорожал на положенную сумму, но налог никто отменять не собирается. Более того, в ряде регионов он повышается! По факту выходит, что владелец автомобиля теперь платит дважды – отдельно налог плюс акциз при каждой заправке.
Когда принимали закон, по всей видимости, руководствовались логикой: если машина мощная, значит, она дорогая, а раз дорогая, владелец может и заплатить побольше. На практике получается: на Дальнем Востоке приличное количество машин, у которых больше 150 и даже 250 лошадиных сил, при этом стоят они недорого, а в Центральной России подобная ситуация с подержанными мощными немецкими и американскими автомобилями. Благодарить за такое «счастье» надо Минфин – именно он убедил правительство после введения акциза не отменять транспортный налог.
Раньше транспортный налог был нецелевым, на что конкретно шли отчисления, было неясно. Акциз же, включенный сейчас в стоимость топлива, перечисляется в дорожные фонды, которые созданы как раз для строительства дорог и поддержания их в нормальном состоянии. И даже транспортный налог теперь тоже должен поступать в эти самые фонды.
Московская дума уже приняла закон, по которому с 1 января 2013 г. транспортный налог вырастет в среднем на 600 рублей. Например, для автомобилей с мощностью двигателя до 100 «лошадей» включительно он составит 12 руб. за одну силу (было 7 руб.), т.е. за 100-сильное авто владелец заплатит 1200 руб. налога.
Депутаты Мосгордумы решили с 2013 года повысить ставку транспортного налога, которая действует на территории столицы. Горожанам придется платить на 5–7 рублей больше с лошадиной силы17.
В основном повышение налога коснется владельцев машин мощностью от 100 до 200 лошадиных сил. Такие транспортные средства составляют примерно 90 процентов всего автопарка Москвы. Напомним, что транспортный налог зависит от мощности двигателя и рассчитывается на основании ставок на одну лошадиную силу. Прежние тарифы сохранятся для мотоциклов, мотороллеров, снегоходов и мотосаней. А «малолитражки» мощностью до 70 лошадиных сил по-прежнему не будут облагать налогом.
Поправки в закон города Москвы № 33 от 9 июля 2008 г. «О транспортном налоге» вступят в силу с 1 января 2013 г. (спустя месяц после подписи мэра и публикации).
Собираемость транспортного налога составляет около 50%, то есть половина автовладельцев не платят эту дорожную подать. В итоге до судебных разбирательств дело доходит крайне редко. Правда, если суд все же обяжет оплатить налог, в отношении должника начнут работать все положенные меры вплоть до ограничения выезда за рубеж.
Таблица 1. Ставки транспортного налога, актуальные на 1 января 2013 года.
Объект налогообложения, с каждой лошадиной силы ТС |
Ставка налога, рублей |
Грузовые автомобили: | |
- самоходные средства |
2.5 |
- до 100 лошадиных сил |
2.5 |
- от 100 до 150 л/c |
4.0 |
- от 150 до 200 л с |
5.0 |
- от 200 до 250 л/с |
6.5 |
- свыше 250 л/с |
8.5 |
Легковые автомобили: | |
- до 100 лошадиных сил |
2.5 |
- от 100 до 150 л/c |
3.5 |
- от 150 до 200 л с |
5.0 |
- от 200 до 250 л/с |
7.5 |
- от 250 до 400 л/с |
15 |
- свыше 250 л/с |
300 |
Мотоциклы и мотороллеры: | |
- до 20 лошадиных сил |
1 |
- от 20 до 35 л/c |
2 |
- от 35 до 150 л/с |
5 |
- более 150 л/с |
25 |
Автобусы с мощностью двигателя: | |
- до 200 лошадиных сил |
5 |
- выше 200 л/с |
10 |
Снегоходы и мотосани: | |
- до 50 лошадиных сил |
2.5 |
- свыше 50 л/с |
5.0 |
Катера, яхты и моторные лодки: | |
- до 100 лошадиных сил |
10 |
- от 100 до 300 л/с |
20 |
- свыше 300 л/с |
200 |
- буксируемые суда, за тонну |
20 |
Гидроциклы с мощностью мотора: | |
- до 100 лошадиных сил |
25 |
- от 100 до 150 л/с |
50 |
- более 150 л/с |
250 |
Другие транспортные средства: | |
- самолеты и вертолеты |
25 |
- реактивные самолеты, с кг тяги |
50 |
- не имеющие двигателей, за штуку |
200 |