Взаимодействие налоговых и таможенных, и других органов государственной власти, в процессе проведения контрольной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Благодаря разнообразным нелегальным схемам перемещения товаров через государственную границу, федеральный бюджет ежегодно недополучает большие суммы денежных средств. Точный размер ущерба, наносимого подобной деятельностью, оценить практически невозможно. В России нет единой методики оценки масштабов недостоверного декларирования товаров и занижения их таможенной стоимости. Таким образом, проблема повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с органами внутренних дел, таможенными и другими контролирующими органами для России достаточно актуальна. В данной курсовой я рассмотрела основные аспекты и проблемы взаимодействия налоговых и таможенных органов и других органов государственной власти.

Содержание работы

Введение
Взаимодействие с таможенными органами.
Взаимодействие с полицией.
Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами.
Взаимодействие с Федеральным Казначейством.
Проблемы взаимодействия налоговых и таможенных органов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения стабильного  поступления доходов в бюджет государства, успешного перехода к  новой системе бюджетного планирования таможенным органам необходимо повышать качество администрирования таможенных платежей. Реализация данных задач предполагает создание эффективной системы обеспечения уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении уровня соблюдения таможенного законодательства, усилении контроля за достоверностью представляемой участниками ВЭД налогооблагаемой базы для исчисления таможенных платежей, максимально широком внедрении новых информационных технологий, активизации взаимодействия таможенных и налоговых органов по вопросу пополнения доходной части федерального бюджета.

Н. П. Фесенко разделяет  способы  уклонения от уплаты таможенных платежей на две группы. Первая группа связана с незаконным изъятием  товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. Вторая группа включает способы, связанные с недостоверным декларированием  товаров и транспортных средств  или иными действиями, направленными  на неправомерное  освобождение  от таможенных платежей или их занижение.

Наиболее серьезными проблемами в сфере таможенного администрирования и контроля в России являются: неправомерное применение налогоплательщиками ставки 0% по НДС при экспорте товаров, занижение таможенной стоимости товаров и большие суммы задолженности участников ВЭД по таможенным платежам, которые не могут быть взысканы по причине ликвидации организаций.  Именно эти нарушения таможенного законодательства наносят наибольший урон государственному бюджету.

Согласно действующему законодательству, экспортируемые товары, а также работы и услуги, непосредственно связанные  с производством, реализацией и  перевозкой таких товаров, облагаются НДС по ставке 0%. В соответствии с данным положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение НДС, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг). Однако, в России возмещение НДС значительно превышает объемы экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета.

Рост связанных с возмещением  НДС при экспорте товаров злоупотреблений  со стороны недобросовестных участников ВЭД является результатом недостаточной  эффективности процессов таможенного  и налогового контроля в части  подтверждения факта вывоза с  целью проверки правомерности применения  налогоплательщиком ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

Другой распространенной схемой  уклонения от уплаты таможенных платежей является занижение таможенной стоимости товаров. В России проблема  занижения таможенной стоимости  товаров представляет серьезную  угрозу экономическим интересам  государства. Поскольку таможенная  стоимость служит основой  для  исчисления  таможенных платежей, она  становится объектом для манипуляций  многими участниками ВЭД, желающими  снизить законное налоговое бремя.

Согласно оценкам экспертов, основанным на исследовании практического  опыта различных таможенных служб, стоимостные правонарушения  могут  привести к сокращению налоговых  поступлений в бюджет государства в размере до 50%.

Наибольшее распространение  получила  практика двойных инвойсов, когда зарубежным контрагентом изготавливаются  два инвойса на один и тот же товар. Первый, с подлинной ценой  товара, фактически выставляется российскому  участнику ВЭД и представляется в таможню страны отправителя  товара. Второй, с заниженной стоимостью товара,  представляется в таможню на территории РФ.

В целях занижения таможенной стоимости может использоваться  недостоверная классификация товаров  и транспортных средств. Например, оборудование, транспортные средства и различные  изделия при ввозе на территорию Российской Федерации разбираются  на отдельные части, т.к. в этом случае применяются значительно более  низкие  ставки ввозных таможенных пошлин, чем на готовую продукцию в собранном виде. 

Еще одна проблема таможенных органов – ликвидация задолженности  участников ВЭД по уплате таможенных платежей. Значительная часть наложенных штрафных санкций и доначисленных  таможенных платежей не может быть взыскана по причине ликвидации предприятий  и организаций.  Фирмы-однодневки, после исполнения разовых контрактов, без проблем снимаются с учета  в налоговых органах, что делает практически невозможным осуществление  последующего таможенного контроля со стороны таможенных органов. В  связи с этим, целесообразно было бы  включить таможенные органы в  перечень государственных органов, накладывающих свою резолюцию при  ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, схемы минимизации  таможенных платежей достаточно многообразны. По мнению А. Мальцева, для решения  проблемы ухода от таможенных платежей, в первую очередь необходимо повышать эффективность работы таможенных органов (переход к технологиям удаленного выпуска, основанным на принципе разделения процесса на документальный и фактический  таможенный контроль, электронному декларированию и др.). Только за счет совершенствования  инструментов таможенного обложения участников ВЭД можно без утяжеления действующих ставок тарифов и косвенных налогов значительно увеличить поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Действительно, несмотря на то, что таможенные органы постоянно  совершенствуют арсенал инструментов и методических подходов к администрированию таможенных платежей, проблема повышения эффективности таможенного администрирования сохраняет свою значимость.

По мнению И. В. Мильшиной, одним из ключевых элементов эффективного таможенного контроля является система управления рисками, основанная на принципе выборочности таможенного контроля, когда таможенные органы определяют  добросовестность  участников ВЭД путем всестороннего анализа по определенным критериям.  Это позволяет наиболее  оптимально использовать ресурсы таможенных органов.

Кроме того, для более  эффективного проведения таможенного  контроля Мильшина предлагает наладить механизм взаимодействия таможенных органов с налоговыми и иными контролирующими государственными органами. Достижение этой цели возможно  путем создания единого информационного пространства. Основанная на международных стандартах информатизация  таможенного контроля и автоматизация таможенного оформления  повысят результативность государственного управления  таможенным делом и позволят минимизировать влияние человеческого фактора на эти процессы.

Е. О. Смитиенко выделяет следующие системные меры в борьбе с занижением таможенной стоимости: внедрение технологии предварительного информирования  между таможенными  органами о стоимости товаров  риска; создание системы контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, основанной на методах аудита и анализа  рисков недостоверного декларирования; организация тесного взаимодействия таможенных органов с налоговыми и другими контролирующими органами при проведении совместных проверочных мероприятий.

Я совершенно согласна с мнением И. В. Мильшиной, которая убеждена в необходимости создания в России системы информатизации таможенного контроля и автоматизации таможенного оформления,  основанной на международных стандартах. Недостаточная эффективность таможенного администрирования и контроля обусловлена, как раз, преимущественным  использованием бумажного документооборота, недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Также, я согласна с Е. О. Смитиенко, которая убеждена в необходимости внедрения технологии предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров риска.

В этой связи будет интересен  опыт Европейского союза. С 1 января 2011 г. Европейский союз ввел требование обязательного предварительного информирования таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств – членов ЕС в рамках новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС. В таможенные органы страны ввоза необходимо подать определенные данные – декларацию о ввозимом грузе. Объем необходимых для обработки данных, а также время подачи декларации зависят от вида транспорта, в котором перемещаются товары.

Я считаю, что в России необходимо создание компьютеризированной системы предварительного информирования ввоза товаров на территорию российской федерации, а также их вывоза за пределы государственной границы, доступ к которой могли бы иметь как таможенные, так и налоговые органы. Подобная система контроля позволит значительно повысить эффективность работы, связанной с предотвращением уклонения от уплаты таможенных платежей и пресечением незаконного возмещения НДС.

Кроме того, я совершенно согласна с теми исследователями, которые связывают повышение эффективности таможенного администрирования и контроля с необходимостью улучшения качества межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов. Таможенные и налоговые органы выполняют схожие функции по обеспечению собираемости таможенных платежей и налогов, что обуславливает необходимость взаимодействия между ними.

Основными направлениями  взаимодействия ФНС и ФТС России являются:

  1. Обмен информацией для обеспечения контроля за соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства; унификация информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите; интеграция информационных ресурсов ФНС и ФТС РФ. Актуален вопрос создания единого электронного информационного банка данных ФТС и ФНС России с регламентацией дифференцированного доступа к базе. Создание данной базы ускорит получение необходимой информации об участниках ВЭД, их учредителях, позволит решить актуальную проблему фирм-однодневок.
  2. Проведение совместных мероприятий налогового и таможенного контроля. К таким мероприятиям относятся: проведение совместных проверок законности внешнеторговых  операций и деятельности участников ВЭД,  лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами; проведение совместных мероприятий по поддержанию режима государственной границы.
  3. Методологическое взаимодействие. Методологическое взаимодействие ФНС и ФТС РФ осуществляется в целях  повышения профессиональной подготовки сотрудников ведомств; согласования и утверждения планов совместной работы, разработки методических указаний, оказания взаимной методологической помощи; организации изучения зарубежного опыта в области таможенного и налогового контроля ВЭД; своевременного информирования друг друга об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, а также правовых актах ФНС и ФТС России; проведения ознакомления с новыми методиками налогового и таможенного контроля; выявления новых тенденций и схем таможенных и налоговых правонарушений и преступлений. Для этого проводятся совместные семинары, конференции, консультации, стажировки и т.п.
  4. Разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и валютного законодательства. Налоговыми и таможенными органами проводятся совместные аналитические исследования в сфере перемещения товаров через таможенную границу, осуществляется подготовка совместных предложений по совершенствованию законодательства в этой области, а также таможенного и налогового законодательства.
  5. Разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок организаций – участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. 

Наиболее слабые стороны  контрольной деятельности налоговых  и таможенных  органов - недостаточное  развитие организационных и методических основ взаимодействия, которое обусловлено, в первую очередь, чрезмерно длительными  сроками доведения ФТС России информации о вывозе товаров до территориальных  налоговых органов (что затрудняет своевременное осуществление налогового контроля); недостаточной эффективностью используемых таможенными органами средств учета данных о фактическом  вывозе товаров; недостаточным использованием современных информационных технологий в ходе межведомственного взаимодействия.

Для повышения эффективности  деятельности, связанной с налоговым  и таможенным администрированием, считаем  целесообразным  ФНС и ФТС РФ разработать концепцию усиления взаимодействия ведомств, которая бы способствовала решению наиболее важных задач: повышение качества обмена информацией, повышение эффективности совместных мероприятий и методического  взаимодействия, повышение качества разрабатываемых совместных инструктивных  и методологических документов по проведению проверок. Подобная концепция, с указанием  сроков проведения необходимых мероприятий  и ответственных лиц,  могла  бы стать ориентиром в совместной работе налоговых и таможенных органов, обозначить  направления деятельности, которые в первую очередь необходимо совершенствовать.

Авторитетные исследователи  в своих работах все чаще акцентируют  внимание на том, что значимого повышения  эффективности в сфере таможенного  администрирования и контроля в  России невозможно добиться без усиления межведомственного взаимодействия налоговых  и таможенных органов, без гармоничного объединения профессиональных знаний и накопленного многолетнего опыта данных ведомств.

 

 

 

Заключение:

Успешное решение задач, возложенных законом на федеральные органы налоговой инспекции, невозможно без их делового сотрудничества с Таможенными органами, Полицией, Государственными Внебюджетными Фондами, их подразделениями на местах и другими государственными органами.

Необходимость координации  деятельности данных ведомств обусловлена наличием у них ряда общих задач по защите экономических интересов государства. Каждый из них в пределах своей ком­петенции соответствующими средствами и методами осуществляет сбор необходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ее анализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.

Налоговые преступления, причиняющие  значительный ущерб государству, нередко связаны с совершением других посягательств на его экономические интересы.

Информация о работе Взаимодействие налоговых и таможенных, и других органов государственной власти, в процессе проведения контрольной работы