Единая система государственного управления качеством продукции на ВВТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Качество продукции закладывается на стадии разработки (в чертежах, в стандартах, технических условиях и других документах), обеспечивается на стадии изготовления (рациональным технологическим процессом), сохраняется на стадии обращения (во время доставки, транспортировки к потребителю) и реализации и поддерживается на стадии эксплуатации.

Файлы: 1 файл

ПЕРЕДЕЛАННЫЙ ДОКЛАДИЩЕ.docx

— 189.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Зарубежный опыт

 

На примере немецкого  опыта. Так  доктор Норберт Вагенер считает, что системное управление качеством в первую очередь приносит успех предпринимательству и только во вторую очередь - ему способствует сертификат. "Эту простую истину, - пишет он, постоянно забывают в дискуссиях о смысле соответствия системы управления качеством (СУК) норме. Сертификат ради сертификата скрывает опасность для СУК стать "мягкой"22, требования которой формально соответствуют норме, и сотрудники изо дня в день через пункты проверки следуют сертификату, чтобы последовательно вести дело дальше и дальше. Такая система управления качеством вызывает только издержки, без того, чтобы действительно открывать потенциал рационализации и маркетинга. "Жесткая" СУК ориентируется на стратегические рынки и будущих клиентов, нуждающихся в том, чтобы поднять на поверхность резервы рационализации и качества. Высококвалифицированные специалисты при этом избегают слепого производства и обеспечивают систематическое продвижение вперед".

В качестве оценочных показателей - критериев в КСУКПГ могут использоваться: процент и темп снижения брака23; процент и темп снижения доставленных с просрочкой грузов; процент и темп снижения числа предъявленных претензий и исков, сумм заявленных претензий и исков24; процент и темп снижения сумм удовлетворенных претензий и исков25; процент и темп увеличения удовлетворенных заявок грузоотправителей и грузополучателей; процент и темп увеличения транспортно-экспедиторского обслуживания грузовладельцев.

Высокое качество требует  всегда более высоких затрат, которые  однако с более высокой скоростью  и окупаются. На вопросы когда? как  быстро? ни одна система управления качеством точного ответа не дает.

Сошлемся вновь на опыт в транспортном предпринимательстве  Германии, который подтверждает, что "... комплексные системы управления качеством покрывают издержки нововведений уже в течение года только благодаря избежанию убытков и это без того, что связано с издержками в экспедиции, общеизвестными в английском как "хлопоты охоты".

Заметим, что вообще любая  система создает хорошие условия  для применения различных методов  и приемов научного прогнозирования  показателей качества, которые могут  быть подразделены на три основных класса: экстраполяции, экспертной оценки и моделирования. Действительно, период прогнозирования невелик (всего  год или несколько лет), статистические данные четко фиксируются за отчетные отрезки времени и хранятся в  определенных подразделениях транспортных предприятий.

В практике прогнозирования  в целях повышения достоверности  должен использоваться тоже комплексный  подход, когда применяются и другие методы, особенно если стоит задача факторного анализа, оценки влияния множества факторов на такие сложные исследуемые объекты, какими являются перевозочный процесс и качество перевозок грузов.

 

Таблица 1   Опыт зарубежных стран

Германия

Япония

Россия

1. Высокая квалификация  рабочих и служащих, что во  многом обеспечивается традиционными системой индивидуального ученичества, лицензированием уровня мастерства и высоким социальным престижем мастера.

 

2. Четкая регламентация  требований к качеству продукции и системам качества как на государственном уровне (система стандартов ДИН ISO 9000 и др.), так и на уровне фирмы; развитая система сертификации продукции и систем качества; стабильность действующих стандартов и регламентов (срок действия не менее 5 лет).

3. Широкое применение  принципа делегирования ответственности,  обеспечение его реализации продуманной  системой мер, что позволяет  привлечь к работам по обеспечению  качества практически весь коллектив  фирмы.

 

4. Постепенное и продуманное  развитие систем менеджмента  качества как последовательное  внедрение различных программ  в области качества.

 

5. Большое внимание к  автоматизации производства и  менеджмента качества, что минимизирует  роль субъективных факторов в  обеспечении качества.

• привлечение к созданию и развитию систем качества высшего руководства фирм;

• высокая эффективность  деятельности руководства фирм, связанная  с высоким уровнем их подготовки, применением коллективных методов  руководства, долгосрочного планирования деятельности фирмы;

• широкое привлечение  всех сотрудников фирм к работам  по обеспечению качества, в том  числе с помощью кружков качества;

• высокая мотивация сотрудников, благоприятный моральный, психологический  климат в фирмах;

• постоянный рост квалификации всех работников фирм с помощью систем повышения квалификации;

•заинтересованность работников фирм в условиях пожизненного найма  в совершенствовании работы фирмы, в самообразовании, традиционные для  Японии трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность работников;

• острая конкуренция среди  фирм Японии за создание новой качественной продукции, рост продаж и прибылей;

• государственная поддержка  всех направлений работ по повышению  качества продукции;

• высокий уровень технологии проектирования, создания продукции, управления ее качеством, подготовки кадров, активный поиск и быстрое внедрение  новых прогрессивных технических  решений.

• ориентация на удовлетворение требований потребителя;

 

• возложение ответственности  за качество продукции на конкретных исполнителей;

 

• проверка потребителем производства поставщика;

 

• выбор поставщика комплектующих  изделий и материалов;

 

• сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и  заканчивая утилизацией продукции;

 

• маркетинг;

 

• организация учета и  анализа затрат на качество;

 

• прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

 

• решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.


                  

 

 

 

Сравнительный анализ опыта на внутреннем водном транспорте

Во многих государствах качество транспортного обслуживания (услуг) – один из важнейших факторов повышения  доходности перевозок водным транспортом. У нас же недооценка значимости этого  инструмента, являющегося важнейшим  условием экономического роста, влечет снижение темпов развития отрасли. Поэтому совершенствование системы управления качеством (СУК) является ключевым направлением возрождения водного транспорта. Очевидно, что для стимулирования спроса на перевозки, для налаживания устойчивого рынка сбыта и получения стабильной прибыли руководству предприятий приходится решать разноплановые и комплексные задачи.26

 

Рисунок 4  Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе (Россия)

Не лучшим образом на ситуацию в данной области повлияли следующие  обстоятельства:

    • отсутствие единой противозатратной системы управления качеством;
    • последствия неудовлетворительного внедрения (еще в 1978 году) комплексной СУК транспортной продукции;
    • реализация мероприятий в условиях необеспеченности необходимой информацией, литературой;
    • неприменение методов оценки качества работы предприятий (и системы в целом) для объективного анализа транспортного обслуживания предприятиями водного транспорта

В настоящее время на предприятиях водного транспорта отсутствует  не только система оценки качества перевозок и транспортного обслуживания, но даже и специализированные отделы.

Следующий негативный момент – отсутствие базы по оценке качества. Руководители организаций и специалисты плановых отделов по итогам навигации могут лишь сравнить результаты деятельности в денежном выражении или в виде суммарного объема перевезенного груза (в соответствии с их видами). При анализе причин снижения объемов перевозок (соответственно и сокращения доходов) в последнюю очередь уделяется внимание непосредственно качеству обслуживания.

Потребность предприятия  водного транспорта во флоте на планируемый  период навигации в соответствии с прогнозируемыми объемами перевозок  осуществляется приблизительно и практически  ручным способом. Таким образом, проявляются завышенные затраты, которые в соотношении с доходами по итогам навигации обязательно покажут низкую рентабельность или вовсе отсутствие таковой.27

Таблица 2    Сравнение подходов к качеству

И.В. Демьянович считает, что изучение и систематизация зарубежного опыта позволили определить пути совершенствования СУК транспортного обслуживания по следующим направлениям:28

    • разработка Политики качества;
    • привлечение персонала к управлению качества и повышение его квалификации через различные формы обучения и кружки;
    • проведение периодических оценок показателей качества;
    • ориентация на удовлетворение запросов потребителей;
    • учет достижений конкурентов при стратегическом планировании;
    • совершенствование стратегического процесса;
    • повышение культуры предприятия и культуры качества.

Уровень развития отечественной  системы качества водного транспорта, по сравнению с зарубежной, свидетельствует  о наличии резервов для совершенствования, прежде всего в части ориентированности  на потребителя в широком смысле этого слова, т.е. на клиентов, смежные  производства, общество.

Для совершенствования системы  требуется изменить организационную  структуру управления  предприятием. Необходимо создать Координационный  совет и Службу качества, которые  должны по каждому хозяйству или  подразделению назначить менеджера  по качеству.

С целью внедрения системы  качества целесообразно задокументировать  свою деятельность по 20 направлениям  и обеспечить в соответствии с  ними функционирование предприятия. Этап становления будет подразумевать  развитие коммуникаций и получение  навыков управления информационными  потоками.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       По мере  внедрения  КСУКП  в  отдельных   предприятиях стали переходить  к созданию городских, районных  систем управления  качеством  продукции, например создана МГС УПК30.  Для обеспечения функционирования МГС УПК был разработан  комплекс  нормативно-методических документов, устанавливающих основные положения системы на  всех уровнях управления, ее цели и задачи, структуру,  рабочие органы,  функции, направления развития и совершенствования.

       Все  эти документы разработаны в  соответствии с «Основными принципами Единой системы государственного управления качеством продукции».

       Создаются   отраслевые  системы   управления   качеством   продукции. Например,  такая  система  действует   в  автомобильной  промышленности.  Она обеспечивает    взаимодействие    всесоюзных    промышленных    объединений, производственных объединений,  предприятий и организаций отрасли,  а  так  же взаимосвязь  между смежными отраслями промышленности  по вопросам качества.

       В настоящее  время свыше 16 тыс. предприятий  и  объединений  внедрило  КСУКП. На тех предприятиях, где  действует система, снизились  сроки  освоения новых   видов   продукции,   сократились   потери   от   брака,   повысилась производительность  труда, повысился удельный вес  продукции высшей  категории качества  в общем объеме производства  в 2-4 раза.

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

Единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП) обеспечивает управление качеством на всех уровнях управления народным хозяйством и на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Главной целью ЕСГУКП является планомерное обеспечение всемерного использования научно-технических, производственных и социально- экономических возможностей для достижения постоянных высоких темпов улучшения качества всех видов продукции в интересах повышения эффективности общественного производства и экспорта.

ЕСГУКП представляет собой  совокупность мероприятий, методов  и средств, обеспечивающих координированные действия органов управления для  достижения главной цели системы. Данная система реализуется на всех уровнях  управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Система ЕСГУКП обеспечивает единство и взаимосвязь технических, экономических, социальных и организационных, обеспечивающих повышения качества продукции. В рамках Единой системы реализуется большой круг специальных функций управления – от прогнозирования потребностей, планирования повышения качества продукции, организации разработки, подготовки и обеспечения производства всеми видами ресурсов до стимулирования повышения качества продукции и государственного надзора за ее внедрением.

Организационно-технической  основой ЕСГУПК является система  народнохозяйственного планирования и государственная система стандартизации (ГСС). Особая роль в управлении качеством  продукции принадлежит разработке программ комплексной стандартизации, обеспечивающей сбалансированность требований к качеству сырья, материалов, комплектующим  изделиям и конечной продукции.

Информация о работе Единая система государственного управления качеством продукции на ВВТ