Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:30, контрольная работа
Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
1.ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1. экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
2. методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от недостаточности показателей ее качества;
3. организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
4.воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
3. Термины и определения в области управления качеством
Основные определения в области управления качеством регламентированы ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Признак продукции – качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции.
Параметр продукции – признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния.
Единичный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств.
Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.
Определяющий показатель качества продукции – показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество.
Интегральный показатель качества продукции – показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
Оценка уровня качества продукции – совокупность операций, выключающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Оценка технического уровня продукции – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Годная продукция – продукция, удовлетворяющая всем установленным требованиям.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Индекс дефектности продукции – комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции.
Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Система управления качеством продукции – совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Государственная аттестация продукции – система организационно-технических и экономических мероприятий, предусматривающих отнесение продукции к категориям качества и направленных на планомерное повышение ее качества и своевременное внедрение научно-технических достижений.
Прогнозирование качества продукции – определение вероятных значений показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к заданному моменту или в течение заданного интервала времени.
Планирование качества продукции – установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.
Контроль качества продукции – проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям.
Надзор за качеством продукции – контроль качества продукции, осуществляемый специальными органами.
Квалиметрия – область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.
2.РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Проблемы затрат на качество привлекают внимание ученых и специалистов ведущих фирм, занимающихся вопросами управления качеством. Так, например, Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе отдельный комитет по затратам на обеспечение качества товаров. Это объясняется тем, что расходы на управление качеством играют важную роль в конкурентных позициях фирм, определяя их возможности в ведении конкурентной борьбы.
В Международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.
При этом к затратам, связанным
с качеством, относят затраты, возникшие
при обеспечении и
В международных стандартах на системы качества отмечается большое значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Они дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества.
Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество.
Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат на «ПОД» (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодным капиталовложением, тогда как затраты, вызванные дефектами, считаются убытками.
К составляющим данных затрат относятся следующие:
а) затраты на профилактику — деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);
б) затраты на оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;
в) внутренние затраты (В.), являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак);
г) внешние затраты (Вш), являющиеся следствием дефектов, т.е.
затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству.
Примером таких затрат могут быть следующие виды затрат:
• затраты на техническое обслуживание и ремонт продукции;
• затраты на гарантии и возвраты;
• затраты на прямые затраты и скидки;
• затраты, связанные с изъятием продукции;
• издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции. Например, если каждая из составляющих затрат на качество
равна 20 денежным единицам (П = 0= Д = Вш= 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 д.е.: 40 д.е. из них считаются полезными, а 40 д.е. — убытками и в их числе 20 д.е. — за гарантийный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 д.е.
Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.
Здесь используются понятия
стоимостей соответствия и несоответствия
любого процесса, причем каждая из данных
стоимостей может быть источником
экономии средств. При этом стоимость
соответствия — это затраты, понесенные
с целью удовлетворения всех сформулированных
и подразумеваемых запросов потребителей
при безотказности
Метод определения потерь вследствие низкого качества.
При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери — результат снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.
Одна из наиболее полных структур затрат на качество, разработанная американским ученым А.Фейгенбаумом. В соответствии с ней все расходы на качество могут быть разделены на три вида:
• расходы изготовителя;
• расходы поставщиков и потребителей;
• совместные расходы изготовителей и поставщиков.
При этом расходы изготовителей включают в себя прямые и дополнительные расходы. Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.
Первый вид — предупредительные расходы (Зп), рассчитываемые по формуле:
Зп = Зп.к + Зкп + Зо + Зк + Зм, (1)
где:
Зп — затраты на планирование качества;
Зпк — затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;
Зо — затраты на оборудование, используемое для управления качеством;
Зк — затраты на работу с кадрами;
Зм — затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы.
Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:
получением и анализом маркетинговой информации;
подготовкой программ по обеспечению качества;
организацией и внедрением систем управления качеством;
разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;
подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;
анализом качества на допроизводственной стадии.
Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее:
расходы на подготовку нормоконтроля проектов;
расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта;
расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;
Информация о работе Экономическая эффективность управления качеством