Экономическая эффективность управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

расходы на изучение и анализ технологических  процессов с  целью выработки  соответствующих  методов и средств  контроля на фирме-изготовителе.

   Затраты 3о определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы.

  Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококачественному труду, возможные затраты на оценку качества персонала, его тестирование, разработку всевозможных программ повышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы.

  В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения  качества производимых ею объектов. Они  включают в себя организационные  расходы и расходы времени  работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п.

Второй  вид прямых расходов изготовителя —  оценочные расходы (Зоц). Формула для их расчетов включает десять компонентов:

     Зон=3ип+Зкп+3пн+Зтк+3и+Зс+Зпн+Зсер+3ро+Зиэ. (2)

В формуле (2) учитываются следующие виды затрат:

3ип  — на испытания и приемочный  контроль;

Зкп — на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;

Зпи — на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;

Зтк — на технический контроль;

3и —  на испытания,  проводимые на  фирме-изготовителе;

Зс — на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);

 

3пн—  на плановый надзор за качеством продукции и системой качества;

3сер  — на сертификацию;

3ро  — на анализ  данных контроля  и испытаний  с целью выдачи  разрешений на отгрузку;

3иэ  — на испытание  объектов на  стадии их использования по  назначению.

Третий  вид прямых расходов изготовителя —  затраты, связанные  с внутренними, в пределах процессов  внутри фирмы, отказами (3внут). Они определяются выражением:

3внут=Пм+Пк+ЕПб, (3)

где:

Пм —  потери материалов из-за их неудовлетворительного  качества;

Пк — потери компонентов из-за их неудовлетворительного качества;

ЕПб—  суммарные потери на брак.

Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:

на переделку  брака;

на утилизацию брака;

время работников, связанное  с производством  утилизированного брака;

на материалы  и компоненты, использованные в утилизированном  браке;

на энергию  и прочие накладные расходы, связанные  с  производством утилизированного брака и его хранением.

Четвертый вид рассматриваемых  затрат—  затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов 3внеш.

Они определяются выражением: 3внеш=Зг+Рр+Зд.м+Ш + Пв, (4) 

где: Зг — затраты на доработку товара в течение гарантийного срока;

Рр — расходы по рекламациям потребителей в послегарантийный период;

Зд.м — расходы на устранение дефектов при монтаже;

Ш — штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество;

Пв — потери от возврата и замены товаров низкого качества.

Кроме прямых расходов изготовители несут  дополнительные расходы, связанные  с качеством производимых ими  объектов. Они делятся на косвенные  и непредвиденные расходы.

Косвенные расходы (Рк) определяются по формуле:

Рк=Рдт+Рдк+Рмк+Рмт+Ро+Рэ+Ррс (5)

В выражении (5) представлена сумма следующих  видов расходов:

Рдт — на дополнительные операции в технологии, связанные с неуверенностью в качестве;

Рдк — на дополнительные операции в контроле и испытаниях, связанные с неуверенностью в качестве;

Рмк — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства конструкции;

Рмт — на материалы, излишне расходуемые из-за несовершенства технологии;

Ро — на оборудование, излишне расходуемое из-за несовершенства конструкции и технологии;

Рэ — на энергию, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии;

Ррс — на рабочую силу, излишне расходуемую из-за несовершенства конструкции и технологии.

Непредвиденные  дополнительные расходы (Рн) определяются не-планируемыми затратами из-за низкого качества производимых предприятиями продуктов труда. Например, судебными затратами в результате рассмотрения судебного иска покупателя к товаропроизводителю, снижением спроса и объемов сбыта из-за низкого качества продукции и, следовательно, падения уровня конкурентоспособности и т.п.

Зн=З0(1-Рс) (6)

  Данный вид затрат ориентировочно прогнозируется на основании прошлого опыта (30) с учетом вероятности их снижения в результате мер по улучшению качества (Рс). Структура расходов поставщиков компонентов и материалов аналогична представленной для изготовителя, так как они фактически также являются производителями и для расчета соответствующих видов затрат для них применяются рассмотренные выше формулы. В то же время следует учитывать, что они сказываются на уровне закупочных цен и, следовательно, на себестоимости готовой продукции. Поэтому они важны как для поставщиков, так и для изготовителей. Затраты потребителя рассчитываются по формуле определения цены потребления.

 Общий вид затрат производителей и поставщиков  компонентов и материалов связан с необходимостью создания системы  информационного обеспечения органов  по сертификации, обществ потребителей, банков и кредиторов, посреднических фирм, коммерческих изданий, а также  органов, контролирующих безопасность населения и окружающей среды  достоверной и оперативной информацией  о качестве объектов.

 Эти расходы (3„)  включают в себя затраты   поставщиков и изготовителей   на соответствующую аппаратуру  и  коммуникационное обеспечение.

Они могут  определяться следующей суммой:

Зи=Зп+Зр+Зк+Зар, (7)

где:

3п —  затраты на  приобретение ЭВМ,  микропроцессоров и тому подобной  аппаратуры;

Зр — затраты на работников, обслуживающих аппаратуру в данной системе информации;

Зк — затраты на коммуникации;

Зар — затраты на анализ и распространение информации.

Была  рассмотрена формальная сторона  определения затрат на качество. Представленная структура затрат характеризуется  неоднозначными внутренними взаимосвязями  входящих, в нее компонентов.

Увеличение  одних статей затрат на качество приводит к понижению (и иногда весьма существенному) других. Это позволяет сделать  вывод, что система затрат на качество представляет собой довольно «тонкий» механизм, разумное управление которым  может  позволить фирме извлечь  немалые экономические дивиденды.

Существуют  два подхода  к выработке стратегии  управления затратами на качество. Главное их отличие — разные ориентиры при  планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта  от их номинальных значений. Традиционный подход ориентируется на определенное наиболее экономически выгодное предприятию  количество таких отклонений.

Специалисты, поддерживающие идею оптимальной дефектности, исходят  из того, что слишком малый или  слишком большой уровень дефектности  приводит к повышенным дополнительным затратам фирмы .

Другой, позже появившийся  и нашедший широкое распространение  на ведущих, особенно японских, фирмах подход ориентирует  на использование  концепции «ноль  дефектов», как самой экономически выгодной. Специалисты таких фирм считают, что противоречия в подходах к затратам между потребителем и производителем — это заблуждение. Производителю экономически выгодно встать на позицию потребителя и ориентироваться на принцип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управления затратами на качество, в том числе структурирование затрат.

Вывод: Затраты на качество - это разность между фактической  себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью; они регулируются с помощью методов  калькуляции, определения потерь вследствие брака  и др. Благодаря этим методам, затраты на качество регулируются сбалансировано и максимально эффективно. мы рассмотрели как регулируются затраты на качество, а точнее с помощью каких формул.

 

        3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

          Экономическая эффективность управления качеством по аналогии с классическим подходом - характеристика получаемых эффектов за счет управления качеством в сравнении с затратами, необходимыми для получения данных экономических результатов. Рассмотрение вариантов повышения и обеспечения качества с позиций их экономической эффективности позволяет решать важнейшие для фирмы задачи, определяющие ее будущее.

Каким должен быть уровень  качества продукта, с которым фирме  наиболее выгодно выходить на рынок? Иными словами, к какому качеству следует стремиться?

Качество продукции становится основным фактором конкурентоспособности. В этом смысле для производителей продукции высокое качество как  условие удовлетворенности потребителей в стратегическом плане определяет успех предприятия. Качество из второстепенного  фактора становится важнейшим условием успешной деятельности предприятий  и оздоровления экономики страны в целом, так как никакие инвестиции не спасут предприятия, если они не смогут обеспечить требуемое качество, а значит, и конкурентоспособность  своей продукции. Управление качеством все настойчивее пробивает себе дорогу, становится одним из важнейших аспектов в управлении предприятием, наряду с управлением снабжением, финансами, производством.

Конкурентоспособная продукция  обеспечивает конкурентоспособность  предприятий, а это, естественно, оказывает  положительное влияние на повышение  экономической эффективности управления качеством.

Проблема качества на сегодняшний  день для отечественных предприятий  является едва ли не самой важной. В  свете приближающегося вступления России во Всемирную торговую организацию  эта проблема выходит в разряд факторов национальной экономической  безопасности. Без обеспечения стабильного  качества, соответствующего требованиям  потребителей, невозможно рационально  интегрировать национальную экономику  в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.

Уровень качества продукции  определяется степенью совершенства действующей  на предприятии системы качества.

Конечно, в условиях российской экономики с высокой степенью монополизации в отдельных секторах рыночные отношения находятся еще  в зачаточном состоянии. Соответственно в таком же зачаточном состоянии  находятся и системы управления качеством на многих российских предприятиях. В отраслях, производящих технически более-менее сложную продукцию  имеется устойчивая тенденция к  внедрению и использованию современных  методов менеджмента качества.

Изучение теории показывает, что проблема управления качеством  чаще всего понималась как технический  вопрос. Соответственно в хозяйственной  практике проблема достижения планируемого уровня качества решалась локально и  в основном техническими, технологическими и организационными методами. Большой  вклад в их разработку внесли Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, А. Фегенбаум, Г. Тагучи, Ф. Кросби, Д. Этингер, Г.Г. Азгальдов, А.В. Гличев, И.И. Чайка, И.З. Аронов, Б.В. Бойцов. Но в современных условиях такой подход не может быть достаточным, необходимо дополнить его экономическими методами. Причем экономика должна быть ориентиром, целевым критерием прогрессивности и эффективности любых решений проблемы качества.

Вопрос эффективности  управления качеством еще не получил  должного рассмотрения в теории. Решению  этой проблемы мало внимания уделяется  в работах по менеджменту качества. Относительно новым направлением, призванным ответить на все возникающие в  этой сфере вопросы, является экономика  качества. Отдельные исследователи  ставят вопрос о построении на предприятии  системы экономики качества. К  сожалению, это направление на сегодняшний  день не представляет собой стройной системы - оно еще не достаточно разработано  в теории и тем более не внедрено на практике.

Требования учета и  анализа эффективности мероприятий  по управлению качеством содержатся в международных стандартах ИСО 9000.

Категория качества - одна из сложнейших и важнейших, с которой  человеку приходится иметь дело на протяжении всей истории существования. К категории качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей, при планировании производства и оценке его результатов, при  организации труда, при создании новых изделий. К нему обращаются и когда возникает необходимость разобраться с составом и характером свойств создаваемой и изготавливаемой продукции. Все окружающие человека предметы материального и нематериального мира постоянно подвергаются сравнению между собой и оценке уровня их качества. Среди объектов, подвергаемых оценке - не только продукция и услуги. Общая концепция такой оценки используется и в других направлениях и сферах жизнедеятельности. Если раньше производитель стремился контролировать лишь качество производимой продукции, то сегодня основной акцент делается на контроле качества различных процессов: производственных процессов, процессов образования, информационного взаимодействия и т.д. Современные тенденции постиндустриальной рыночной экономики заставляют все чаще и чаще обращаться к таким понятиям как "качество фирмы", "качество жизни", "качество системы здравоохранения" и т.д. Этот перечень можно продолжать бесконечно, но главное это то, что качество - чрезвычайно разнообразная по своему существу категория, и люди с ней сталкиваются повседневно как в производственной, так и в личной жизни.

Информация о работе Экономическая эффективность управления качеством