Экспертиза качества товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

В данной работе раскрыты понятия экспертизы, качества товаров, экспертизы качества товаров. Также описаны виды экспертизы качества товаров; проведена классификация экспертизы; изучены составляющие и принципы экспертизы; проанализированы методы определения качества товаров и требования, предъявляемые к экспертам, права и обязанности экспертов; рассмотрена организация проведения экспертизы.
Цель работы: изучить принципы проведения экспертизы, виды экспертизы качества, порядок проведения экспертизы качества товаров.

Содержание работы

Реферат………………………………………………………………………….....3
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Экспертиза ……………………………………………………………………...5
2. Составляющие экспертизы…………………………………………………….7
3. Принципы при проведении экспертизы……………………………………..10
4. Организация проведения экспертизы………………………………………..11
5. Требования, предъявляемые к экспертам…………………………………...13
6. Качество товаров……………………………………………………………...21
7. Экспертиза качества товаров…………………………………………………23
8. Виды экспертизы качества товаров………………………………………….26
8.1 Приемочная экспертиза…………………………………………………...26
8.2 Экспертиза товаров по комплектности…………………………………..27
8.3 Экспертиза качества новых товаров……………………………………...28
8.4 Дегустация пищевых продуктов………………………………………….29
8.5 Экспертиза товаров по договорам………………………………………..30
8.6 Ассортиментная экспертиза………………………………………………31
8.7 Документальная экспертиза………………………………………………31
8.8 Комплексная экспертиза…………………………………………………..32
9. Порядок проведения экспертизы качества товаров………………………...33
Заключение ………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая экспертиза.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

В заключении эксперт, в ответ на поставленные к экспертизе задачи, на основании констатирующей части  должен сделать выводы кратко, объективно, четко. Эта часть подписывается только экспертом.

 

 

 

 

 

 

 

5. Качество товаров

 

     Качество товаров – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д. 
      В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик.  В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.  
     Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного  развития человека и общества. 
     Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При  усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия. 
     Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств предметов (товаров) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

     -показатели назначения товара 
     -показатели надежности 
     -показатели стандартизации и унификации

     -эргономические показатели

     -эстетические показатели 
     -показатели транспортабельности

     -патентно-правовые показатели

     -экологические показатели 
    -показатели безопасности.

 
  Методы определения  качества товаров

     В зависимости  от средств анализа и измерения  показатели качества определяют  органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным,  расчетным или социологическим методами.

 

 Органолептический  метод

     Органолептичесикй метод – это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком является субъективность (неточность).

     В определении качества пищевых продуктов важную роль играет зрение (зрительный ощущения). Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимый условий. Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойств. Внешний вид характеризует общее зрительное впечатление о продукте, а цвет – впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого света. После этого определяют запах, консистенцию и, наконец, оценивают вкус (сочность, крошливость, вкусность). Цвет (окраску) продукта определяют по эталонам (жареный кофе), по цветовой шкале (чай) или по специальным прописям (вино). Блеск характеризуется способностью продукта отражать часть лучей и зависит от гладкости его поверхности (например, блеск или люстр крахмальных зерен). Прозрачность определяют у жидких продуктов (вино, соки), при этом оценивают степень прохождение света через слой жидкости определенной толщины, отмечают содержание осадка или мути. Визуально определяют также наличие на поверхности продукта плесени или слизи, характер рисунка поверхности или разреза, наличие посторонних включений, признаков брожения и т. п.

     С помощью обоняния определяют такие свойства товара, как запах, аромат, букет. Запах определяется при возбуждении рецепторов обоняния, расположенных в самой верхней части носовой полости. Поскольку ротовая полость сообщается с носовой, то обонятельное ощущение часто сливается с вкусовым. Интенсивность запаха зависит от количества выделяемых из продукта летучих веществ и от его химической природы. Для лучшего восприятия воздуха создают условия, способствующие испарению пахучих веществ, например увеличивают поверхность или повышают температуру продукта. Так, запах растительного масла определяют после растирания его по тыльной стороне ладони, а запах муки или крупы – после согревания их в ладони дыханием; запах муки устанавливают и после некоторого настаивания ее в теплой воде. При определении запаха продуктов с плотной консистенцией (мясо, рыбы) применяют «проду иглой» или «пробу на нож». При этом деревянную иглу или подогретый нож вводят глубоко в те части продукта, которые наиболее подвержены порче, и после извлечения быстро определяют запах.

     Осязательными (тактильными)  ощущениями определяют консистенцию, температуру, особенности физической  структуру продукта, степень его  измельчения и некоторые другие  свойства. Консистенцию проверяют  прикосновением к продукту рукой, легким прощупыванием продукта указательным и большим пальцами, а также приложением усилий – нажатием, надавливанием, прокалыванием, разрезанием (фарш, желе, мясо, джем), размазыванием (паштет, повидло, джем), разжевыванием (хруст капусты, огурцов, сухарей), постукиванием мороженных товаров. С помощью осязания можно получить представлением об упругости охлажденных мяса и рыбы или клейковины пшеничного теста, о пропеченности мякиша хлеба, степени измельчения муки. При оценке консистенции учитывают нежность, сочность, упругость, твердость, рассыпчатость, крошливость, мягкость, однородность, присутствие твердых частиц (например, крупинок в паштете или песка в томатопродуктах).

     Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товаров. Вкус – это ощущение, которое возникает при возбуждении вкусовых рецепторов, расположенных во вкусовых сосочках слизистой оболочки верхней стороны языка. Вкус вызывают только вещества, растворимые в воде или слюне, а на вкусовые ощущения оказывают влияние также консистенция и запах продукта. Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый. Они образуют сложные вкусы – кисло – сладкий (вкус плодов и ягод), кисло – соленый (квашеных овощей), сладковато – горький (шоколада). Вкусовые ощущения могут быть различными: вкус вяжущий, острый, терпкий, едкий, освежающий, жгучий, маслянистый, мучнистый.

     Вкус и вкусовые  ощущения зависят от температуры  ил определения. Сладкий вкус  лучше проявляется при температуре  37ºС, соленый – при 18ºС, а горький – при 10ºС. При температуре 0ºС вкусовые ощущения резко ослабевают или исчезают. Поэтому рекомендуется определять вкус продукта при температуре 20 – 40ºС.

     Звуковыми и слуховыми  ощущениями пользуются при оценке  зрелости арбузов, при определении насыщенности шампанского и газированных напитков углекислым газом и в некоторых других случаях.

     Балльный способ оценки – обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. Пользуются им обычно для выражения показателей качества, определяемых органолептически. В нашей стране приняты 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от их значимости. При наличии в товаре дефектов делается соответствующая скидка баллов. Результаты балльной оценки суммируются. В зависимости от общей суммы баллов (в том числе по вкусу и запаху) устанавливается товарный сорт продукта. Важнейшими показателями являются вкус и запах продукта, на которые выделяются от 40 до 50% всех баллов. По другим показателям баллы распределяются в соответствии с весомостью показателей в образовании качества данного продукта. Например, коровье масло оценивается по 20-балльной системе, при этом вкусу и запаху отводится 10 баллов, внешнему виду и консистенции – 5, цвету – 2, упаковке и маркировке – з балла. Общая балльная оценка коровьего масла высшего сорта находится в пределах 13 – 20 баллов, в том числе оценка по вкусу и запаху должна быть не менее 6 баллов, а ограничительные баллы для масла 1-го сорта составляют 6 – 12, в том числе по вкусу и запаху – 2 балла.

 

 Инструментальный  метод

     Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства пищевых продуктов, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.

     Экспертный метод определения  показателей  качества  основан  на  учете  мнений  специалистов-экспертов. Эксперт – это  специалист,  компетентный  в  решении  конкретной  задачи.  Этот  метод  применяют  в  тех  случаях,  когда  показатели  качества  не  могут быть  определены  другими  методами  из-за  недостаточного  количества  информации,  необходимости  разработки  специальных  технических  средств и  т.п. 
     Экспертный  метод  является  совокупностью  нескольких  различных  методов,  которые  представляют  собой  его  модификации.  Известные  разновидности  экспертного  метода  применяются  там,  где  основой  решения  является  коллективное  решение  компетентных  людей  (экспертов).  Квалификация  эксперта  определяется  не  только  знанием  предмета  обсуждения.  Учитываются  специфические  возможности  эксперта.  Например,  в  пищевой  промышленности  при  оценке  качества  продуктов  питания  учитывают  возможности  эксперта  воспринимать  вкус,  запах,  а  также  его  состояние  здоровья.  Эксперты,  оценивающие  эстетические  и  эргономические  показатели  качества,  должны  быть  хорошо  осведомлены  в  области  художественного  конструирования. 
При  использовании  экспертного  метода  для оценки  качества  формируют рабочую  и  экспертную  группы. Рабочая группа  организует  процедуру  опроса  экспертов,  собирает  анкеты,  обрабатывает  и анализирует  экспертные  оценки. 
     Экспертная группа  формируется  из  высококвалифицированных  специалистов  в  области  создания  и  использования  оцениваемой  продукции:  товароведы,  маркетологи,  дизайнеры,  конструкторы,  технологи  и др. Желательно,  чтобы  экспертная  группа  формировалась не для  одной экспертизы,  а  как   постоянно  функционирующий  орган  с  достаточно  стабильным  составом  экспертов. 
    Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.

       Регистрационный  метод  основан  на  наблюдении  и  подсчете  числа  определенных  событий,  случаев,  предметов  или  затрат.  Этим  методом  определяют,  например,  количество  отказов  за  определенный  период  эксплуатации  изделия,  затраты  на  создание  и  (или)  использование  изделий,  число  различных частей  сложного  изделия  (стандартных,  унифицированных,  оригинальных,  защищенных  патентами), количество  дефектных  изделий  в  партии. 
     Недостатком  этого  метода  является  его  трудоемкость  и  в  ряде  случаев  длительность  проведения  наблюдений.  В  товароведении  этот  метод  широко  применяется  при  определении  показателей  долговечности,  безотказности,  сохраняемости,  стандартизации  и  унификации,  а  также  патентно-правовых  показателей.   
     Расчетный  метод  основан  на  получении  информации  расчетом.  Показатели  качества  рассчитываются  по  математическим  формулам,  по  параметрам,  найденным  другими  методами,  например  измерительным. 
Расчетный  метод  используют  при  проектировании  и  конструировании  изделия,  когда  оно  еще  не  может  быть  объектом  инструментальных  исследований.  Часто  расчетный  метод  используют   для  прогнозирования  или  определения  оптимальных  (нормативных)  значений,  например,  показателей  безотказности.  Расчетный  метод очень  часто  используют  при  проведении  косвенных измерений.  Например,  по  величине  показателя  преломления  стекла  устанавливают  коэффициент  зеркального  отражения,  а  по  твердости  стали – ее  прочность.  Расчетным  методом   определяют  содержание  бисульфитных  производных  глюкозы  и  фруктозы  в  меде  по  результатам  хроматографического  анализа. 
     Социологический  метод  определения   показателей  качества  основан  на  сборе  и  анализе  мнений  потребителей. Сбор  мнений  потребителей  осуществляется   различными  способами:  устный  опрос;  распространение  анкет-вопросников,  организация  выставок-продаж,  конференций,  аукционов. Для  получения  достоверных  результатов  требуются научно  обоснованная  система     опроса,  а  также  методы  математической  статистики  для  сбора  и  обработки  информации.   
Социологический  метод  широко используют  на  стадии  выполнения  маркетинговых  исследований,  при  изучении  спроса,  для  определения  показателей  качества,  оценки  качества.  Например,  для  выяснения  требований,   которым  должен  удовлетворять  электрический  утюг,  разрабатывается  опросный  лист  с  указанием  параметров  утюга. Листы  пересылаются  по  почте,  при общении  с покупателями в  торговых  точках. 
     Для  обработки  полученной  информации  нужно  учитывать  средний  балл  и  количество  будущих  покупателей,  которые  за  данный  образец  высказались.  Затем  определяют  суммы  баллов  каждого  из  параметров  и  общую  сумму  баллов.  Далее  оценивают  коэффициенты  весомости  каждого  параметра  и  проверяют  результаты  суммированием. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Требования, предъявляемые к экспертам

 

     При формировании экспертной группы необходимо решать задачи по качественному и количественному отбору экспертов. При отборе экспертов по качественному признаку учитываются такие требования к ним, как:

         • компетентность в исследуемой области;

         • объективность;

         • заинтересованность;

         • способность к выделению главного;

         • способность противопоставить массовому мнению свое мнение;

         • способность видеть проблему с различных точек зрения и др.

      В ходе определения количества экспертов необходимо учитывать, что при малом их числе появляется излишнее влияние оценки каждого эксперта, а при большом числе трудно вырабатывать единое мнение и снижается роль крайнего мнения, которое не всегда может быть ошибочным.

Если в экспертизе предполагается использовать метод комиссий или другой метод открытых опросов, то состав группы экспертов должен быть однородным, чтобы исключить «давление авторитетов».

 

     Эксперт имеет право:

- знакомиться со всеми  документами, необходимыми для экспертизы;

-осматривать тов. партии  и проводить отбор образцов;

-опрашивать обслуживающий  персонал, потребителей о соблюдении  правил торговли, хранения и т.п.;

- организовывать и  осуществлять инспекционный контроль  за объектами экспертизы.

 

     Обязанности эксперта:

- соблюдать законы  и НД;

- обеспечивать сохранность отобранных образцов при направлении их на испытания;

- предоставлять аргументированные доказательства экспертных оценок;

- обеспечивать конфиденциальность полученной информации;

- противостоять попыткам оказания на него давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Экспертиза качества товаров

 

     Экспертиза качества товаров – это специальное исследование товара, проводимое на основании объективных фактов с целью определения причин образования дефектов и (или) процента снижения качества товара. Срок проведения экспертизы – от 10 до 20 дней и зависит от заявленных Вами требований (возврат или обмен товара).

     Экспертизу  качества товаров могут проводить  только специалисты (эксперты); по  окончании товарной экспертизы составляется заключение, в котором указывается наличие (или отсутствие) недостатков в данном товаре, и по чьей вине возникли эти недостатки – изготовителя товара или самого потребителя.

Информация о работе Экспертиза качества товаров