Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:41, курсовая работа
В данной работе раскрыты понятия экспертизы, качества товаров, экспертизы качества товаров. Также описаны виды экспертизы качества товаров; проведена классификация экспертизы; изучены составляющие и принципы экспертизы; проанализированы методы определения качества товаров и требования, предъявляемые к экспертам, права и обязанности экспертов; рассмотрена организация проведения экспертизы.
Цель работы: изучить принципы проведения экспертизы, виды экспертизы качества, порядок проведения экспертизы качества товаров.
Реферат………………………………………………………………………….....3
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Экспертиза ……………………………………………………………………...5
2. Составляющие экспертизы…………………………………………………….7
3. Принципы при проведении экспертизы……………………………………..10
4. Организация проведения экспертизы………………………………………..11
5. Требования, предъявляемые к экспертам…………………………………...13
6. Качество товаров……………………………………………………………...21
7. Экспертиза качества товаров…………………………………………………23
8. Виды экспертизы качества товаров………………………………………….26
8.1 Приемочная экспертиза…………………………………………………...26
8.2 Экспертиза товаров по комплектности…………………………………..27
8.3 Экспертиза качества новых товаров……………………………………...28
8.4 Дегустация пищевых продуктов………………………………………….29
8.5 Экспертиза товаров по договорам………………………………………..30
8.6 Ассортиментная экспертиза………………………………………………31
8.7 Документальная экспертиза………………………………………………31
8.8 Комплексная экспертиза…………………………………………………..32
9. Порядок проведения экспертизы качества товаров………………………...33
Заключение ………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...38
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы товара. И этим правом, несомненно, нужно воспользоваться, указав в претензии ваше желание участвовать в проверке качества товара. Это целесообразно сделать, так как недобросовестные продавцы вообще не отправляют товар на экспертизу.
Экспертиза качества может проводиться по нескольким направлениям:
• на соответствие требованиям контрактов, стандартов и другой нормативной документации;
• предзакупочный контроль качества образцов – эталонов;
• юридическое оформление образцов – эталонов;
• подготовка технических требований к качеству товара для включения в контракты купли – продажи;
• выборочный контроль качества товаров на соответствие требованиям контракта, стандартов и другой нормативной документации (на складе поставщика, покупателя, производителя) с распространением результатов проверки на всю партию;
• приемочная экспертиза товаров по количеству и качеству;
• отбор образцов для испытаний;
• определение эквивалентности по стоимости подлежащих обмену товаров (бартерные контракты).
Экспертиза качества может проводиться в случаях, когда:
• экспертиза качества проводится по решению суда с целью определения причин споров между продавцом и изготовителем, продавцом и покупателем, изготовителем и покупателем, и решения этих споров.
• экспертиза качества для решения спора покупателя и продавца или покупателя изготовителя без судебного вмешательства, но возможно с последующим предъявлением претензий продавцу или изготовителю.
• проведение экспертизы качества для определения уровня соответствия товара действующим стандартам.
• экспертиза качества проводится покупателем с целью определить его качество, без последующего предъявления претензий продавцу или изготовителю.
По результатам экспертизы качества оформляется экспертное заключение, в котором описывается :
• дата и место проведения экспертизы;
• фамилия эксперта, его образование и стаж работы по специальности;
• основания для проведения экспертизы;
• задача экспертизы;
• перечень описываемых документов;
• список нормативных актов;
• результаты экспертизы и выводы.
В случае если
одна из сторон не согласна
с результатами экспертизы
Экспертиза качества может проводиться как на товары, таки на услуги.
В ходе проведения экспертизы качества, эксперт может:
• установить наличие и причину образования дефекта;
• оценить качество по дефектам внешнего вида;
• определить соответствие качества требованиям действующей на территории РФ нормативной документации;
• установить процент потери качества от наличия дефектов;
• определить процент уценки;
• определить качество на основании результатов лабораторных исследовании и др.
8. Виды качественной экспертизы
8.1 Приемочная экспертиза
Приемочной экспертизой по качеству называется оценка качества товаров экспертами для подтверждения достоверности результатов проверки при приемке. Основанием для проведения такой экспертизы могут служить: разногласия между поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствии поставщика и невозможности его явки на повторную приемку; обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качества товара указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.); наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами транспортных организаций.
При проведении приемочной экспертизы по качеству эксперты должны придерживаться основных правил, которые включают следующие положения:
1. Перед началом экспертизы необходимо ознакомиться со всеми нормативными документами (стандартами на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методы испытаний).
2. Качество товаров необходимо определять в соответствии с требованиями действующих стандартов, договоров. При Необходимости принимаемые товары могут оцениваться путем сопоставления с образцами или эталонами. Выбор показателей качества определяется целями и условиями проведения экспертизы. Чаще всего эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей и некоторых физико-химических показателей, используя простейшие средства измерений. Проверка микробиологических и сложных физико-химических показателей может быть рекомендована экспертом лишь в отдельных случаях после завершения приемки по качеству.
3. Для оценки качества должна быть отобрана выборка или объединенная проба, размер которой должен быть не менее установленных норм.
4. При неоднородности товарной партии, включающей товары разного качества (стандартные, 1-го или других сортов, нестандартные, брак, отход), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции. При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Целесообразно направить образцы дефектной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения. В акте экспертизы должно быть отражено процентное содержание продукции с различными дефектами.
5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт должен указать в акте состояние тары и упаковочныхматериалов (их целостность, надежность, достаточность).
6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарной партии или предъявлены обезличенные товары, а также распакованные или без товарно-сопроводительных документов.
8.2 Экспертиза товаров по комплектности
Экспертизой товаров по комплектности называется оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в технических документах. Правовой базой этой экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ч. 2, ст. 478-480). Основанием для ее проведения служат особенности принимаемых товаров, целостность которых обеспечивается наличием в комплекте всех необходимых элементов. Все комплектующие элементы подразделяют на три группы:
• обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические свойства;
• предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуатации;
• определяющие сохранность товаров при перевозке, хранении и реализации.
Экспертизе по комплектности подвергают в основном непродовольственные товары, а продовольственные товары — только при продаже наборов продуктов.
8.3 Экспертиза качества новых товаров
Экспертизой качества новых товаров, называется оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар — это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.
Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.
Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степени новизны. Выбор показателей качества обусловливается необходимостью соблюдения обязательных требований (безопасности, функционального назначения), а также определения степени новизны, что и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Товары незначительной новизны (степень новизны до 20%), товары нового вида (21—70%) и качественно новые товары (71-100%). В зависимости от градации нового товара выбирают и методы его изучения. Для товаров, степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров одного наименования новых и уже известных. Для качественно новых товаров этот метод мало приемлем, поэтому для них применяют прогнозно-аналоговые, безаналоговые или комбинированные, которые являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне, с использованием элементов прогнозирования. Прогнозно-аналоговый метод основан на построении перспективно-прогнозного ряда базовых образцов товаров-аналогов и использовании его для сравнительной оценки качественно новых товаров. Безаналоговый метод — на анализе процессов потребления разными группами потребителей или процессов проектирования. Комбинированный метод основан на совмещении оценок ранее известных и новых потребительских свойств изучаемых товаров. В этом случае эксперты широко используют всю доступную им информацию о товарах-аналогах, об уровне проектных разработок. Комбинированный метод сочетает сравнительный метод для изучения качественных свойств и прогнозно-аналоговый (безналоговый) для изучения новых свойств.
8.4 Дегустация пищевых продуктов
Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей качества экспертами, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью Дегустации является получение достоверных результатов при органолептической. оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой специализацией их по группам товаров. Отбор экспертов в дегустационные группы проводится путем проверки их сенсорной чувствительности, кроме того, эксперт должен иметь опыт органолептической оценки выбранной товарной группы.
Дегустацию пищевых продуктов проводят при экспертизе новых товаров, при необходимости выявления качественных изменений органолептических показателей, при определении товарного сорта и других градаций качества. Результаты дегустации могут быть - выражены в виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной оценки) вин, пива, твердых сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой оценки данного вида товара должна быть разработана специальная шкала.
8.5 Экспертиза товаров по договорам
Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и хранения. Основанием для проведения такой экспертизы служат разногласия между сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы являются Федеральный закон «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.
Необходимость в проведении экспертизы по договорам хранения появляется в случае возникновения количественных потерь сверх установленных норм или снижения качества товаров, а также при полной их потере. Снижение качества товаров при хранении происходит вследствие микробиологических, биологических, физических, химических, физико-химических и биохимических процессов. Нередко ухудшение качества товаров можно определить по органолептическим показателям, эксперт при этом самостоятельно принимает решение о необходимости исследования товара в испытательных лабораториях измерительными методами. Независимо от причин возникновения качественные потери списывают по актам, которые подписывают эксперты, руководитель и материально-ответственные лица. Нормы списания товаров за счет снижения качества отсутствуют.
8.6 Ассортиментная экспертиза
Ассортиментной экспертизой называется оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный применяют только при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.
8.7 Документальная экспертиза