Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа
Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
- определение понятия системы управления качеством предприятия;
- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:
- анализ элементов и форм реализации управления качеством;
- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
- предложения по совершенствованию процесса.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Заключение…………………………………………………………………….....63Список используемой литературы…………………………………………..….65
Совершенствование системы
качества по результатам внутренних
проверок и самооценки предприятия
– непременное условие
Задачи системы:
Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства;
Оценка и планирование уровня качества;
Разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
Разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением;
Сбор и анализ информации о качестве;
Внедрение статистического анализа качества;
Контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;
Регистрация отклонений от заданного уровня качества.
Оценка эффективности мероприятий;
Принятие дополнительных мер.
Функции:
1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции (установление перспективного технического уровня и качества с учетом потребностей народного хозяйства), результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества продукции;
2. Планирование повышения качества продукции (установление показателей работы предприятий в области повышения качества продукции, а также разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей);
3. Аттестацию продукции;
4.разработку и постановку
продукции на производство (создание
конструкторской документации
5. Технологическую подготовку производства;
6. Материально-технического обеспечение производства;
7. Метрологическое обеспечение (обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества средств производства);
8. Подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров;
9. Обеспечения стабильного уровня качества продукции (сохранение и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов);
10. Организацию хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;
11. Стимулирование качества продукции (моральное и материальное стимулирование работников объединений (предприятий) с целью создания продукции высокого качества);
12. Ведомственный контроль для выявления продукции и процессов, не отвечающих установленным требованиям;
13. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, состоянием средств измерений на предприятии.
1.3 Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов
Управление качеством
на предприятии осуществляется на основании
стандартов предприятия регламентирующих
общесистемные вопросы
В стандартах предприятия имеются положения по вопросам стимулирования качества продукции, рекомендации о разработке форм и методов материального и морального поощрения коллектива и отдельных работников предприятия. Показатели, заложенные в стандартах, позволяют правильно оценить вклад каждого исполнителя в решение задачи повышения качества продукции и тем самым дают основу для правильного вознаграждения работников, сдающих продукцию высокого качества.
Стандарты предприятия обязывают всех работников предприятия постоянно повышать свое мастерство, дают возможность предприятию использовать все материальные и трудовые ресурсы с наибольшей эффективностью, своевременно сосредоточить внимание рабочих, инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства. Предприятия обязаны выпускать продукцию в полном соответствии со стандартами, за выпуск продукции с отклонениями от стандартов предприятие несет ответственность.
Функциональные системы качества – это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена .
При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.
В связи с этим возникает
необходимость выполнения вспомогательных
задач для обслуживания самой
системы качества. К таким задачам
относятся: проведение внутренних проверок
и совершение системы, координация
и методическое обеспечение работ
подразделений в системе
Весомость содержательной
деятельности по отношению к деятельности
по обслуживанию самой системы показывает,
насколько рационально
В соответствие с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за её эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило ему непосредственно подчиняется служба качества и объединяющая отдел управления качеством, отделения технического контроля, метрологическую службу, центрально заводскую лабораторию и службу стандартизации.
В обязанности службы качества входит, как выполнение
содержательных функций, так и вспомогательных задач. Среди
остальных задач, службы качества:
- организация работы
по качеству – разработка и
совершенствование системы
- разработка политики и планирование качества
- контроль качества разработки,
изготовления и испытаний
- метрологическое обеспечение производства
- проведение работ по
стандартизации и норма
- введение претензионной работы
-подготовка мероприятий
и организационно –
- проверка функциональной системы качества
- организация работ по
сертификации продукции и
- методическое руководство
при обучении персонала
Само собой на предприятии в течение производства могут возникать проблемы с качеством – брак. Иногда это неизбежно при некоторых ситуациях, но специальные отделы по работе с контролем качества борются с этой проблемой в настоящее время весьма успешно.
Конечно же, при увеличении
издержек на управление качеством издержки
брака будут уменьшаться. Однако
это не значит, что предприятию
стоит неограниченно
Издержки контроля качества и издержки брака могут быть нанесены на один и тот же график , как это сделано на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Экономическая эффективность управления качеством
Точка пересечения этих двух кривых обычно является точкой минимальных издержек. Но на практике нелегко получить даже приблизительную оценку, поскольку приходится учитывать много других переменных. Тем не менее, эта задача является самой важной задачей для руководства. На многих фирмах такие расчеты не производятся, хотя расчет затрат на качество может служить источником огромной экономии.
Текущее управление системами качества
Текущее управление системами качества связано с контролем технологических процессов. Определяются контрольные параметры технологического процесса. Выход за пределы допустимого диапазона контрольных параметров может привести к выпуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества технологических процессов применяются статистические методы.
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.
Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.
Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.
В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и /или
разработка технических
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка технических процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после
Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.
При формировании политики могут быть следующие направления:
- улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
-достижение технического
уровня продукции,
-снижение дефектности и др.
Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.
Общая система управления
качеством может иметь
Деятельность по гарантии качества включает:
- планирование и проектирование;
- проектирование
- изготовление;
- проверка качества;
- предотвращение ухудшения качества;
- реклама;
- сбыт;
- послепродажное обслуживание;
- получение информации от потребителя;
- проверка системы гарантии качества.
Современные методы менеджмента качества находят все большее применение на российских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм.
Первые редакции международных стандартов ИСО серии 9000 вышли. К началу 90-х годов сертификация систем качества за рубежом приняла массовый характер. В России первый сертификат на систему качества выдан в 1994 г.
С середины 90-х годов специалисты и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил, принял на себя изготовитель (самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика).
Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) – англ. International Standard Organization – ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000:
1. ИСО 9000"Общее руководство
качеством и стандарты по
2. ИСО 9001"Система качества.
Модель для обеспечения
3. ИСО 9002"Система качества.
Модель для обеспечения
4. ИСО 9003"Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях."
5. ИСО 9004"Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания".
Основу Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС) составляют пять стандартов:
1. ГОСТ Р. 1.0-92"Государственная
система стандартизации
2. ГОСТ Р. 1.2-92"Государственная
система стандартизации
3. ГОСТ Р. 1. 3-92"Государственная
система Российской Федерации.
Порядок согласования, утверждения
и регистрации технических
Информация о работе Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики