Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование системы управления качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой деятельности на исследуемом предприятии.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности управления качества и ее основных качеств;
- определение понятия системы управления качеством предприятия;
- исследование системы управления качеством в ООО «Центрум» по следующим направлениям:
- анализ элементов и форм реализации управления качеством;
- исследование внешней и внутренней среды, влияющей на качество;
- предложения по совершенствованию процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики………………………………………………………………..………...5
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.……….5
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….……..13
1.3Совершенствование систем управления качеством на основе стандартов………………………………………………………………….…….20
Глава 2. Анализ состояния управления качеством в ООО «Центрум»….…...33
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….....33
2.2 Структура управления качеством продукции и услуг…………………….46
2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение……………...53
Заключение…………………………………………………………………….....63Список используемой литературы…………………………………………..….65

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 197.47 Кб (Скачать файл)

Решаются следующие основные задачи:

оценка степени соответствия качества продукции требованиям  нормативно-технической документации;

оценка стабильности параметров технологических процессов и  степени их соответствия требованиям  технических условий на выпускаемую  продукцию;

определение степени обеспеченности производства качественными материалами, оборудованием, технической документацией;

определение эффективности  применяемой системы технического контроля;

анализ и выявление  затрат на устранение дефектов и потерь от брака;

выбор возможных вариантов  решения отдельных вопросов обеспечения  и повышения качества продукции  для лучшего использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Источниками информации при  обследовании предприятия являются плановая, оперативная, учетная и  отчётная статистическая документация; результаты ведомственного контроля и  опроса работников; используемые нормативно-технические, методические материалы; результаты внутризаводского инспекционного контроля и т. п.

В отчет включают предложения, сгруппированные по следующим основным направлениям: внедрение и совершенствование  системы бездефектного труда  и системы материального стимулирования повышения качества продукции; совершенствование  системы технического контроля и  его материально-технического обеспечения; совершенствование технологии производства и технологического оборудования; повышение  уровня управления качеством продукции; повышение уровня материально-технического обеспечения производства; повышение  квалификации кадров; повышение уровня нормативно-технического и методического обеспечения подразделений предприятия.

Работники предприятия при  решении задач руководствуются  действующими положениями, должностными инструкциями, и другими документами, дополненными в необходимых случаях  соответствующими инструкциями о правилах выполнения работ, использовании технических  средств, порядке ведения первичной  технической документации и др.

На первом этапе внедряется информационно-справочная система. Ее целью является подготовка всей необходимой  информации для выработки решений  по управлению качеством

Во всех случаях в первую очередь осуществляются мероприятия  организационного характере, не требующих  существенных материальных затрат. К  таким мероприятиям могут относиться: меры по усилению технического контроля, оперативное извещение исполнителей об обнаруженных дефектах, контроль за принятыми решениями, четкое распределение между работниками предприятия функций по повышению качества продукции, внедрение организационно-методических стандартов, повышение эффективности системы морального и материального стимулирования.

 

Таблица 2.5

Анализ слабых и сильных  сторон ООО «Центрум»:

Параметры внутренней среды

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность (вес)

Очень сильная

сильная

Нейтральная

слабая

Очень слабая

высокая

средняя

низкая

Маркетинг

               

1. рыночная доля

 

+

       

+

 

2. качество товаров

+

       

+

   

3. уровень сервиса

     

+

     

+

4. эффективность продвижения

   

+

     

+

 

5. репутация предприятия и товаров

 

+

     

+

   

Финансы

               

1. уровень прибыльности

 

+

     

+

   

2. финансовая стабильность

 

+

     

+

   

Ппроизводство

1. уровень НИОКР и инноваций

   

+

       

+

2. использование современных технологий

 

+

       

+

 

3. состояние основных фондов

   

+

       

+

Предприятие и кадры

               

1. квалификация руководства

+

         

+

 

2. квалификация персонала

 

+

     

+

   

3. рациональное распределение прав  и ответственности

 

+

       

+

 

 

Кроме контроля за качеством товара производимого в ОАО «Универсам Центральный» проводится контроль качества поступаемого товара. В каждом отделе постоянно проводиться ревизия сроков годности товара, и в зависимости от сроков реализации товара он может быть уценен или снят с продажи, что позволяет постоянно держать качество товара на нужном уровне. Улучшение организации рабочих мест необходимо для повышения производительности труда работников. При традиционных формах обслуживания рабочим местом продавца является часть торгового зала, ограниченная прилавком и пристенным оборудованием. В условиях самообслуживания понятие рабочего места изменилось. От правильной организации рабочего места во многом зависит скорость и качество трудовых операций. Поэтому в магазине делается все, для того чтобы рабочее место было оснащено необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, запасом товаров, упаковочных материалов и др., т.е. работникам создаются максимальные удобства для труда, исключающие лишние движения. Само оборудование создаёт удобства в работе, обеспечивает безопасные условия труда.

Важными задачами улучшения  организации рабочих мест являются повышение эффективности использования  торговых площадей магазина, улучшение  размещения отделов, внедрение рациональных видов оборудования и правильное его размещение.

Магазин оснащён современным  торгово-технологическим оборудованием представленное в Приложении 2.

Руководство стремится максимально использовать каждый метр торговой площади с целью извлечения максимальной прибыли. Работа магазина весьма сложна, она включает обслуживание покупателей, а также разнообразные операции по приёмке товаров, их сортировке хранению, перемещению, подготовке к продаже и т.п. Но вместе с тем труд работников магазина направлен на обслуживание миллионов покупателей. Поэтому Генеральный директор и его заместители стараются правильно организовать работу --- это значит разумно расставить людей, правильно оборудовать рабочие места и оснастить их необходимым оборудованием, создать благоприятные условия для труда, наладить бесперебойное снабжение товарами и необходимыми материалами, разумно сочетать время работы и время отдыха работников.

Для показа товаров в  магазине наряду с открытыми стендами, горками используются также внутримагазинные витрины, при этом продавцами учитывается тот факт, что наиболее хорошо просматриваются товары, размещённые на торговом оборудовании, на уровне глаз.В настоящее время право определять численность и структуру штатов магазина имеет Генеральный директор и его заместители по организационным и коммерческим вопросам. Численность работников определяется с учётом их товарного профиля, размера торговой площади, объёма и структуры товарооборота, оснащенности оборудованием и механизмами, метода продажи, а также режима работы.

На предприятиях торговли все работники по характеру их деятельности

подразделяются на следующие  категории:

административно-управленческий персонал;

торгово-оперативный персонал;

обслуживающий персонал.

Штатное расписание ООО  «Центрум» представлено в Приложении 3.

Поскольку основным оперативным  процессом в магазине является обслуживание покупателей, ведущей группой работников считается торгово-оперативный персонал (продавцы, кассиры), который в штате  магазина должен занимать от 55 до 70% общей  численности работников.. Для продукции производимой на самом предприятии используется прямой канал сбыта, что обеспечивает прямой обмен информацией между производством и сбытом. Также это позволяет производству быстро реагировать на изменения в коньюктуре рынка. Для большего привлечения и удобства покупателей с большим и средним достатком построена охраняемая автостоянка на большее количество мест, это дает возможность покупателям приезжать на своих автомобилях.

В магазине используется большой ассортимент товара, в нем можно найти, практически все необходимые товары. Это позволяет покупателям удовлетворить все свои потребности сразу в одном магазине. В каждом отделе есть основные товары. Но за товаром постоянно надо следить, ассортимент его постоянно пополняется.

 

2.3 Сертификация продукции и метрологическое обеспечение

 

В настоящее время в  условиях рыночных отношений когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции .

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно – технической документации (НТД), является сертификация. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация появилась  в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон «О защите прав потребителей » ,принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского союза .

Как производитель продукции, ООО «Центрум» и продавцы при проведении сертификации реализуют следующие функции:

подача заявки на проведение сертификации, предоставление сопроводительной документации и образцов продукции;

маркировка сертифицированной  продукции знаком соответствия по правилам, установленным системой сертификации;

применение сертификатов и знаков соответствия в соответствии с правилами системы сертификации и Законодательством Российской Федерации;

обеспечение беспрепятственного выполнения своих обязанностей должностными лицами органов сертификации и органов, контролирующих сертифицированную  продукцию;

обеспечение соответствия производимой (реализуемой) продукции  требованиям нормативной документации;

извещение органа по сертификации об изменениях в процессе производства или документации на сертифицированную  продукцию, влияющих на характеристики продукции, проверяемые при сертификации.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

• Испытания образца  продукции.

• Испытания образца  продукции с последующим контролем  на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

• Испытания образца  продукции с последующим контролем  на основе надзора за заводскими образцами.

• Испытания образца  продукции с последующим контролем  на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными  с завода.

• Испытания образца  продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем  на основе надзора за заводским управлением  качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает  решение, и котором содержатся все  основные условия сертификации, схема  сертификации, перечень необходимых  технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

Последовательность процедур сертификации продукции представлена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

1. Подача заявки на сертификацию

З

2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы

ОС

3. Отбор, идентификация образцов  и их испытания 

ОСИЛ

4. Оценка производств (если это  предусмотрено схемой сертификации)

ОС

5. Анализ полученных результатов  и принятие решения о выдаче  сертификата соответствия

ОС

6. Выдача сертификата и лицензии  на применение знака соответствия

ОС

7. Осуществление инспекционного  контроля за сертифицированной продукцией

ОС

8. Корректирующие мероприятия при  нарушении соответствия установленным  требованиям и неправильное применение  знака соответствия

З

9. Информация о результатах сертификации

ОС


 

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная  лаборатория.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как  у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок  их отбора, правила идентификации  и хранения определяются правилами  системы сертификации однородной продукции  с учетом нормативных документов, устанавливающих требования и методы испытаний данного вида продукции

Информация о работе Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики